Папки-передвижки

Методы работы по формированию процесса словообразования у детей с задержкой психического развития

Татьяна Франчак
Методы работы по формированию процесса словообразования у детей с задержкой психического развития

Методы работы по формированию процесса словообразования у детей с задержкой психического развития.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системой языка, так как словообразование происходит путём соединения морфем.

Функция словообразования формируется к 7-8 годам. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен владеть следующими способами словообразования:

Публикация «Методы работы по формированию процесса словообразования у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

- образование имён существительных при помощи уменьшительных суффиксов

- образование глаголов при помощи приставок

- образование относительных прилагательных

- образование притяжательных прилагательных

Ребёнок дошкольного возраста осваивает грамматические законы родного языка, совершенствует не только речь, но и логическое мышление. Усвоение словообразования предполагает достаточную сформированность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умения определять сходство и различие в значении и формально-языковых признаках слов, а также сохранность психических функций: мышления, восприятия, памяти, внимания и др.

В связи с недоразвитием познавательной деятельности, в том числе и процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, у детей с задержкой психического развития обнаруживаются особенности процессов словообразования. У детей с ЗПР процесс словообразования задерживается, затягивается во времени и имеет качественное своеобразие. Одним из характерных признаков уровня сформированности словообразования является детское «словотворчество». Оно возникает в тот период, когда ребёнок начинает выделять словообразовательные морфемы, обобщать их в соответсвии со значениями, однако ещё недостаточно дифференцирует с учётом норм языка. В связи с этим становится понятным более позднее начало и своеобразие периода детского словотворчества у детей с ЗПР. У этих детей отмечается и большая продолжительность этого периода. Нарушения формирования процесса словообразования у детей с ЗПР проявляются при словообразовании как существительных и прилагательных, так и глаголов.

Содержание работы по формированию процессов словообразования у детей дошкольного возраста с ЗПР.

- Образование имён существительных при помощи уменьшительных суффиксов.

- Образование имён прилагательных при помощи уменьшительных суффиксов

- Образование относительных прилагательных

- Образование притяжательных прилагательных

- Образование наречий от имён прилагательных

- Образование глаголов при помощи приставок

- Образование имён существительных при помощи приставок

- Образование сложных слов

- Образование однокоренных слов.

Система игр и упражнений по формированию процесса словообразования у детей с ЗПР.

При формировании словообразования широко используется приём сравнения. Игры можно проводить с мячом.

Словообразование имён существительных

Игра№1 «Назови ласково»

Педагог бросает ребёнку мяч, называя слово: дом. Ребёнок ловит мяч и возвращая его педагогу произносит слово ласково: домик и т. д.

Слова:

Стол – столик (дом, пол, двор, хвост, лист, корабль, мост)

Пень – пенёк (зверь, день, конь, гриб, город, брат)

Ваза – вазочка (кость, звезда, тумба, лампа, лента, кофта)

Бумага – бумажка (железо, картон, шоколад)

Игра №2 «Собери семью»

Оборудование: предметные картинки взрослых животных, и их детёнышей.

Педагог предлагает рассмотреть картинки, соединить их парами и назвать животного и его детёныша.

Игра №3 «Большой – маленький» (игра с мячом)

Маленький стол – столик

Большой комар – комарище

(маленький куст, большой куст, маленький ковёр, маленький комар, большая изба, маленький винт, большой помидор, большой слон)

Игра №4 «Кто ты?»

Педагог говорит ребёнку: «Посмотри на картинку. Это танцор. Он танцует на сцене. А теперь мы поиграем. Я буду говорить, что ты делаешь, а ты будешь называть свою профессию»

Игра №5 «Назови женские профессии»

Мужчина – портной, а женщина – портниха

Ткач –

Повар –

Воспитатель –

Словообразование прилагательных.

Игра №1 «Угадай, кто хозяин»

(образование притяжательных прилагательных)

Оборудование: картинки (сумка мамы, очки бабушки, рога лося, хвост лисы и т. д.)

Педагог предлагает ребёнку внимательно посмотреть и назвать картинки, отвечая на вопросы: «Чей? Чья? Чьё?»

Игра №2 «Найди ошибки Незнайки»

Незнайка называет предложение, в котором одно прилагательное заменено существительным. Детям предлагается исправить ошибки, и произнести предложение правильно:

На улице льёт (осень) дождь. Какой дождь льёт на улице?

Дует тёплый (весна) ветер.

У причала стоит маленький (река) трамвай.

Наступил первый (зима) день.

Папа купил сыну (воздух) шар.

Дима играет (резина) мячом.

Игра №3 «Назови, какой предмет»

Оборудование: картинки (лодка из резины, гвоздь из железа, ложка из дерева и т. д.)

Ваза из стекла какая? стеклянная

Ложка из дерева – деревянная

Кофта из шерсти – шерстяная

Лодка из резины – резиновая и т. д.

Игра №4 «Назови правильно листья»

Лист дуба – дубовый, лист берёзы - …., лист рябины - …. И т. д.

Игра №5 «Образование прилагательных от наречий»

Быстро – быстрый

Чисто – чистый

Грязно – грязный

Легко – лёгкий

Тяжело – тяжёлый

Игра №6 «Сравни и закончи предложение» (образование сравнительной степени имён прилагательных).

Апельсин большой, а арбуз ещё…. (больше)

Клубника маленькая, а смородина ещё ….

Дыня сладкая, а арбуз ещё ….

Персик мягкий, а вишня ещё ….

Яблоко твёрдое, а орех ещё ….

Формирование процессов словообразования проводится не только на организованных занятиях по развитию речи, но и во всех видах детской деятельности: совместной, самостоятельной. Игры проводятся на основе ознакомления детей с новой лексической темой, с постепенным усложнением, с учётом возраста и индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника. Наилучших результатов удаётся достичь тогда, когда взрослый проявляет заинтересованность, доброжелательное внимание к ребёнку, восторженное, эмоциональное поощрение даже за самую маленькую удачу и старание ребёнка в непростом деле формирования лексико-грамматических представлений.

Публикации по теме:

Моделирование, как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Презентация на тему «Логопедическая работа по формированию словообразования у детей с ОНР» Многие исследователи, изучавшие детей с общим недоразвитием речи, отмечали недостатки овладения ими морфологической системой языка и, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы работы по формированию процесса словообразования у детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 16 ноября 2013 в 02:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД