Папки-передвижки

Методы статистической обработки

Марьясова Екатерина Вадимовна
Методы статистической обработки

данных в исследовании заключались в первичной статистической обработке данных (расчет среднего арифметического, частот). Обработка проводилась с помощью программы Microsoft Excel.

Анализ полученных результатов исследования

В данном параграфе представляются результаты исследования особенностей устной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

На рисунке 1. представлено количественное распределение детей по уровням успешности выполнения речевых проб. Данные приведены по модифицированному варианту речевых проб тестовой методики Т. А. Фотековой.

Публикация «Методы статистической обработки» размещена в разделах

Рисунок 1. Распределение количества детей по уровням успешности выполнения речевых проб

На рис. 1. можно увидеть, что 4 ребенка обладают III уровнем успешности выполнения речевых проб и двое детей имеют соответственно IV и II уровни успешности выполнения речевых проб. I уровень успешности выполнения речевых проб у детей не встречается. Полученные результаты говорят нам о том, что большинство детей по выполнению речевых проб демонстрируют наличие определенного нетяжелого речевого нарушения или выраженной несформированности отдельных сторон речи. Ребенок с IV уровнем успешности выполнения речевых проб приближается по своим результатам к возрастной норме речевого развития. С другой стороны, ребенок со II уровнем успешности выполнения речевых проб демонстрирует достаточно выраженный речевой дефект и недостаточность познавательной деятельности.

На рисунке 2. представлен среднегрупповой профиль детей по выполнению ими заданий методики комплексного изучения связной речи у детей дошкольного возраста (автор - В. П. Глухов).

Рисунок 2. Среднегрупповой профиль выполнения заданий на оценку компонентов и уровня развития связной речи у детей

Анализируя рис. 2. можно заметить, что для детей в целом характерен недостаточный уровень развития связной речи. Так, например, по первому заданию, дети составляли адекватную фразу-высказывание с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие, и не все варианты задания дети выполняли. По второму заданию дети зачастую не могли составить фразу-высказывание с использованием всех трех картинок, несмотря на оказываемую им помощь. По третьему заданию дети допускали пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента. По четвертому заданию в целом дети составляли рассказ с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Выполнение пятого задания детьми характеризовалось тем, что в их рассказе были отражены все вопросы задания, но отдельные его фрагменты представляли собой простое перечисление предметов и действий и информативность рассказа была недостаточна. В шестом задании дети составили рассказ-описание с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, и рассказ был недостаточно информативен, в нем не были отражены некоторые существенные признаки предмета.

На рисунке 3. представлено количественное распределение детей по итоговым уровням речевого развития. Данные приведены по результатам выполнения детьми заданий двух применяемых методик - "Модифицированный вариант речевых проб тестовой методики Т. А. Фотековой" и "Методика комплексного изучения связной речи у детей дошкольного возраста В. П. Глухова".

Рисунок 3. Распределение количества детей по уровням речевого развития

На рис. 3. можно увидеть, что половина детей имеет средний уровень речевого развития (3 чел., двое детей имеют недостаточный уровень речевого развития и лишь один ребенок обладает удовлетворенным уровнем развития речи.

Особенности логопедической работы с дошкольниками при задержке психического развития (ЗПР)

Важнейшая задача логопедической работы с дошкольниками, имеющими ЗПР, относится развитие у них связной устной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления задержки речевого развития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Развитие связной устной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место ЗПР. При работе с данной группой необходимо учитывать, что структура речевого дефекта детей с ЗПР является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии. В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность детей с ЗПР, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития. Большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи при ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.

Вопросы соотношения мышления и речи, дифференциальной диагностики нарушений психического развития у детей с ЗПР и других категорий аномальных детей, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными.

Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии.

В современной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда. Наблюдательный специалист всегда обратит внимание на соответствие или несоответствие между речевым и умственным развитием в каждом отдельном случае.

Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления, ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

В данной курсовой работе мы изучили проблему особенностей логопедической работы с дошкольниками при задержке психического развития (ЗПР). Нами был проведен теоретический анализ проблемы.

В результате теоретического анализа проблемы выяснилось, что задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Речь есть психический процесс, с помощью которого люди реализуют общение друг с другом при использовании различных устных и письменных языковых средств (звуковые сигналы, письменные знаки и т. д.). Также мы выявили, что специфика речевого развития детей при ЗПР состоит, прежде всего, в сочетании различных речевых нарушений, которые могут иметь проявления как недоразвития, так и задержки развития.

Цель исследования достигнута - На основании анализа специальной литературы мы пришли к подтверждению выдвинутой гипотезы. Т. е. действительно логопедическая работа с детьми дошкольного возраста при ЗПР должна проходить по специально составленной методической программе, благодаря которой возможно улучшение речевых показателей детей и повышение уровня их речевого развития в целом.

Задачи исследования получили последовательное решение.

1. Изучить теоретическое состояние вопроса о речевом развитии детей дошкольного возраста. В подтверждение теоретических данных, нами была проведена диагностика уровней связной речи по методикам

1). Модифицированный вариант речевых проб тестовой методики Т. А. Фотековой (адаптация О. Н. Юмаевой и В. В. Болониной) [41].

2). Методика комплексного изучения связной речи у детей дошкольного возраста (автор - В. П. Глухов) [5].

В результате данной работы было установлено, что самостоятельная связная детей с общим недоразвитием речи является несовершенной. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Дети владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме, а также испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания.

Провели сравнение психолого-педагогической характеристики детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормальным развитием. Следует отметить, что дети с общим недоразвитием отстают от нормально развивающихся сверстников. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи.

Выяснили, что использование сказок уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Ведь сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Рассмотрели методы и приемы развития связной речи не только имеющие традиционное направление работы со сказкой, но нетрадиционный подход, который дает ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано.

2. Проанализировать особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Подобраны и апробированы диагностические методики, позволившие выявить и изучить особенности связной речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи третьего уровня и нормальным речевым развитием.

В подтверждение теоретических данных, нами была проведена диагностика уровней связной речи по методикам В. П. Глухова. Н. Г. Комратовой, Е. А. Стребелевой. Выявили, что связная речь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризуется недостаточно развитой связностью, логичностью и последовательностью.

3. Подобраны и апробированы диагностические методики, позволившие выявить и изучить ….

Проанализированы полученные данные констатирующего эксперимента, дали им количественную и качественную оценку.

На этапе контрольного эксперимента мы оценили эффективность комплекса логопедических занятий. Данные, полученные в ходе повторной диагностики, показали, что дошкольники с общим недоразвитием речи стали проявлять интерес к составлению рассказов и активно включались в работу. Составленные рассказы качественно отличались от результатов первичной диагностики по показателям связности, последовательности и логичности.

Публикации по теме:

Инновационные методы и приемы в логопедической практикеИнновационные методы и приемы в логопедической практике Актуальность. В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности коррекционно-образовательного.

«Методы активизации родителей» С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на.

Методы воспитания детей дошкольного возраста Хорошо, если взрослые обучают и воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность ребёнка. Надо внимательно и чутко.

Методы активного слушания ребенка. Активное слушание Активно слушать ребёнка - значит "возвращать" ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Активное.

Методы и приемы индивидуализированного обучения Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности.

Методы проектов Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Солнышко» ТЕМА: «Методы проектной деятельности.

Нетрадиционные методы рисованияНетрадиционные методы рисования Мы все очень хорошо знаем, что все дети очень любят и умеют хорошо рисовать. Только тогда, когда мы вырастаем, говорим, что совсем не умеем.

Проект «Нетрадиционные методы рисования» .

Ротацизм и методы его устранения Предлагаю вашему вниманию сообщение "Ротацизм и методы его устранения". План 1. Определение недостатков произношения звука «р» 2. Виды ротацизма.

Современные методы и приемы обучения в ДОУ Современные методы и приемы обучения в ДОУ. Дошкольный курс основ безопасности жизнедеятельности в период фундаментальных перемен, характеризующихся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы статистической обработки
Опубликовано: 24 мая 2017 в 14:04
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД