Получи документы

Методы здоровьесбережения в период адаптации младших дошкольников к условиям дошкольного учреждения

Валентина Киряева
Методы здоровьесбережения в период адаптации младших дошкольников к условиям дошкольного учреждения

В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании РФ», вступившим в силу 1 сентября 2013 года, общее и профессиональное образование реализуется по уровням образования. Дошкольное образование является первым уровнем образования в Российской Федерации. Это важная ступенька для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности качественного образования для каждого гражданина, где бы он ни проживал в нашей стране. Дошкольный возраст является, пожалуй, самым важным периодом в формировании подрастающего поколения. Именно в это время закладываются основы характера, раскрываются таланты, начинается формирование полноценной личности.

Публикация «Методы здоровьесбережения в период адаптации младших дошкольников к условиям дошкольного учреждения» размещена в разделах

Ориентиром развития дошкольного образования является введение Федерального государственного образовательного стандарта, одной из задач которого является охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).

Каждый маленький человек — это личность, достойная уважения и понимания. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н. М. Аксарина, Г. В. Гриднева, Л. Г. Голубева, К. Л. Печора).

Исходя из этой проблемы, мы постарались сделать привыкание ребенка к условиям детского сада менее болезненно. Был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Привыкайка». Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей. В результате осуществления нашего проекта задействованы старший воспитатель нашего детского сада, воспитатели группы раннего развития, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Срок реализации проекта – в течение года по мере поступления детей.

Цель проекта – помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи проекта:

• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

• формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

• снятие эмоционального и мышечного напряжения;

• снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

• развитие внимания, восприятия, речи, воображение;

• развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

• развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Для решения поставленных задач используем следующие методы : досадовское воспитание (возможность посещения детского сада до поступления ребенка в группу, сказкотерапию, музыкотерапию, бодрящую гимнастику после сна, песочную и водную терапию, пальчиковые игры, подвижные и хороводные игры.

В настоящее время расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи : родители детей раннего возраста имеют возможность вместе с детьми посещать детский до поступления ребёнка в группу детского сада – досадовское воспитание, а также получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей. К числу наиболее актуальных проблем относятся: разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, повышение информационной культуры родителей.

Сказкотерапия означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И. В, сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне, что отвлекает ребенка, развлекает и благоприятно влияет на психику в адаптационный период. В своей работе мы используем песенки, потешки, русские народные сказки, т. е. малые формы фольклора.

Как терапия музыка используется уже давно. Коррекцию эмоционального, психического состояния музыкотерапия удачно осуществляет и у детей. Для этих целей обычно используется классическая музыка (симфоническая, камерная) и народная музыка. Именно эти музыкальные направления обеспечивают большие возможности для стимуляции всех ассоциативных связей в субъективных переживаниях слушателя. Всем известный В. Бехтерев считал, что музыкальный ритм имеет способность устанавливать равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Также музыка может растормаживать заторможенных детей и успокаивать слишком возбужденный темперамент ребенка.

Бодрящая гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Форма её проведения может быть различна (гимнастика пробуждения в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера и т. д.). Мы широко используем босохождение по массажным дорожкам – оно проводится в сочетании с контрастными воздушными ваннами ежедневно, до и после дневного сна. Массажную дорожку составляют пособия и предметы, способствующие массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики).

Песок и вода также обладают психотерапевтическими свойствами, способствуют релаксации, расслаблению. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком и водой. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. И самое главное, игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи.

• В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком.

• В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

С другой стороны, песок и вода могут просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей.

С детьми мы проводим подвижные игры и упражнения имитационного характера. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой. У детей обостряется восприятие, сосредотачивается внимание. Они учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации. Малыши начинают управлять собственными движениями, сообразуясь с движениями сверстника.

Хороводные игры очень полезны для малышей. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать содержание игры, что облегчает выполнение действий. В представленных хороводных играх малыши действуют одновременно и одинаково. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом ходить за ручку по кругу, и ориентироваться на пространственные условия движений. Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Яркое и выразительное ведение хоровода становится своеобразной формой эстетического воспитания. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем.

Эмоции играют важную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Положительные эмоции действуют как противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции, возвещающие о завершении у него адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, главные «лекарства», вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода. Идеей нашего проекта является пробуждение положительных эмоций, а что как ни смешная потешка, приятная музыка, веселые подвижные и хороводные игры могут пробудить положительные эмоции.

Ожидаемый результат проекта: сохранение и укрепление физического и психилогического развития детей с помощью вышеперечисленных методов, повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста, что и позволит легко преодолеть период адаптации детей к детскому саду.

Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее физическое и психологическое развитие.

Публикации по теме:

Система дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» Уважаемые коллеги! Изменений в системе дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» немного, но они очень существенные. В соответствии.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы здоровьесбережения в период адаптации младших дошкольников к условиям дошкольного учреждения
Опубликовано: 9 января 2014 в 20:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД