Лучший педагог года

Межвузовская конференция. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития

Наталья Чапайкина
Межвузовская конференция. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития

Произошедшие резкие изменения в общественной, экономической, социальной и демографической ситуации в стране привели к следующему – увеличилось число семей социального риска, матерей-одиночек и безработных женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, семей, доходы, которых значительно ниже прожиточного минимума, семей беженцев и переселенцев. Семья переживает в России тяжелейший кризис: растет число внутрисемейных конфликтов, разводов, резко сократилась рождаемость. Возникает опасная тенденция переориентации семьи с функций воспитания на простое выживание. В результате чего происходит неправильная социализация живущих в таких семьях детей: у них не формируется представление о ценности семейной жизни, возникает индивидуалистическая, пассивная или агрессивная жизненная позиция, что в скором будущем может привести к социальному взрыву.

Публикация «Межвузовская конференция, Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития» размещена в разделах

Дошкольное образование в России — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Дошкольное образование осуществляется как правило в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола, учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка, но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики.

Перспективы развития дошкольного образования в России

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, что выражается в переходе учреждений в режим развития.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет определить ряд базовых тенденций в развитии системы :

-гуманизация — определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей, центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоническое становление личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе раскрытия сущностных сил. Гуманизация образования — это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности. Ведущим направлением гуманизации образования считается «самоопределение личности в культуре», ее приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным человеческим содержанием гуманизации — усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

-демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием;

-диверсификация определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция выделенных оснований на учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении по-новому представляет все его подсистемы.

В связи с этим появляется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

— принцип человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);

— принцип целостности педагогического процесса и комплексности целей;

— принцип активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления и самоуправления. Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:

— демократизации и гуманизации;

— системности и целостности управления;

— централизации/децентрализации;

— взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);

— единоначалия и коллегиальности;

— объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности, такие, как:

• совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;

• раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;

• несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;

• потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;

• потребность в новых педагогических кадрах;

• приспособление новшеств к новым условиям;

проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;

проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования к ведущим направлениям инноваций в ДОУ можно отнести утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности ребенка; развитие связи практиков и исследователей в области инноватики.

Изменение парадигмальных установок современного образования позволяет рассматривать развитие ребенка как процесс его саморазвития, где образование выступает формой психического развития дошкольника, а нормативы развития трансформируются в понимание развития как нормы.

Соответственно, основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.

Основными направлениями развития системы дошкольного образования так же являются :

• сохранение, поддержка и развитие сети дошкольных образовательных учреждений всех организационно-правовых форм, форм собственности;

• создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития дифференцированной системы дошкольного образования города Междуреченска;

• создание необходимых правовых, организационных, материально-технических и финансовых условий на муниципальном уровне для реализации прав детей на дошкольное образование, адекватное возрасту развитие, охрану жизни и здоровья;

• социальная поддержка многодетных семей, семей, имеющих детей-инвалидов, семей, имеющих детей с ранними проявлениями туберкулезной интоксикации, работников ДОУ;

• определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности органов местного самоуправления в области дошкольного образования, а также правовое регулирование их отношений в этой области.

Так же некоторые исследователи проблем дошкольного образования выделяют следующие направления развития модели муниципальной и региональной сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

Первое направление: психолого-педагогическая и ресурсная поддержка семейного воспитания.

Центры игровой поддержки

В некоторых семьях считают семейное воспитание более предпочтительной формой, чем общественное: иногда – в силу непонимания или недооценки роли дошкольного образования, иногда – в силу сознательно аргументируемой позиции, когда родители рассматриваются как основные воспитатели и учителя ребенка. В некоторых семьях считают, что наибольший эффект даст воспитание ребенка в семье при наличии специально приглашенного домашнего учителя (гувернера).

Тем не менее, родители считают, что ребенок должен получить опыт взаимодействия со сверстниками, в первую очередь – игровой.

Для детей такой категории семей должны создаваться центры игровой поддержки, а для их родителей и педагогов организовываться психологические консультативные пункты, методические библиотеки и игротеки с правом выдачи игр и пособий на дом.

Создание игротек не является чем-то принципиально новым. Одна из лучших общественных игровых комнат для дошкольников была в свое время создана на базе Московского Дворца пионеров и школьников (ныне Московский Дворец творчества детей и подростков) и пользовалась огромным успехом.

В отличие от игровых комнат, открывающихся при крупных торговых центрах, набор игрушек для детей дошкольного возраста формировался в соответствии с психологическими потребностями детей, а за их игрой наблюдали специалисты.

Обучение ребенка и родителя играм и выдача игр на дом в течение нескольких лет практикуется в Институте коррекционной педагогики.

Тем не менее, это одно из важнейших направлений развития новой модели дошкольного образования, включающее просветительскую и образовательную работу с родителями и направленное на реабилитацию общественных представлений о важности игры для развития дошкольников.

В центре игровой поддержки детям не просто предоставляется возможность поиграть в новом пространстве с новыми игрушками рядом с другими детьми. Его специалисты должны направлять игровую деятельность детей и обучать родителей играть с детьми.

При наличии необходимых ресурсов практику обучения совместным играм и формирования уважения взрослых к играм детей можно распространить и на детей, посещающих дошкольные учреждения. Посещения игротек могло бы стать хорошей формой семейного досуга.

Использование оснащенных территорий детских садов в качестве культурно-образовательных и развивающих детских парков.

На приусадебных участках детских садов можно решать задачи, аналогичные тем, что ставятся перед центрами игровой поддержки, и они могли бы функционировать как детские культурно-образовательные парки.

В дни праздников и в выходные дни хорошо оборудованные территории можно использовать для проведения экологических экскурсий, организации праздников для детей микрорайона и игровых прогулок с привлечением кадровых ресурсов детского сада, а также для организации совместных игр детей и родителей.

Создание и развитие сети групп кратковременного пребывания на базе государственных и негосударственных образовательных учреждений

Спрос на группы кратковременного пребывания так же существует у родителей, предпочитающих как основную семейную форму воспитания, но считающих, что качественное образование и развитие можно обеспечить ребенку только с помощью специалистов различного профиля, при чередовании индивидуальных и групповых форм работы. В качестве причин, препятствующих посещению ребенком детского сада, могут выступать его ослабленное здоровье, повышенная утомляемость или другие медико-психологические противопоказания для длительного пребывания в коллективе; травматический опыт посещения государственного учреждения; негативный опыт самих родителей, связанных с детским садом; недовольство условиями организации быта и т. п.

В силу этих причин родители, как было уже сказано, предпочитают группы кратковременного пребывания, организованные не на базе детских садов, прямо или косвенно связанных с проблемами ребенка, а в местах, где, по мнению родителям, детям гарантированы психологически комфортные условия пребывания, а также высокое качество занятий. Представления о качестве занятий связаны с представлениями о профессиональном уровне специалистов и с возможностью самостоятельно выбирать программы и занятия для своего ребенка.

По этим же причинам некоторые родители, дети которых посещают дошкольные учреждения, также пользуются услугами групп кратковременного пребывания и водят детей в кружки и студии за пределами детского сада.

Поэтому наиболее успешно группы кратковременного пребывания развиваются на платной основе как на базе государственных учреждений дополнительного образования, так и на базе негосударственных организаций.

В Нижнем Новгороде, к примеру, создана целая сеть групп кратковременного пребывания для дошкольников на базе негосударственного образовательного центра. Сеть активно развивается, так как спрос на ее услуги и образовательные предложения достаточно велик.

Ресурсные возможности подобных сетей, созданные в «параллельных структурах», должны обязательно учитываться и рассматриваться как важная составляющая региональной системы дошкольного образования в целом.

Организация консультативно-диагностических центров для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, имеющими инвалидность

Дети-инвалиды, как правило, не имеют возможности посещать детские сады, воспитываются в семье и не получают ни дошкольного образования, ни достаточного опыта социализации. Опыт создания специализированных детских садов является единичным (Петербург, Нижнекамск). Тем не менее, такие дети, как и их здоровые сверстники, имеют право на дошкольное образование. Более того, дошкольное образование, понимаемое в данном случае как система ранней коррекции отклонений в развитии и предупреждение возникновения вторичных дефектов, для них крайне важно. В задачу консультативно-диагностических центров входит разработка индивидуальных планов занятий для детей-инвалидов и детей, имеющих тяжелые нарушения в развитии, и обучение родителей для работы с детьми по составленным планам, а также обеспечение их необходимыми методическими материалами.

Консультативные пункты могут организовываться на бесплатной или частично платной основе на базе специализированных детских садов с привлечением имеющихся в них кадров и при медико-психолого-педагогических центрах.

Детский сад – образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (как правило, от 3 до 7 лет, в Российской Федерации один из видов детского дошкольного учреждения.

Система детских садов предназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей ( для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 8 до 18 часов пять раз в неделю). В системе детских садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе – на уровне первичных навыков чтения, письма и счета.

Дошкольное образование в России – обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола, учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребенка, но может осуществляться и дома в семье.

Классификация детских садов:

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением, например: физического, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания;

центр развития ребенка – детский сад;

детский сад комбинированного вида;

детский сад компенсирующего вида.

Публикации по теме:

Дошкольное и начальное общее образование-единый развивающий мир Дошкольное и начальное общее образование – единый развивающий мир. Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего, повышение.

Дошкольное образование детей с ОВЗ Дошкольное образование детей с ОВЗ Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является.

Инклюзивное образование: проблемы и перспективы .

Культурологический подход в образовании: опыт, инновации, перспективы КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ: ОПЫТ, ИННОВАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ Михайлова Наталия Ивановна. Аннотация. В данной статье рассматривается.

План-конспект родительского собрания «ФГОС ДО. Дошкольное образование — первая ступень образования в России» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Плана-конспекта проведения родительского собрания «ФГОС ДО. Дошкольное образование – первая ступень образования.

Проблемы и перспективы изучения экологии города в школе В данной статье описывается опыт работы учителя географии ЧОУ «Школа – интернат № 29 среднего общего образования ОАО «РЖД» г. Уссурийска.

Раннее изучение иностранного языка: опыт, проблемы, перспективы Раннее изучение иностранного языка: опыт, проблемы, перспективы. Достаточно вспомнить, какого труда стоит изучение иностранного языка для.

Результаты, проблемы и перспективы введения ФГОС дошкольного образования Москвичева О. В., заведующий МДОУ «Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области» Результаты, проблемы и перспективы введения.

XX Международная научно-практическая конференция «Личность. Общество. Образование. Традиции и инновации в образовании».XX Международная научно-практическая конференция «Личность. Общество. Образование. Традиции и инновации в образовании». 30 марта 2017 года я приняла участие в работе XX Международной научно-практической конференции «Личность. Общество. Образование. Традиции.

Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития»Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития» Дошкольное образование будущее и перспективы развития. «Время есть величайший из новаторов», — говорил английский философ Френсис Бэкон.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Межвузовская конференция. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития
Опубликовано: 20 ноября 2017 в 12:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД