Получи документы

Мини — исследование детей на основе сюжета сказки «Курочка Ряба»

Оля Семичева
Мини — исследование детей на основе сюжета сказки «Курочка Ряба»

Мини - исследование детей на основе сюжета сказки " Курочка Ряба"

Воспитатель: ЧДОУ "Детский сад Колибри"

Семичева Ольга Викторовна

Мини-исследование «Откуда взялся птенец?»

Цель: развитие у детей инициативности, проявления позитивного отношения к процессу познания и познавательно-исследовательской деятельности.

Публикация «Мини — исследование детей на основе сюжета сказки „Курочка Ряба“» размещена в разделах

Мотивации к познавательно-исследовательской деятельности и ознакомления которые способствовали расширению представлений детей, развивает умение детей формулировать цель своих действий.

Взрослый предлагает детям ответить на следующий вопрос: «Ребята, как вы думаете, что могло вылупиться из яйца, которое снесла курочка Ряба, если бы мышка его не разбила?». Выслушав предположение «Ребята, к нам в группу пришла посылка. Посмотрите, в ней находится интересное яйцо, а кому оно принадлежит, кто может из него вылупиться, неизвестно. А вы когда-нибудь видели, как цыплята появляются из яиц? Какие условия необходимы для того, чтобы это произошло? Что нам нужно сделать, чтобы узнать о них (спросить у взрослого, посмотреть в книге, провести опыт? Вы хотите выяснить, что необходимо сделать, чтобы из яиц вылупились животные? Тогда давайте разобьемся на пары и поищем информацию об условиях, необходимых для того, чтобы из яйца вылупился птенец».

После того как дети осуществили сбор информации о развитии птенцов, взрослый предлагает следующее: «Ребята, давайте с вами станем исследователями и будем наблюдать, как различные животные, в том числе цыплята, появляются из яиц. Для этого мы возьмем яйцо «Инкубатор», вы, наверное, видели такое в магазине, и поместим его в банку с водой. Каждый час мы должны подходить к банке с яйцом и смотреть, что изменилось, а свои наблюдения мы будем записывать в журнал». Взрослый при детях погружает яйцо «Инкубатор» в теплую воду и просит их наблюдать за яйцом, высказывая свои предположения о происходящих процессах. После того как цыпленок полностью появился, взрослый предлагает детям обсудить, что произошло с яйцом, какие условия необходимы для того, чтобы из яйца вылупился цыпленок, откуда берутся яйца.

Мини-исследование «Яйцо изнутри»,

Цель: развитие у детей инициативности в процессе деятельности.

Так же, как и в предыдущем мини-исследовании, в данном исследовании взрослому важно было создать мотивацию у детей к познавательно - исследовательской деятельности, по-казать им, что есть различные способы поиска интересующей информации. Ведущую роль в руководстве познавательно-исследовательской деятельности занимает взрослый, задачами которого являются заинтересовать детей и привлечь их внимание к выполняемым действиям.

Взрослый спрашивает у детей, помнят ли они, что произошло, когда мышка разбила золотое яйцо в сказке «Курочка Ряба». После того как дети ответили на вопрос, он уточняет с ними: «Дедушка с бабушкой очень горевали, когда мышка разбила золотое яичко, ведь им самим очень хотелось узнать, как оно выглядит изнутри и кто может вылупиться из него. Ребята, как нам помочь бабушке и дедушке узнать, что находится внутри яйца?». Выслушав ответы детей, взрослый предлагает осуществить деятельность, направленную на ознакомление детей со строением простого яйца. Детям было предложено найти информацию о его строении в беседах с взрослым, посмотрев в литературных источниках, обсудив данный вопрос с другими взрослыми, работающими в детском саду.

После проведения опыта с яйцами дети пришли к выводу, что бабушке и дедушке будет легче узнать строение яйца, если они вареное яйцо разрежут на половинки, а сырое аккуратно разобьют, тогда они увидят, как устроено яйцо. После этого взрослый сообщает: «Теперь мы знаем, что находится под скорлупой, а как вы думаете, знают ли бабушка и дедушка, из каких составных частей состоит яйцо? А вы знаете? Ребята, а как вы считаете, кто мог вылупиться из яйца? (цыпленок). А знаете ли вы, кто еще кроме цыпленка может вылупиться из яиц?». Выслушав ответы детей, взрослый предлагает следующее: «Давайте разобьемся на пары, одна подгруппа нарисует, из чего состоит яйцо, а остальные подгруппы подумают и нарисуют, кто, как они предполагают, может вылупиться из яйца? А все ваши рисунки мы отправим бабушке и дедушке, чтобы они больше не горевали».

Мини-исследование «Чем разбить яйцо?»,

Цель: Развитие умений рассуждать, делать умозаключения, выводы, преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца.

Задачи: обучение детей старшего дошкольного возраста навыку правильно, логично, последовательно и аргументированно излагать результаты проведенных исследований.

Ход исследования

Взрослый предлагает детям рассмотреть ряд карточек, на которых изображены различные предметы и объекты окружающей действительности (молоток, перо, вилка, нож, батон, скалка, топор, шахматная фигура, ложка, цветок, ветка дерева). Формулировалось игровое задание следующего содержания: «Посмотри внимательно на эти карточки и выбери, с помощью какого предмета или объекта бабушка и дедушка могли разбить золотое яичко, если бы этого не сделала мышка».

После выполнения ребенком инструкции взрослый просит его пояснить сделанный выбор, используя при своем рассказе алгоритм развернутого построения ответа, который ранее совместно создали дети и взрослый. Детям, которым было сложно самостоятельно построить свой рассказ, помогает взрослый, привлекая также других детей группы. Если ребенок и в этом случае не мог справиться с заданием, то игровая ситуация разрешалась совместно в индивидуальном порядке.

Мини-исследование «Вареное или сырое»

Цель: Развитие умения получать необходимые знания при использовании различных источников информации; умения преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца.

Задачи: освоения детьми различных способов поиска интересующей информации при помощи создания алгоритма и действий по нему.

Позиция взрослого на данном этапе была организационно - обучающая, исследование проводилось детьми при содействии и помощи взрослого.

Ход исследования

Взрослый излагает детям следующую проблему: «Ребята, вы знаете, из чего и как готовится яичница? Посмотрите, к нам пришли бабушка и дедушка, персонажи сказки «Курочка Ряба», и рассказали, какая у них случилась беда. Бабушка сварила яйца и положила их в лукошко, потом пришел дедушка и положил в то же лукошко свежие яйца, которые только что снесла курочка Ряба, в итоге все яйца и вареные, и сырые пеперемешались. Бабушке для яичницы нужны сырые яйца, а дедушка хотел съесть вареное яйцо, но теперь они не знают, как их разделить. Нам нужно помочь бабушке и дедушке. Что необходимо делать? Как и где найти интересующую нас информацию? Какими источниками мы можем воспользоваться, чтобы найти информацию о том, как отличить вареное яйцо от сырого».

Далее взрослый предлагает детям создать алгоритм поиска, по которому впоследствии будут доступны такие способы получения информации, как «посмотреть в книге», «спросить у другого человека», «провести опыт» и действовать в соответствии с ним. Для успешного формулирования детьми хода мысленного эксперимента их просили объяснять свои замыслы полным ответом. Если при выполнении исследования дети не могли самостоятельно справиться с заданием, то к ним на помощь привлекались другие дети группы и взрослый. После получения необходимой информации дети рассказывали деду с бабой, как отделить вареные яйца от сырых. Дети объясняли, как нашли данную информацию по имеющемуся у них алгоритму развернутого ответа.

Мини-исследование «Золотое — хорошо?»,

Целью которого являлись развитие проявления настойчивости в овладении объектом познания; умения рассуждать, делать по ходу умозаключения, а затем и основные выводы.

Позиция взрослого при организации познавательно-исследовательской деятельности детей и проведении мини-исследования менялась по мере нарастания опыта и самостоятельности детей от организационно-обучающей к направляющей - регулирующей. Взрослый не делал конкретных предложений детям применить различные способы поиска интересующей информации, но если дети не могли самостоятельно действовать, им предлагались алгоритмы., разработанные ранее.

В данном мини-исследовании взрослый интересовался у детей, почему бабушка и дедушка плакали,

когда разбилось золотое яичко. Хорошо было, что яйцо — золотое? Что такое золото? Совместно со взрослым дети формулировали цель данного мини-исследования — узнать, что такое золото, что из него можно делать и полезны ли для здоровья золотые яйца. Далее взрослый предлагает детям разбиться на пары и ответить на следующие вопросы:

— Что такое золото?

— Что делают из золота?

— Можно ли приготовить еду из золота?

— Как могут использовать золото бабушка, дедушка и курочка Ряба?

Детям, которые в силу индивидуальных особенностей не могут искать информацию, основываясь на опыте предшествующих заданий, опытов и мини-исследований, предлагалось обратить внимание на то, что можно пользоваться уже известным им алгоритмом поиска информации.

Детей побуждали к формулированию гипотезы, просили их выражать свои мысли полным ответом. После того как дети соберут необходимую информацию, взрослый вместе с ними обобщает полученные результаты и просит детей сделать выводы о пользе или вреде золотых яиц. Ответ детей выстраивается на основе алгоритма развернутого ответа, и если у ребенка возникает необходимость в помощи со стороны, то взрослый привлекает к работе других детей группы.

Далее детям было предложено выступить с результатами своих исследований в средней группе детского сада и рассказать о том, что такое золото, что из него можно делать, полезны ли для здоровья золотые яйца.

Мини-исследования дополнялись игровыми заданиями, например которого являлось развитие умения задавать познавательные вопросы; умения преодолевать трудности и доводить начатое до конца.

В ходе проведения данного игрового задания детьми совместно со взрослым осуществлялась познавательно-исследовательская деятельность. Параллельно с этим проходило освоение детьми старшего дошкольного возраста умения задавать вопросы познавательного характера, основой которых стало выявление свойств различных предметов и объектов, их наличие постоянно особо подчеркивалось для более полного ознакомления детей с окружающей действительностью, а также, благодаря ответам взрослых или сверстников.

Взрослый сообщает, что держит в руках несколько карточек с изображениями героев (баба, дед, мышка, курочка, объектов и предметов (лавка, стол, насест, зерна, норка и т. д.) из иллюстраций сказки «Курочка Ряба». Необходимо выбрать первого игрока, который, посмотрев на карточку и не называя вслух, что конкретно изображено, с подробностями опишет другим детям, что на ней нарисовано. Ведущему можно задавать разнообразные вопросы. Все участники игры стремятся догадаться, что изображено на карточке. Далее взрослый предлагает детям подумать, какие вопросы целесообразно задавать ведущему, и вместе с ними формирует алгоритм, включающий описание различных свойств предметов, которые помогут детям при правильном выборе и постановке вопроса. Если дети затруднялись при определении содержания вопроса, то им на помощь приходит взрослый, подсказывая им и обязательно подбадривая их.

Мини-исследование «Пир из яиц»,

Цель: развитие проявления настойчивости в овладении объектом познания; умений получать необходимые знания при использовании различных источников информации.

Одной из важных целей данного мини-исследования являлось побуждение детей старшего дошкольного возраста к проявлению инициативности и самостоятельности в познании окружающей действительности в процессе познавательно-исследовательской деятельности на материале сказки «Курочка Ряба».

В связи с этим взрослый объявляет, что ему пришло письмо от дедушки из сказки «Курочка Ряба» следующего содержания: «Ребята, вы помните меня? Я прошу вас помочь мне. Видите ли, моя жена говорит, что умеет готовить из яиц только яичницу и ничего другого, а мне эта еда надоела. Не могли бы вы мне помочь и рассказать нам о других способах приготовления блюд из яиц». Далее взрослый спрашивает детей, хотят ли они помочь дедушке и бабушке, после чего интересуется, как они будут это делать, как и где можно узнать о рецептах блюд, приготовленных из яиц. Взрослый побуждает детей к самостоятельному выдвижению гипотезы и просит их выражать свои мысли полным ответом.

После обсуждения дети проводили собственное самостоятельное исследование на основе полученных ранее навыков работы с алгоритмами и на следующий день презентовали результаты своего исследования детям своей группы, а особо удачные исследования презентовались детям средней группы дошкольной образовательной организации и выставлялись на всеобщее обсуждение в уголке исследователя, расположенном в группе.

Мини-исследование «Моя семья»,

Целями: которого являлось развитие умения использовать полученные ранее знания в практической деятельности и длительное время сохранять интерес к познавательной деятельности.

На данном этапе осуществляется самостоятельная познавательно - исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста, взрослый занимал, главным образом, наблюдающую позицию.

При организации мини-исследования взрослый обращает внимание детей на то, что в сказке «Курочка Ряба» есть дедушка и бабушка, курочка Ряба, а кого еще нет в сказке? Важно было выяснить, есть ли у детей братья, сестры, бабушки и дедушки, домашние животные. После этого взрослый предлагает детям нарисовать генеалогическое древо своей семьи, отметить при этом наличие домашних животных. Подробные беседы о реальных семьях и детальное обсуждение, как дети будут выполнять задания, какими источниками пользоваться, о ком хотят рассказывать, помогают нашим маленьким исследователям своеобразно «расширить» семью в этой сказке, ввести в сюжетную канву детей, внуков и других родственников бабушки и дедушки, что наглядно отражает новые возможности наших юных воспитанников.

На следующий день дети презентовали результаты собственных исследований друг другу, рассказывали о своих семьях и о том, как они узнали всю информацию о них, как использовали свои новые знания для «развития» сюжета любимой сказки «Курочка Ряба». А особо удачные исследования презентовались детям средней возрастной группы дошкольной образовательной организации и выставлялись на всеобщее обозрение в уголке исследователя, расположенном в группе.

Кроме того, в работе с детьми использовался дидактический материал (комплекс картинок) с изображением возможных вариантов применения яйца (например, яйцо — украшение, яйцо — колыбелька, яйцо — основа для изготовления поделки и т. д.). Детям предлагалось моделировать изображенные на картинках ситуации. Ребенок воспроизводил изображенную ситуацию в своей деятельности, которая в зависимости от содержания приобретала игровой иди реальный характер.

Использование дидактического материала способствовало формированию дифференцированного отношения к данному объекту и вариативности в процессе его преобразования.

Предложенные задания требуют от ребенка большой мыслительной активности.

1. Ребенок делает выводы в результате комплекса мыслительных операций, привлекает к решению задачи весь свой опыт использования предмета.

— Ребенок подтверждает свой выбор рассуждениями о социальной значимости использования объекта в той или иной ситуации.

— Ребенок использует стилизованные изображения, помогающие воспроизведению объективной ситуации с опорой на собственный опыт.

Дети, приобретая практический опыт обращения с данным объектом, начинают осознавать возможность более широкого применения («Можно ли сварить яйцо без огня?», «Могли ли сказочные герои использовать яйцо как зло?», «Колумбово яйцо» и т. д., что является следствием продуктивного воображения и творческого мышления.

Характер познавательно-исследовательской деятельности и ее особенности чрезвычайно важны для формирования интереса к познанию окружающего мира, предполагающего переход от освоения данного мира к его исследованию.

Публикации по теме:

Инсценировка сказки «Курочка Ряба» для детей 2–3 лет Образовательные области: Коммуникация, Социализация, Музыка. Задачи: Обучающие: *формировать знания о русских народных сказках, *учить,.

Инсценировка сказки «Курочка Ряба» в первой младшей группе Цель: формировать интерес к театрализованной игре. Задачи: -продолжать учить выполнять имитационные движения в соответствии с текстом; -учить.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе по мотивам сказки «Курочка Ряба» Конспект ООД по ФЭМП в средней А группе по мотивам сказки «Курочка ряба» Разработала: воспитатель Степаненко В. А Цель: закрепление знаний.

Конспект по развитию речи в первой младшей группе. Чтение сказки «Курочка Ряба» Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшего возраста по развитию речи Чтение русской народной сказки «Курочка.

Конспект занятия по рассказыванию на фланелеграфе сказки «Курочка Ряба» в первой младшей группе Образовательная область: «Речевое развитие» Вид деятельности: «Коммуникативная» Раздел: «Связная речь» Тема: Рассказывание сказки на фланелеграфе.

План-конспект открытого занятия по драматизации сказки «Курочка Ряба» (вторая младшая группа) Технологиялы картасы. Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы Воспитатель: Мынгаева И. С.

Проект «Мини-музей «Курочка Ряба» Цель: Формирование у дошкольников художественно – эстетической культуры средствами музейной педагогики, приобщение детей к народным истокам.

Программа кружковой работы в мини-музее «Курочка Ряба» Программа кружковой работы «Мини-музей «Курочка Ряба»» Руководители: воспитатель Белова Ю. Н. Пояснительная записка. Направление музейной.

Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Курочка ряба».Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Курочка ряба». Театрализованная деятельность по сказке «Курочка Ряба» Цели и задачи: Развивать у детей артистичность, раскованность, умение держаться на.

Занятие по развитию речи в первой младшей группе. Рассказывание сказки «Курочка Ряба» ЯНАО, г. Ноябрьск МБДОУ «Снегурочка» воспитатель: Захарова Наташа Вячеславовна Занятие по развитию речи в 1 младшей группе. Рассказывание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини — исследование детей на основе сюжета сказки «Курочка Ряба»
Опубликовано: 3 декабря 2016 в 20:30
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД