Мини-музей «Опавшие листья»

Лидия Викторовна Барыкина
Мини-музей «Опавшие листья»

Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: "В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра".

А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей?

Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Чтобы понять историю происхождения музеев, вспомним о том, что является основой любого из них. Конечно же, это экспонаты, среди которых немало самых разных и необычных коллекций.

"Коллекционирование - систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный интерес".

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его мини-музей. Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которого он предназначен, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно!

Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Здесь ребенок - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Подготовительный этап.

В начале работы мы вместе с детьми и родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Затем составили проект, который строился по следующей схеме: оформление (чертеж-схема, описание (оборудование, экспонаты, название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в создании музея детей и родителей.

Практический этап.

Музеи, посвященные природе (биологические, геологические, краеведческие, традиционно любимы детьми и взрослыми. Поэтому мы решили создать мини-музей, посвященный одному из компонентов природы.

И назвали его "Опавшие листья".

Цель. Показать на доступном для дошкольников уровне круговорот в природе, дать представления о связи растений и почвы, о том, как образуется почва, какую роль в ее образовании играют опавшие листья, каково значение опавшей листвы для предохранения почвы от замерзания.

Расширять кругозор дошкольников.

Развивать познавательные способности и познавательную деятельность. Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.

Формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

В мини-музее представлены экспонаты, рассказывающие не только об опавших, но и живых листьях.

Программа "Наш дом - природа": экспонаты мини-музея используются для работы по блокам "Почва - живая земля", "Растения" и в рамках экологического проекта "Наше дерево".

Оформление.

Наш мини-музей "Опавшие листья" находится в групповой комнате в центре природы. Материал расположен по разделам, на полочках разного уровня. При его оформлении использованы засушенные листья деревьев разных пород.

Разделы и экспонаты.

Раздел "Одеяло из листьев".

В разделе представлены макеты, связанные с осенними явлениями в природе. Коробка с откидной крышкой обклеена с обеих сторон сухими разноцветными листьями. Внутри коробки тоже листья, а на них лежат маленькие фигурки насекомых. Во время экскурсии дети заглядывают под одеяло из листьев и находят тех, кто прячется под ним. Среди опавшей листвы спрятались уж и еж. Здесь они спят всю зиму.

Раздел "Листья для художника".

Здесь находятся засушенные осенние листья - прекрасный материал для творчества. Представлены осенние букеты, картины из сухих листьев, объемные работы, выполненные детьми на занятиях и совместно с родителями.

Раздел "Дерево загадок".

Дерево сделано из сухих веток. На них прикреплены бумажные листочки с загадками по теме мини-музея. В течение дня дети могут подойти к дереву и отгадать загадки.

Раздел "Кому и для чего нужны опавшие листья".

В этом разделе представлены рисунки, фотографии животных, которые используют листья для питания, создания места обитания, маскировки.

Раздел "Листья - вкусная еда".

Этот раздел представлен иллюстрациями, мелкими игрушками, разными листьями. Его материалы напоминают о том, что листья - это корм для самых разных животных: от гусеницы до слона. Человек тоже употребляет в пищу листья некоторых растений (капуста, салат, лавровый лист). Опавшие листья едят дождевые черви.

Раздел "Листья лечат".

В этом разделе на полочке расположены коробочки с лекарственными растениями: крапива, шалфей, брусника. Раздел рассказывает о лечебных свойствах некоторых листьев.

Раздел "Листья и почва".

Эти экспонаты музея - разнообразные сухие листья, хвоинки. Здесь же находится модель почвы в стеклянной емкости, в верхней части которой лежат опавшие листья.

Раздел "Волшебные превращения листьев".

Этот раздел рассказывает о том, что происходит с опавшими листьями. Здесь представлены образцы листьев, начиная с зеленого и заканчивая темным, почти разложившимся. Промежуточные между ними листья занимают желтые, красные, желто-коричневые. Эти листья расположены в ряд, где можно проследить, как листья превращаются в почву.

Уголок самостоятельной деятельности.

В этом уголке находится "Лиственная игротека". Здесь предлагаются детям следующие задания:

- подбери пару (плод - лист);

- подбери к дереву соответствующий лист;

- узнай лист по его тени;

- выложи на фланелеграфе узор из листьев или какую-нибудь фигурку.

Игра "Разложи листья".

Цель: Разложить листья в нужном порядке - так, чтобы они отражали "волшебные превращения" листьев в почву.

Самостоятельная экспериментальная деятельность.

На подносе лежат лупа, одноразовые тарелочки, стоит коробка с почвой.

Дети могут отсыпать немного почвы на тарелочку и самостоятельно рассмотреть ее через лупу, исследовать, из чего она состоит (в ее составе имеются веточки, корешки).

На другом подносе находятся сухие опавшие листья, семена и несколько коробочек: с песком, глиной, камешками, тонкими сухими веточками.

Дети могут самостоятельно сделать почву, смешав предложенные компоненты. Листья предварительно измельчают.

Использование экспонатов мини-музея

в работе с детьми.

Упражнения для формирования элементарных математических представлений.

- Игра "Собери букет по цвету".

Детям предлагается взять по одному листочку и положить в соответствующую по цвету корзиночку.

- Игра "Большие и маленькие".

Большие листья собирают в большую корзину, а маленькие - в маленькую.

- "Сортировка листьев по цвету и размеру".

Дети раскладывают листья по корзиночкам, ориентируясь на два признака - размер и цвет.

- "Разложи по порядку".

Дети раскладывают карточки с изображением листа (силуэты листьев) в порядке возрастания (убывания) их размера.

- "Найди такой же".

Дети находят листья одинаковые по цвету, размеру и форме.

Рисование.

Техника "Печатаем листьями".

Для выполнения работы дети намазывают обратную сторону листа гуашевой краской и прикладывают ее к листу бумаги. В результате получается отпечаток.

Ручной труд.

"Осенний букет".

Занятие проводится на прогулке. Дети собирают листья в осенние букеты, которые становятся экспонатами мини-музея.

Чтение.

Чтение детям стихов и рассказов об осени, например, рассказ Н. Сладкова "Золотой дождь", И. Бунин "Листопад", В. Берестов "Сентябрь", "Октябрь".

Упражнения по развитию речи.

- "Кому что нужно?"

Дети получают картинки с изображением деревьев. Воспитатель показывает картинки с изображением их листьев и спрашивает: "Кому нужен этот лист?" Ребенок с картинкой соответствующего дерева отвечает: "Березовый лист нужен мне, потому что у меня нарисована береза".

- "Закончи предложение".

Весной на деревьях распускаются (что). листья.

Зимой деревья стояли (без чего). без листьев.

Летом деревья весело шелестят (чем). листьями.

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» http://www.maam.ru/users/Nikila12111958 В нашем детском саду есть в зале музей - изба. Мы часто водим туда детей для знакомства с русским.

Мини-музей в детском садуМини-музей в детском саду Мини- музей - средство реализации образовательно- воспитательных функций: проведение занятий, дидактические игры, настольно- печатные игры,.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мини-музей «Опавшие листья»
Опубликовано: 22 мая 2012 в 10:59
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по нетрадиционной технике рисования с детьми старшей группы «Новогоднее...
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка»
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей «Снежная сказка»
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....