Планирование работы с дошкольниками в мини-музее «Русская изба»

Оксана Бурыкина
Планирование работы с дошкольниками в мини-музее «Русская изба»

Планирование работы с дошкольниками в мини-музее «Русская изба»

В последнее время широкое распространение получила организация работы с детьми на базе мини-музеев, создаваемых в дошкольных образовательных учреждениях. В нашем детском саду функционирует фольклорный мини-музей «Русская изба».

Цель мини-музея: приобщать дошкольников к истории и культуре русского народа.

Задачи мини-музея:

• знакомить дошкольников с жизнью, особенностями быта, традициями и обычаями русского народа;

• знакомить с фольклором;

• расширять словарный запас дошкольников;

• воспитывать у детей интерес к культуре русского народа;

• осуществлять духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников.

В мини-музее «Русская изба» представлены следующие экспонаты:

предметы быта (посуда, прялка, корзины, туеса, нитки, ухват, шкатулки, самовар);

макет русской печи, детская колыбель;

декоративные элементы (скатерти, рушники, салфетки, тканые коврики для пола);

предметы народных промыслов (изделия из бересты, хохломская роспись);

русские национальные костюмы и их элементы (платье, сарафан, кокошник, венок, рубаха, штаны, пояс, головной убор и др.);

куклы в русских костюмах;

народные музыкальные инструменты;

народные игрушки.

Для организации работы с детьми в мини-музее «Русская изба» педагоги детского сада используют разнообразные формы и методы.

Непосредственно образовательная деятельность

Экспонаты мини-музея «Русская изба» могут быть использованы в ходе непосредственно образовательной деятельности с детьми по музыкальному воспитанию, по ознакомлению с окружающим миром, по речевому развитию, при организации художественного творчества дошкольников.

При ознакомлении с окружающим миром педагог знакомит детей с историей предметов, которые мы и сейчас используем в быту (старинная посуда, мебель, одежда, головные уборы и т. п., с особенностями жизни людей предыдущих поколений, с различными ремеслами. Так, в мини-музее можно познакомить дошкольников с лучиной, со свечой, с разными видами ламп; с народными игрушками; сравнить старинную печь с со-временной электроплитой и СВЧ-печью, поговорить о том, как готовили разные блюда в старину.

Организуя художественное творчество детей, педагог показывает различные картины, на которых изображены люди в национальных костюмах, предметы быта, одежду, которые иногда даже можно надеть, поиграть с ними. Здесь же дети знакомятся с искусством народных промыслов (гжели, хохломы и др., с народной игрушкой, выполняют собственные рисунки в том или ином стиле, расписывают деревянные, глиняные заготовки (например, матрешек, тарелки, рисуют национальные узоры и их элементы, делают детали для национальных костюмов.

В ходе непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию дети слушают и сочиняют загадки и сказки о предметах, которые находятся в мини-музее, знакомятся с предметами, которые упоминаются в сказках, но теперь отсутствуют в нашей жизни. Педагог предлагает детям угадывать предметы по описанию или самим составлять описания разных предметов. Дошкольники могут вспомнить сказки, в которых упоминается русская печь (коромысло, веретено, ухват и т. п.) или другой предмет. Расширению словаря способствует и знакомство с деталями национальной одежды.

Народные праздники

В последние годы в нашем детском саду отмечают народные праздники (Рождество, Масленица, Пасха, Троица и другие). Это особо важно с точки зрения воспитания у дошкольников представлений о разнообразии культур, интереса и уважения к культурам, традициям разных народов, толерантности. К каждому празднику в мини-музее организовывается тематическая выставка, включающая в том числе и работы детей.

Народные игры и игрушки

Народные игры игрушки вызывают большой интерес у дошкольников. Дошкольники играют с народными куклами, выполненными из различного материала, рассматривают, сравнивают кукол, дуют в свистульки, а также сами пробуют сделать игрушки из глины, ткани, деревянных заготовок.

Посиделки

Посиделки в «Русской избе» привлекают детей и взрослых возможностью погрузиться в прошлое наших предков. Это и неспешные беседы, рассказы, и народные песни, и рукоделие. На посиделки в горницу мы приглашаем мам и бабушек, которые делятся с детьми своими секретами вышивки, вязания, шитья, плетения.

Слушание, разыгрывание сказок и других фольклорных произведений

Мини-музей «Русская изба» — это своеобразная сцена с декорациями, на которой дети могут разыгрывать различные сценки из сказок, былин, потешки. Здесь облаченный в национальный костюм воспитатель превращается в настоящего сказочника. Сами дети могут рассказывать потешки, короткие сказки малышу в колыбели.

Работа кружков

Мини-музей «Русская изба» используется для дополнительного образования дошкольников.

В нашем детском саду на протяжении нескольких лет функционируют кружок «Веселая горница», на занятиях которого дети знакомятся с фольклором, и кружок «Поиграй-ка», на занятиях которого дети знакомятся с русскими народными играми.

Выставки

Периодически в мини-музее или рядом с ним нами организовываются выставки. На выставках представляются коллекции различных предметов (горшков, самоваров, рушников, предметов народного декоративно-прикладного искусства, работы, выполненные самими детьми и их родителями, бабушками и дедушками, педагогами (картины, кружева, вышивка, корзины, работы, выполненные способом резьбы и выжигания по дереву, и многое другое).

Фольклорный мини-музей — прекрасное место для организации временных семейных выставок: кружев, вышивок, старинной посуды, семейных реликвий (старинные часы, шкатулки, фотографии, одежда, посуда, игрушки).

Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная деятельность детей в «Русской избе» может быть разнообразной, варианты ее реализации зависят от особенностей экспонатов.

Варианты самостоятельной детской деятельности:

ряжение в костюмы (это способствует развитию сюжетно-ролевых игр);

игры с народными игрушками,

игры со свистульками и музыкальными инструментами,

рассматривание альбомов, репродукций, книг;

рисование, лепка, драматизация сказок и др.

Главное — чтобы дети имели возможность самостоятельно познакомиться хотя бы с частью экспонатов: покачать люльку с малышом, посидеть на лавке, заглянуть в печь.

План работы в мини-музее «Русская изба»

с детьми старшего дошкольного возраста

Сентябрь

1. «Русская изба» - составные части русской избы (крыша, рама, сруб, наличники).

Рисование «Изба».

Конструирование «Русская изба». Сказки, викторины по теме.

2. «Изба: внутри – печь» - значение печи: обогревала дом, на ней сушили одежду, обувь, грибы и ягоды, спали и лечились.

Пословицы о печке.

Игра «В каких сказках встречалась печь».

3. «Электроприборы вчера и сегодня» - приспособления наших предков

для освещения: лучина, свеча, лампа.

Иллюстрации осветительных приборов вчера и сегодня.

Игра «Что лишнее?».

Октябрь

1. «Расшитые полотенца» - труд вышивальщицы.

Рисование на тему «Узоры для полотенца».

2. «Царский угол хозяйки» - прядение (самопрялка, веретено).

Песня «Пряха».

3. «Люлька – кроватка для малыша».

Игры с куклой, разучивание колыбельных.

Ноябрь

1. «Хлеб – всему голова» - представления о снопе пшеницы, овса, беседа о труде хлебороба.

Рассматривание и беседа по картине «Хлеборобы».

2. «Русский костюм» - национальный русский костюм, символика орнамента вышивки.

Рисование на тему «Узоры для русской рубашки».

Дидактические игры.

Декабрь

1. «Головные уборы» - косынки, платки, кокошники.

Украшение платка, косынки, кокошника.

2. «Профессия – художник» - репродукции картин В. М. Васнецова «Богатыри», И. А. Аргунова «Портрет неизвестной в русском костюме», В. И. Сурикова «Русская красавица».

Игра «В мастерской художника», рисование.

3. «Русская красавица, русский богатырь» - продолжить знакомство с картинами В. М. Васнецова «Алёнушка», «Богатыри», «Иван – Царевич на сером волке».

Игры: «Русская красавица», «Русский богатырь».

Рассказы по картинам.

Январь

1. «Коляда» - атрибутами для колядовщиков: маски, мешок, элементы костюма.

Изготовление масок для игр, разучивание стихов о зимней природе, колядок.

2. «Сине-голубая Гжель» - история гжельского промысла. Гжельская посуда: чайник, самовар, ваза, фруктовница.

Рисование гжельской посуды.

Февраль

1. «Масленица» - атрибуты для праздника.

Русские песни, пляски, игры: снежная крепость, строительство ледяной горки, подвижная игра «Горелки».

2. «Золотая Хохлома» - история хохломской росписи.

Рисование орнамента: «травка», «завиток», «капельки».

Март

1. «Куклы» - куклы разных времён, появление кукол, материалы для их изготовления (дерево, солома, глина, мох).

Изготовление кукол из тряпок, соломы, ниток; игры с куклами.

2. «Русская кухня» - русская национальная кухня (кулебяка, пироги, рогалики, куличи).

Лепка из теста пирогов с капустой, баранок и калачей.

3. «Полезные каши» - рассказ о пользе каш.

Варка каши из тыквы.

Апрель

1. «Пасха» - праздник Пасхи. Пасхальные яйца, куличи.

Беседа о христианских праздниках и обычаях, украшение пасхальных яиц; игра «Кто из яйца?».

2. «Народные музыкальные инструменты» - предметы старины и быта: рубель, валек, ложка, трещотка, колотушка и их назначение сегодня.

Игра на музыкальных инструментах.

Публикации по теме:

Мини-музей. Проект «По морям — по волнам»Мини-музей. Проект «По морям — по волнам» Составитель проекта: воспитатель — Черепова Людмила Ивановна Мини – музей. Наши воспитанники живут в большом городе, где собрано много.

Мини-музеи в моей группеМини-музеи в моей группе Давно хотела заняться открытием мини-музеев в группе,но всё не хватало времени и места в группе. И вот теперь решила этим заняться. Наметила.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Планирование работы с дошкольниками в мини-музее «Русская изба»
Опубликовано: 13 февраля 2014 в 16:45
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Прогулка «Наблюдение за березкой»
Цели: Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру; продолжать учить описывать растения, отмечая их различия и сходство...
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми с детьми младшей группы «Подарки...
тема: «Подарки для зверят». Цель : создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие: -...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...