Мини-проект по экологии «Маленькие иследователи»

Марина Габдулина
Мини-проект по экологии «Маленькие иследователи»

Мини-проект

«Маленькие исследователи»

по экологии

в средней группе № 5

Воспитатели: Габдулина М. М. Садыкова Г. М

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальных проблем современности.

Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимой чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.

В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой. У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода.

Типология проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.

Сроки реализации: краткосрочный – 3 месяца.

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет, родители воспитанников, воспитатели.

Цель проекта:

1. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования.

2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.

Задачи проекта:

• формировать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

• поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Актуальность:

Актуальность темы мы видим том, что в образовательном процессе совместная деятельность воспитателя и детей в современной педагогике рассматривается как основа методов обучения и воспитания детей, направленных на экологическое образование. При этом взаимодействие с природой складывается из общения ребёнка со взрослыми, в ходе которого происходит преобразование деятельности через введение новых видов деятельности, через изменение содержания, методов и средств обучения, при этом педагог выступает инициатором ориентировки на новую экологическую деятельность.

I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

1. Подготовка к работе педагогов.

• Определение проблемы, цели и задач проекта.

• Изучение литературы, подбор материала для выполнения экспериментальных работ.

• Выявление знаний детей о предметах и явлениях в неживой природе.

• Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.

• Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2. Сотрудничество с родителями.

• Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

• Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.

• Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.

• Подбор материалов.

II. Практический.

Формы организации образовательного процесса.

месяц

формы работы

июнь

1ая неделя

2ая неделя

З я неделя

4ая неделя

июль

1ая неделя

2ая неделя

3я неделя

4ая неделя

Август

1ая неделя

2ая неделя

3я неделя

Беседа: «Что мы знаем о природе?»

Цель: Определить уровень первичных представлений детей о природе, природных объектах

Опыт: «Узнаем, какая вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая); подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная»

Опыт: «Разноцветные капельки»

Цель: Выявить свойства воды: в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Опыт: «Движение воздуха».

Цель: обнаружить движение воздуха в природе; предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.

Опыт: «Поиграем с ветерком».

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер.

Опыт: «Что в пакете?».

Цель: выявить свойства воздуха, сравнить свойства воды и воздуха.

Опыт: «Песчаный конус».

Цель: показать свойство песка - сыпучесть.

Опыт: «Свойства мокрого песка».

Цель: познакомить детей со свойствами песка; показать детям, что мокрый песок лепится, а сухой рассыпается; что на солнце мокрый песок становится сухим.

Опыт: «Глина, ее качества и свойства»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает)

Опыт: «Где вода?»

Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

Опыт: «Испытатели».

Цель: показать детям сходства и отличия свойств песка и глины;

Работа с родителями.

месяц

Формы работы

июнь

июль

август Беседа необходимости расширять и закреплять полученные знания о природе.

Консультация о том, какие опыты с водой можно провести в домашних условиях.

Приобретение глины.

Беседа о том, какие эксперименты с песком и глиной можно проводить в домашних условиях.

III. Обобщающий.

1. Оценка реализации проекта детьми: беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?”.

2. выставка работ детей;

3. папка-раскладушка «Мы экспериментируем»

Ожидаемые результаты:

Для детей:

1. - Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

2. - соответственно возрасту детей формируются познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

Для педагогов: Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

Литература

1. С. Н. Николаева «Юный эколог» программа. М., 1999 г.

2. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.

3. С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М., 1973 г.

4. М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду», М., 1989 г.

5. Н. А. Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.

6. О. В. Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.

7. Интернет –сайты

Июнь.

1 неделя.

Беседа: «Что мы знаем о природе?»

Цель: Определить уровень первичных представлений детей о природе, природных объектах

"Наблюдение за водой в природе"

Цель: дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разных состояниях (водоём, ручей, лужица) .

П/и «Ручеек»

Цель: развивать двигательную активность, координацию движения, внимание, учить последовательности.

2 неделя.

Опыт: «Узнаем, какая вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая); подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная»

Д/и "Плыви кораблик"

Цель: дать представление о том, что тяжёлые предметы тонут, а лёгкие плавают.

Эстафета «Кто быстрее принесет воду»

Цель: развивать двигательную активность, координацию движения, учить действовать по правилам, закрепить игры эстафеты.

3 неделя.

Опыт: «Разноцветные капельки»

Цель: Выявить свойства воды: в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Трудовая деятельность.

"Напоим цветы водой"

Цель: дать представление о том, что без воды всё живое погибает, цветы и растения засыхают, теряют листья.

Д/и «Поймай рыбку»

Цель: развивать мелкую моторику, ловкость, внимание, закрепить свойства воды.

4 неделя.

Опыт: «Движение воздуха».

Цель: обнаружить движение воздуха в природе; предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.

Игры на развитие органов дыхания:

«Кто дольше сможет подуть на листики?», «Кораблики».

Цель: закрепить силу движения воздуха на предметы, развивать органы дыхания, внимание.

Работа с родителями.

Беседа необходимости расширять и закреплять полученные знания о природе.

Июль.

1 неделя.

Опыт: «Поиграем с ветерком».

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер.

П/и «Ветерок»

Цель: развивать двигательную активность, координацию движения, учить играть соблюдая правила игры.

2 неделя.

Опыт: «Что в пакете?».

Цель: выявить свойства воздуха, сравнить свойства воды и воздуха.

Игры-эстафеты: «Кто быстрее надует шарик», «Волшебные мыльные пузыри».

Цель: учить делиться на две команды, болеть за своих участников, учить выявлять свойства воздуха.

3 неделя.

Опыт: «Песчаный конус».

Цель: показать свойство песка - сыпучесть.

Д/и «Найди игрушку»

Цель: развивать мелкую моторику, внимание, учить определять на ощупь.

Д/и «Нарисуй солнышко»

Цель: учить рисовать сухим песком, закрепить свойства сухого песка, развивать мелкую моторику.

4 неделя.

Опыт: «Свойства мокрого песка».

Цель: познакомить детей со свойствами песка; показать детям, что мокрый песок лепится, а сухой рассыпается; что на солнце мокрый песок становится сухим.

Д/ и «Нарисуй лето» рисование на мокром песке.

Цель: закрепить свойства мокрого песка, развивать мелкую моторику, воображение, вспомнить характерные признаки лета.

Конструирование. Постройки из мокрого песка «Детская площадка».

Цель: развивать воображение, учить придавать форму предметам, обыгрывать постройку, закрепить свойства мокрого песка.

Работа с родителями. Консультация о том, какие опыты с водой можно провести в домашних условиях.

Август.

1 неделя.

Опыт: «Глина, ее качества и свойства»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает)

2неделя.

Опыт: «Где вода?»

Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

3 неделя.

Опыт: «Испытатели».

Цель: показать детям сходства и отличия свойств песка и глины.

Работа с родителями: Беседа о том, какие эксперименты с песком и глиной можно проводить в домашних условиях.

Публикации по теме:

Наш мини-огород на подоконнике в подготовительной группе.Наш мини-огород на подоконнике в подготовительной группе. Наш мини-огород на подоконнике в подготовительной группе. Приобщение детей к экологической культуре невозможно без опытов и наблюдений,.

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Обитатели водоемов
  • Игрушки
Автор публикации:
Мини-проект по экологии «Маленькие иследователи»
Опубликовано: 11 сентября 2013 в 21:33
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...