Надежда Александровна Филатова
Многофункциональное пособие «Куби-дом» для работы с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях на логопункте
Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагают изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с обучающимся: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Многофункциональное пособие «Куби-дом» дает право выбора ребенку, он может самостоятельно выбрать понравившуюся игру, дидактическое упражнение, как самостоятельно, так и с другим ребенком. Все зависит от того какое у нас занятие индивидуальное или групповое.
Публикация «Многофункциональное пособие „Куби-дом“ для работы с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях на логопункте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2022
Данное пособие актуально, так как в последнее время увеличивается количество детей, имеющих различные речевые нарушения. Нарушения речи у таких детей проявляются в дефектах звукопроизношения, низкой способности различать звуки, в затруднении звукового анализа слова, в недоразвитии лексико-грамматической стороны речи. Кроме того, нарушения речи сопровождаются недоразвитием мелкой моторики пальцев рук, низким уровнем развития внимания, памяти, наглядно-образного мышления. Для решения данных проблем изготовила универсальное логопедическое пособие «Куби-дом».
Цель: совершенствование всех компонентов речевой системы, психических процессов у дошкольников с нарушением речи посредствам игрового пособия «Куби-дома».
Задачи:
1. Формировать навыки артикуляционного аппарата, направленности воздушной струи, мелкой моторики, звукобуквенного анализа, чтения;
2. Развивать фонематический слух, лексико-грамматические категории, связную речь;
3. Развивать психические процессы: внимание, мышление, память, воображение, эмоции.
«Куби-дом» это современное игровое пособие - в процессе игры с кубами у ребенка исправляются дефекты звукопроизношения, формируются начальные фонетико-фонематические представления, развивается лексико-грамматический строй речи, связная речь, совершенствуется мелкая и артикуляционная моторика.
Учитывается, что кубы очень любят дети, так как, поворачиваясь к ребенку, то одной, то другой гранью, раскрывают все новые и новые символы, знаки, интересные задания, упражнения, которые можно выполнять как самостоятельно, так и с партнером. Кубы легкие, легко трансформируются, удобны в применении в разных видах и формах детской деятельности;
«Куби-дом» представляет собой дом, состоящий из двух кубов и крыши, поставленных друг на друга. Кубы скреплены между собой при помощи липучек, расположенных на их поверхностях. На стенах (гранях) первого куба находятся кармашки-окна, где могут располагаться игровые упражнения; на стенах другого куба – липучки, с помощью которых педагог может прикреплять съемные картинки. Каждый куб открывается, внутри могут находиться подручный материал: съемные картинки на липучках, шарики Су-Джок, ежики, эспандеры, зеркала, ободки «Внимательные ушки» и многое другое.
Коррекционно-логопедическая работа будет идти успешно, если соблюдать ряд условий:
1. Подбирать материал для «Куби-дома» в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, и степенью тяжести речевого дефекта.
2. Систематически его использовать для развития речи на всех этапах коррекционного процесса с учётом тематического планирования.
3. Организовывать совместную деятельность учителя-логопеда и воспитателя в системе коррекционно-развивающих занятий с применением «Куби-дома».
Основные достоинства «Куби-дома» :
- компактен - «Куби-дом» раскладывается по принципу матрешки, складывается по принципу пирамиды, ребенок не знает, какие еще секреты он таит в себе, тем самым повышает игровую мотивацию;
- легкий, безопасный;
- играть можно как на индивидуальных, так и на групповых занятиях.
Примерные игровые упражнения, которые входят в «Куби-дом» :
«АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»
Цель: активизация основных движений артикуляционного аппарата.
Ход игры: На грани куба изображена обезьянка, в зависимости от артикуляционного упражнения учитель-логопед или ребенок меняет символ изображения губ. В зависимости от выбранного символа ребёнок произносит данный звук, выполняет упражнение.
Возможно использование сказки и стихотворного материала.
ИГРА «ВЕТЕРОК»
Цель: тренировка целенаправленной, сильной воздушной струи.
ИГРА «ПРЕДЛОГИ»
Цель: обучение умению правильно употреблять предлоги, выделять их в предложении, составлять с ними предложения.
Ход игры: На грани куба изображены схемы предлогов. Ребенок, на котором закончилась считалка, вращает куб с закрытыми глазами, выбирает грань. Открыв глаза, называет ее. Дети по очереди или по желанию придумывают предложения с этим «маленьким словечком» - предлогом. Педагог может задать тему, например: предложение про осень, в котором будет «маленькое словечко» на.
Игра «КАКОЙ ПЕРВЫЙ ЗВУК?»
Цель: научить ребенка выделять первый звук в слове.
Ход игры: логопед называет детям картинки, выделяя первый звук в слове голосом, спрашивает, у кого из них находится та картинка, предмет которой начинается на звук [ Р ] и т. п. Ребенок должен правильно назвать предмет и прикрепить картинку к «Куби-дому».
Игра "РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ"
Цель: научить ребенка слышать и дифференцировать смешиваемые звуки в словах.
Ход игры: логопед достает из «Куби-дома» картинки, в названии которых есть звуки, которые ребенок смешивает. Ребенок раскладывает их на две кучки.
Игра "ЖИВОЕ-НЕЖИВОЕ"
Цель: автоматизировать в речи детей поставленные звуки, закрепить понятие об одушевленных и неодушевленных предметах.
Ход игры: логопед достает из «Куби-дома» картинки. Задача детей - назвать их и распределить.
Игра «ПОСЧИТАЙ-КА»
Цели: развитие фонематического слуха, звуко-слогового анализа и синтеза; воспитание выдержки, коммуникативных способностей, умения подчиняться общим правилам игры; формирование мыслительных процессов в ходе выполнения задания.
Ход игры: Ребенок бросает кубик, ловит его и выполняет задание столько раз, сколько кружков на грани, обращенной к нему.
Задание 1: произнести автоматизированный звук, слог со звуком.
Задание 2: назвать гласные либо согласные звуки.
Задание 3: придумать слова с заданным звуком.
Задание 4: придумать слово с заданным количеством звуков либо слогов.
Задание 5: подобрать признак, действие к предмету, объекту, названному педагогом или изображенному на картинке.
Задание 6: составить предложение из заданного количества слов.
ИГРА «ЗВУКОВИЧОК»
Цели: формирование умения давать характеристику звукам речи, используя соответствующие символы, подбирать к символам звуки; развитие фонематического слуха, возможности выделять звук на фоне слова; придумывать слова на заданный звук; определять позицию звука в слове.
Ход игры:
Задание 1: назвать звук в соответствии с характеристикой по условным обозначениям.
Задание 2: назвать слово на заданный звук в соответствии с характеристикой его по условным обозначениям.
Задание 3: придумать слово с заданным звуком в соответствии с его условным обозначением, определить положение звука в слове.
Задание 4: найти и принести из группы предметы (выбрать картинки в лото, в которых начальный звук соответствует характеристике условных обозначений.
Задание 5: показать грань с условным обозначением, которому соответствует названный педагогом звук (определенный ребенком начальный, конечный звук в слове).
Игра «ЗВУКОВАЯ УЛИТКА»
Цель: автоматизация изучаемых звуков в словах.
Ход игры: учитель-логопед достает из куба маленький кубик, на гранях которого расположены картинки на изучаемый звук и договаривается с ребенком, какую картинку он будет “выбрасывать”. Например, ребенок назвал картинку “самолет”. Его задача - бросать кубик и называть все картинки, которые выпадают до тех пор, пока не выпадет “самолет”. Таким образом, ребенок многократно проговаривает изучаемый звук в словах и не устает при этом. Игру можно превратить в соревнование, если подключить нескольких детей. Выиграет тот, кто больше всех «выбросит» заданные картинки.
Наполняемость «Куби-дома» может быть разнообразной. Игры и упражнения подбираются в зависимости от того или иного речевого дефекта.
На заключительном этапе используется крыша – это сюрпризный момент, в конце логопедического занятия из неё достается сюрприз для ребенка, мотивирующий его на дальнейшую совместную деятельность (жетон, медаль, раскраска и т. д.) В данном случае, крыша – это также пособие для выполнения самомассажа. На какую часть тела (стопа, рука, голова) попал кубик, тут мы и будем массировать с помощью шарика Су-Джок, колючий мяч, экспандер.
Дидактическое пособие «Куби-дом» при взаимодействии с обучающимися применяю на протяжении двух месяцев. При организации занятий у детей заметно повысился уровень мотивации, дети с интересом исследуют куб и находят каждый раз новую игру, дидактическое пособие, раздаточный материал. Занятия получаются насыщенными, разнообразными, продуктивными, время проходит очень быстро и обучающиеся хотят продолжать выполнять то или иное упражнение, тем самым задается интерес ребёнка к следующему занятию, ждёт его с нетерпением, что является неотъемлемым условием повышения качества образования в ДОУ.
На протяжении двух лет работая по теме проектная деятельность, за это время совместно с родителями и самостоятельно изготовила множество, разнообразных не менее эффективных пособий, которыми активно пользуюсь в своей работе, и которые могут также стать наполняемостью «Куби-дома»/