Создание условий для реализации регионального компонента с учетом ФГТ. Выступление на педагогическом часе

Наталья Каипова
Создание условий для реализации регионального компонента с учетом ФГТ. Выступление на педагогическом часе

В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края. Основная общеобразовательная программа предусматривает реализацию регионального компонента в ДОУ.

Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.

Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим. Программа дополнительных образовательных услуг (кружковая работа) позволяет в полном объёме решить данную задачу.

Однако этнокультурное образование не ограничивается кружковой работой. Ознакомление детей с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» и др. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом. Основной формой работы с детьми по данному направлению можно считать кружковую работу. Занятия кружка «Моё Оренбуржье» и «Я - гражданин» проводятся в подготовительных группах один раз в неделю, с подгруппой. На этих занятиях дети знакомятся с историей возникновения Росси и Оренбургской области, достопримечательностями и выдающимися людьми нашей страны и нашей области, обогащают знания о животном и растительном мере родного края, организуют выставки детских рисунков и поделок на тему «Моя Родина», «Моё Оренбуржье». Всё чаще педагоги включают проектную деятельность в реализацию регионального компонента. Итогом проектов является создание презентаций, фотоальбомов и коллекций, посредством которых ребята закрепляют свои знания.

Важно для обеспечения реализации этнокультурного направления создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей (ФГТ к условиям реализации Программы). Это могут быть и этнографические музеи, организованные в отдельных помещениях, так и мини музеи, расположенные в групповой комнате.

В ознакомление детей с народной культурой всё глубже входят электронные образовательные ресурсы. В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с искусством других народов. Через интернет посещают удалённые от нас музеи.

В нашем ДОУ функционирует собственный сайт, который оправдывает себя, как средство взаимодействия ДОУ с семьёй и другими социальными институтами.

Семья является главным источником народных традиций. Поэтому педагоги активно взаимодействуют с родителями, которые помогают собирать экспонаты, для музея, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду.

С целью повышения этнокультурной компетентности педагогов:

- работает «Школа молодого педагога»

- педагоги участвуют в творческих и профессиональных конкурсах.

И так, для успешной реализации регионального компонента важно создать единую систему, которая даёт более эффективные результаты

- по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;

- позволяет осуществлять поиск нестандартных форм деятельности;

- даёт возможность гармонично ввести требования ФГТ в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание — региональный подход» Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы родного края.

Презентация на тему «Республика Бурятия» Целью данной презентации является эмоциональное восприятие родного края. Республики Бурятия Основной проблемой для создания данной презентации.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Создание условий для реализации регионального компонента с учетом ФГТ. Выступление на педагогическом часе
Опубликовано: 24 марта 2013 в 19:02
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс поделки из бумажных гармошек «Летний коктейль»
Мастер-класс из бумажных гармошек:"Летний коктейль" для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Вот и наступило долгожданное лето....
«Праздник птиц». Развлечение в младшей-средней группе
Праздник птиц развлечение в младшей-средней группе «Сказка» Цель: 1. Развивать у детей умение общаться с природой и окружающим миром. 2. Развивать у детей...
Особенности традиционного костюма коми народа. Материалы для проекта «Моя малая...
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени....
Фотоотчет «Мы болели за футбол»
С 14 июня по 15 июля 2018 года у нас в России прошел настоящий праздник - Чемпионат Мира по Футболу! В данном чемпионате участвовали сборные команды из 32...
Интеллектуальная игра «Береги лес!» по предмету «Человек и мир» для учащихся 2-х классов
Интеллектуальная игра «Береги лес! » по предмету «Человек и мир» для учащихся 2-х классов «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить –...