Мобильный логопед. Материал для автоматизации звука [л] в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Антонина Головченко
Мобильный логопед. Материал для автоматизации звука [л] в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию подготовленный рабочий материал для автоматизации звука «Л», оформленный для быстрого и удобного ведения домашних тетрадей, в формате А-4. Подборка разнообразных грамматических заданий, насыщенных необходимым звуком, расположена по мере их усложнения. Просто необходимо вырезать нужное задание и приклеить в индивидуальную тетрадь ребёнка.

Проговаривать слова:

Лаз лак лай лоб лом лоск лось луч лук лава лапоть лавка лампа лайка ладонь ладья лангет ландыш лапа ласка лопух ласточка лампочка лавина лодка ложка ломка локон лозунг ловкий локоть лошадь лужок луна лужа лупа лукавый лунатик лукошко лыко лыжи лыжник

Проговаривать:

юла сила пила школа скала салат палас талант халат кулак калач палатка булавка пастила салазки похвала волосы голова колобок молоток молоко золото холодец салон талон чулок пилот солома болото колодец калоши холодный голодный одеколон полоска пилотка Володя силуэт тулуп голубь палуба валун шалун колун жёлудь получка балык полынь скалы пчелы скулы белый смелый алый спелый милый малыш тяжелый булыжник

Проговаривать:

Бал зал металл подвал пенал обвал скандал сигнал вокзал шакал канал бокал символ самосвал пол гол стол холл укол футбол щегол чехол монгол хохол угол ствол посол ментол подол баскетбол гул мул стул мускул аул отгул баул есаул пыл тыл мел отдел узел дятел пепел осёл козёл котёл новосёл орёл ил кизил настил винил этил Михаил

Проговаривать чистоговорки:

Ла-ла-ла, ландыш, лампочка, лапша.

Ло-ло-ло, локоть, лошадь, молоко.

Лу-лу-лу, лужа, голубь, на полу.

Лы-лы-лы, лыжи, лысина, столы.

Ал-ал-ал, пенал, упал,

Ол-ол-ол, стол, футбол,

Ул-ул-ул, стул, уснул,

Ил-ил-ил, пил, ходил,

Ел-ел-ел, мел, успел,

Ял-ял-ял, мял, стоял,

Ыл-ыл-ыл, был, забыл,

Ёл-ёл-ёл, мёл, козёл.

Проговаривать:

Волк холм долг балка белка полка ёлка булка свалка вилка галка сделка точилка молва халва султан скалка вулкан солдат палка ссылка колпак полка полдник полдень балкон иголка волны алмаз шалфей полночь мочалка полковник фиалка салфетка алфавит молния бутылка посылка палтус

Проговаривать:

Клад флаг склад класс зло слон флот плов плот клок клоп блок клуб плуг глаза глава благо бланк склон слух клык кладка вобла блокнот блондин свекла Клава пламя клапан гланды кукла клочок кладезь классик плакат платок площадь флакон фламинго классный блокнот блоха сладкий главный гладкий глоток пекло глыба слово

Проговаривать:

пломба стекло клоун наклон плотник флоксы глобус поклон глотка клубок блузка глухой клумба каблук глупость глубина клубника глубокий облако яблоко блокада плотина закладка клавиши кладовка гладиолус оглобля

Проговаривать:

Колокол, Лола, балалайка, гладиолус, Лапландия, глагол, слалом, скалолаз, скалолазка, полнолуние, толстолобик, балаболка, молотилка, оголтелый, злословие, головоломка, белолобый, голословный, долгополый, голубоглазый, благословление.

Проговаривать словосочетания:

холодное молоко, голубое платье, белое облако, молодой человек, глубокий колодец, голодный волк, полосатый халат, глупый малыш, голубые глаза, смелый солдат, шёлковая блузка, на клумбе гладиолусы, салат с луком, хлопать в ладоши, оловянный солдатик, шалаш из соломы, спелое яблоко, весёлый клоун, тёплое одеяло, плывёт теплоход, взошла луна, яблочное повидло, сладкая халва, поломался стул, упал на пол, стало тепло.

Задание: Посчитай от 1 до 5

Пример: одна лодка, две лодки,. и т. д., пять лодок. (Слушать правильное произношение «Л»)

Слова: ложка, лампа, лопата, лось, стул, стол, платье, яблоко, ёлка.

Задание «Скажи ласково»

Пример: Лавка-лавочка

Слова: лошадь, лужа, лампа, ложка, лодка, стол, булка, яблоко, каблук, ёлка, волосы.

Задание «Скажи, если этого много»

Пример: стол-столы (слушать правильное произношение звука «Л»)

Слова: ложка., стул., лоб., глаз. ,слон. ,

платье., лак., халат., голубь. ,яблоко-…

Задание: «Скажи, нет чего?»

Пример: стол – нет стола; столы – нет столов.

Слова: стул, молоко, лодка, лошади, пчела, пчёлы, колобок, клавиши, колодец, голубь, голуби.

Проговаривать предложения:

Павел сел на стул.

Слава пошёл в школу.

Клава погладила платье.

Влад купил молоко.

Лола спела весёлую песню.

Светлана надела белую блузку.

Мила вымыла полы.

Николай плывёт на лодке.

Луша подмела пол метёлкой.

Лана выпила холодное молоко.

В глубоком колодце холодная вода.

Михаил получил посылку от Славы.

Около дупла сидел дятел.

Проговаривать предложения:

Володя служил на флоте и плавал на подводной лодке. Алла сделала салат со свёклой и подсолнечным маслом. Николай налил воду в поилку для лошади. Лада купила халат в полосочку и долго его носила. Клава съела молочную лапшу с маслом. Лола надела голубое платье и белый платок. Влад купил спелые сладкие яблоки и положил их в холодильник.

Выучи стишки.

Дятел выдолбил дупло.

Было дятлу в нём тепло.

Мила яблоко купила,

Мила куклу угостила.

Все бело, бело, бело. Много снегу намело.

Вот веселые деньки! Все - на лыжи и коньки!

Выучи стишки.

Вот весёлый колобок покатился, как клубок.

Мила искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Володя сделал лодочку,

А к лодке два весла.

Пустил Володя лодочку

И лодка поплыла!

Измени предложения:

Я видел (а) в лесу белку. (ты видел (а) в лесу белку; он (а)., мы. ,вы., они.). Я поехал (а) на вокзал. Я захлопал (а) в ладоши. Я посадил (а) на клумбу флоксы. Я купил (а) пилу. Я выпил (а) молоко.

Задание: «Скажи наоборот»

Пример: ребёнок – взрослый

Слова: Грустно - (весело, ребёнок – (взрослый, чёрный – (белый, старый –(молодой, правда - (ложь, добрый -(злой, простой -(сложный, старший - (младший, горячий –(холодный, бодрый –(вялый, будущее-(прошлое, хорошо –(плохо, мелко – (глубоко, грубый – (ласковый, сытый –(голодный, резкий –(плавный, умный –(глупый, противный –(милый, тёмный – (светлый,сильный–(слабый, потолок– (пол, второстепенный –(главный).

Игра «4-й лишний» (назвать лишний предмет, объяснить, почему он лишний, придумать с этим словом предложение.)

Лимон, апельсин, стул, мандарин.

Яблоко, помидор, огурец, морковь.

Самолёт, корабль, машина, платье.

Бабочка, кукла, комар, таракан.

Пчела, куртка, пальто, шуба.

Сапоги, кроссовки, тапки, волк.

Соловей, учитель, повар, шофёр.

Роза, молоток, ландыш, ромашка.

Игра «4-й лишний» (назвать лишний предмет, объяснить, почему он лишний, придумать с этим словом предложение)

Воробей, лошадь, сорока, грач.

Сом, щука, голубь, карась.

Шкаф, стол, кровать, слон.

Плотник, пирамидка, матрёшка, кубики.

Зебра, обезьяна, лодка, лев.

Тетрадь, ручка, пенал, молоко.

Творог, колбаса, кефир, масло.

Гладиолус, пила, топор, молоток.

Относительные прилагательные

Кисель из молока – какой? (молочный, кулон из золота – (золотой, икра из баклажанов –(баклажанная)

каша из перловки – (перловая, шалаш из соломы –(соломенный, сок из яблок –(яблочный, солдатик из олова –(оловянный, пирог с клубникой –клубничный, подвеска с алмазами –(алмазная, блузка из шёлка –(шёлковая, платье из атласа –(атласное.)

Игра «Опять 2 и 5»

Например: 2 лодки, 5 лодок.

Слова: гол, кукла, молоток, слон, лошадь, белка, халат, ласточка, клоун, голубь.

Игра «Повтори последний слог»

Например: столы- лы,

Слова: пила, кукла, вилы, школа, стекло, салат, полы, тепло, пчела, весло, скала, дупло, пилот.

Придумай 2-3 слова со звуком «Л», по темам:

Инструменты (молоток, пила, лобзик); продукты питания (молоко, масло, салат, колбаса); посуда (тарелка, ложка, вилка, салатник); одежда (платье, халат, блузка, пуловер); дикие животные (волк, слон, белка); домашние животные (лошадь, козёл, осёл); птицы (соловей, голубь, орёл, ласточка); профессии (клоун, пилот, логопед).

Игра «Чудное эхо» (повторить слово со звуком Л)

Выделять голосом первый звук в слове. Слова:

Роза, ландыш, ручка, радуга, ложка, лыжи, ромашка, рубашка, лось, лопата, работа, лампа, лужа, раскраска, лак, рак, робот, ранетки, лодка, рыжики, лошадь.

Игра «Чудное эхо» (повторить слово со звуком Л)

Выделять голосом последний звук в слове. Слова:

Комар, стол, компот, стул, мел, помидор, укол, вокзал, компас, угол, песок, шнур, закон, гол, замок, футбол, носок, финал, урок, комод, камыш, шкаф, бокал, вагон, осёл, медведь, бегемот, козёл.

Игра «4-й лишний» по первому звуку в слове.

Рак, рот, рубль, лак.

Лук, дом, дым, даль.

Сок, сын, лось, суп.

Мак, лоск, мох, мысль.

Лужа, рука, ручка, роза.

Мука, луна, мыло, море.

Тапки, туча, лыжи, туфли.

Игра «4-й лишний» по последнему звуку в слове.

Мох, мел, мех, дух.

Гол, пар, бор, вор.

Мак, сок, рак, зал.

Стол, дом, сом, дым.

Ключ, ночь, стул, дочь.

Мешок, пенал, замок, песок.

Салат, компот, халат, укол.

Игра «Знаток» (Ответь на вопрос)

Например: Кто делает из дерева разные вещи? -плотник. Вопросы: Кто управляет самолётом? (пилот, кто воет на луну? (волк, кто бегает по деревьям в рыжей шубке? (белка) что одевает доктор на работе? (белый халат, куда складывают школьники ручки и карандаши? (в пенал, кто стучит по дереву? (дятел, кто защищает родину? (солдаты, на чём катаются по лыжне? (на лыжах, что надевают на подушку? (наволочку, что стоит в огороде и отпугивает птиц? (пугало, с чем моют руки? (с мылом,чем пилят бревно? (пилой, чем копают землю? (лопатой, что испекла бабка для деда (колобок,чем забивают гвозди (молотком, что ищут пираты (золото).

Игра «Назови друзей»

Например: Лола дружит с кем? Если её подружка Клава? (с Клавой).

Подружки: Светлана, Мила, Лада, Луша, Илона, Лана.

Друзья: Слава, Володя, Михаил, Николай, Владислав.

Замени последний звук на «Л»

Стог –(стол, мех- (мел, пот- (пол, кот- (кол, бак –(бал, год- (гол, угон –(угол, муж –(мул) канат –(канал,стук -(стул, укор –(укол, хор- (холл).

Послушай и перескажи рассказ. «Кукла Мила»

Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые глаза, светлые волосы, белое платье, белые туфельки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала её и обувала. Мыла ей голову и чесала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала.

Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила её. Поплакала Луша, но куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась. Она подумала, что это волшебство.

Рекомендации родителям:

-всегда требуйте правильного произнесения звука «Л» во всех заданиях;

-предварительно ознакомьтесь с заданием, ещё в группе, получив домашнюю тетрадь. Если задание вам непонятно, уточните его выполнение у логопеда;

-озвучьте ребёнку пример выполнения задания, убедитесь, что он понял, как его нужно выполнять;

-если задание даётся ребёнку с трудом, помогите, но не подсказкой, а наводящими вопросами, через какое- то время можно повторить выполнение этого задания;

-в играх «4-й лишний» произносите не торопясь весь ряд слов, при необходимости повторите его, так чтобы ребёнок успел подумать;

-в играх «4-й лишний по заданному звуку» произносите нужные звуки несколько дольше, выделяя их в речи (лллак, рррак);

-в играх «Чудное эхо», после каждого произнесённого слова делайте небольшую паузу –будет ли ребёнок повторять это слово?

Успехов!

Публикации по теме:

Мнемодророжки по автоматизации звуковМнемодророжки по автоматизации звуков Предлагаю вашему вниманию мнемодорожки по автоматизации звука (Ш). Существуют много разнообразных приемов работы, позволяющих добиться.

«Приключения гномика Ромы!» Игра для автоматизации звуков. Презентация Автоматизацию звука можно сделать интересной и занимательной. Ребята с удовольствием помогают гномику Роме и проживают с ним его приключения,.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Буквы, алфавит
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Мобильный логопед. Материал для автоматизации звука [л] в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 16:43
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет посещения музея «Дружбы народов». Подготовительная группа
Недавно мы с детьми подготовительной группы посетили выездной музей, который приехал в Магнитогорск. Предварительно была проведена беседа: что такое музей,...
Конспект занятия «День героев Отечества» для воспитанников 4 Группы с ОВЗ
Цель: Расширение знаний о детях - героях нашего времени. Задачи: - Познакомить с историей возникновения праздника. Расширить кругозор детей о героях...
Консультация для родителей «Гимнастика для глаз»
Очень важно помнить и не забывать, что зрение нужно беречь с раннего детства. А взрослые должны этому уделять большое значение. Сейчас дети очень много...
Мастер-класс «Зимняя сказка на окне».
Украшение помещений к Новому году в нашем детском саду идёт полным ходом, все проявляют творчество, выдумку и фантазию. В этом году я решила украсить окна...
Экологический макет «Земля-наш общий дом! Береги её!»
«Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, Что вошло в разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей степени зависит, каким...