Модель культурно-воспитательного пространства театрализованной деятельности

Оксана Новикова
Модель культурно-воспитательного пространства театрализованной деятельности

Вашему вниманию представляю модель культурно-воспитательного

пространства театрализованной деятельности.

.Первые театральные постановки специально для детей в России возникли в семьях дворянства и русской интеллигенции еще в первой трети XIX века. Домашние театры первыми приобщали детей к театральному искусству. Они не только приносили радость понимания искусства театра, но и воспитывали художественный вкус, учили ребенка лучше понимать окружающий его мир. В конце ХIХ - начале XX века в отечественной педагогике утверждается осознанное отношение к театру как важнейшему элементу нравственного и художественно-эстетического воспитания. К. Д. Ушинский был первым педагогом, который обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства; речь, мимика, движения ребенка в игре намного выразительнее, чем в повседневной жизни.

В Конвенции ООН о правах ребёнка говорится, что образованиедетей, должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме. Поэтому развитие театрализованной деятельности в детских садах как никогда актуально. Театрализованная деятельность помогает воспитывать детей добродушными и отзывчивыми.

В связи с этим ключевая роль детского сада – это создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Модель культурно-воспитательного пространства театрализованной деятельности строится по следующим принципам:

1. Демократизации – доступность для всех детей, педагогов и родителей театральной деятельности, сотрудничество их в творческом педагогическом процессе.

2. Непрерывности и преемственности – модель ДОУ выстраивает систему общего развития, образования и воспитания в едином непрерывном процессе и пространстве

3. Дифференциации – по интересам, склонностям, способностям и одарённости к различным видам деятельности. Используя широкий выбор видов театральной деятельности: постановка спектакля, отработка этюдов, создание художественных эскизов декораций, музыкальное оформление спектакля, изготовление реквизита или рекламы и т. д.

4. Интеграции – интеграция общего образования с дополнительным, интеграция знаний с опытом жизнедеятельности и опытом сценического проживания различных социальных ролей, интеграция воспитательного и образовательного процесса на основе театральной деятельности детей, педагогов и родителей, интеграция воспитательных возможностей семьи, ДОУ.

Основными компонентами модели являются:

• цель, задачи;

• этапы реализации

• результат

Цель данной модели: Создание культурно-воспитательного пространства ДОУ для всестороннего развития личности ребенка в процессе театрализованной деятельности.

Задачи:

Формировать у детей живой интерес к театральному искусству;

Способствовать развитию коммуникативных качеств детей и прививать элементарные этические нормы поведения в процессе театрализованной деятельности;

Развивать творческую активность детей (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д.).

Обеспечить взаимосвязь с разнообразными видами деятельности: изобразительной деятельности, музыки, художественной литературы, конструирования;

Воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества личности ребенка в процессе игрового взаимодействия.

Результат достигается в несколько этапов:

1 этап: (исследовательский)

На данном этапе проводится мониторинг (начало учебного года, с целью выявления состояния работы ДОУ по театрализованной деятельности. Для этого используется традиционные формы получения информации: анкетирование, опросники педагогов и родителей, срезы, беседы, наблюдение за работой педагога с детьми и родителями; анализ предметно- развивающей среды по театрализованной деятельности; с детьми проводятся беседы, опросы, наблюдения: мониторинг позволяет выявить уровень имеющихся у детей знаний по усвоению образовательной области «Социализация» по игровой и театрализованной деятельности.

2 этап: (формирующий)

На втором этапе работа ведется в следующих направлениях:педагоги, родители, дети, оснащение развивающей среды.

Работа с педагогами ведется с целью повышения профессиональной компетентности по вопросам организации театрализованной деятельности в ДОУ, используя организационные формы работы:

серия мастер-классов,

организация проектной деятельности,

составление индивидуального маршрута,

педагогические советы,

-семинары - практикумы, консультации,

смотры – конкурсы,

самообразование.

Работа с родителями заключается в повышении их педагогической культуры по данной теме, которая осуществляется в разных формах:

-подготовка праздников,

-консультации,

-мастер-классы,

-семинары-практикумы,

-совместное посещение театра, выставок, музеев.

Работа с детьми направлена на формирование первичных представлений о театре. Для этого проводятся:

-экскурсии в музеи, театр,

беседы,

-чтение художественной и познавательной литературы,

-рассматривание иллюстраций репродукций.

Важнейшим условием для создания культурно- воспитательного пространства театрализованной деятельности является организация предметно-развивающей среды, которая включает в себя:

-оснащение различными видами театров,

-изготовление декораций, атрибутов, костюмов,

-создание банка конспектов занятий, сценариев, этюдов и т. д

3 этап: (деятельностный)

На этом этапе работа по театрализованной деятельности осуществляется в следующих формах организации театрализованной деятельности:

С педагогами:

-реализация проектов,

-открытый показ деятельности,

-проведение театрализованных представлений, тематических праздников,

-организация выставок конкурсов рисунков, поделок и т. д.

Родители привлекаются к участию:

-в реализации проектов,

театрализованных представлениях,

-в проведении экскурсий, походов и т. д.

Дети принимают участие:

-в проектной деятельности,

-в различных викторинах, КВН, конкурсах,

театральном кружке,

-в посещении музеев, театров.

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Многие родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров. Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций.

Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций.

Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное - учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.

Предметно-развивающая среда предусматривает наличие:

- различных видов театров,

-костюмерной, гримерной,

-декораций, атрибутов,

-аудио,видео, фотоматериалов,

-созданы мини-музеи.

Cреда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Результатом реализации данной модели является творчески развитая духовная личность, предполагающая развитие следующих качеств:

- Творческий подход к любому виду деятельности,

- Знание основных видов искусства,

- Активная жизненная позиция,

- Критическое мышление,

- Способность к саморазвитию и самосовершенствованию,

- Развитый эстетический вкус,

- Культура речи.

Прикреплённые файлы:

model_68nco.ppt | 7006,5 Кб | Скачан: 265
 
Публикации по теме:

«Моя Родина — Россия!» Уважаемые коллеги! Знакомство с родной страной,её культурой и традициями, народами, населяющими Россию, является важной задачей, стоящей.

Пожарный щит — как атрибут к спектаклю.Пожарный щит — как атрибут к спектаклю. Безопасность - как много сейчас все говорят и делают в этом направлении, и я не исключение - это моя тема по самообразованию. При постановки.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Модель культурно-воспитательного пространства театрализованной деятельности
Опубликовано: 18 декабря 2013 в 13:00
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...