Модель развивающей среды «Лесной домик» Блок «Веселый ветерок»

Ангелина Иванова
Модель развивающей среды «Лесной домик» Блок «Веселый ветерок»

В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность… Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка.

Массару Ибука

Актуальность

Современные социальные, экономические и экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом, психическом, речевом развитии.

Для того чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, тренировать не только язык, губы, но и дыхание, и голос.

У детей с нарушением интеллектуальной сферы, в большинстве случаев наблюдается отклонение в познавательной деятельности: восприятие предметов окружающей действительности, пространственная ориентировка и сенсомоторные действия, что существенно снижает возможности ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром.

Учитывая специфику нашего МК ДОУ, при организации воспитательно-образовательного процесса, необходимо осуществлять работу по развитию восприятия и включать в данный процесс разные анализаторы: зрение, слух, осязание, обаяние, вкус – и сенсомоторные действия.

Работа осуществляется систематически и последовательно, с учетом их возрастных психофизических и индивидуальных особенностей.

В настоящее время, несмотря на острую актуальность проблемы, недостаточно разработаны и систематизированы программы, методы и дидактический материал, рассчитанные на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Именно это послужило стимулом к созданию данной методической разработки.

Предлагаемая методическая разработка ориентирована, как на детей

с ограниченными возможностями здоровья, так и на детей с нормальным психофизическим развитием.

Она будет полезна не только специалистам и воспитателям коррекционных групп, но и воспитателям детей с нормальным психофизическим развитием, а также родителям.

Пояснительная записка

Среда, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его развитие и формирование.

При создании предметно-развивающей среды в кабинете мы учитывали специфику МК ДОУ компенсирующего вида и придерживались следующих принципов:

• оптимальная насыщенность – материалы и оборудование, создающие целостную среду;

• разнообразие – наличие всевозможного игрового и дидактического материала для развития,

• стабильность – материалы и пособия, маркеры игрового пространства, имеющие постоянное место;

• доступность – расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка;

• полифункциональность, возможность трансформирования и т. д.

Многофункциональный игровой развивающий комплекс

«Лесной домик»

Целью данного комплекса является развитие речи и формирование коммуникативных навыков, ознакомление детей с окружающим миром, развитие мелкой моторики рук, развитие тактильных ощущений и координации движений. Данные задачи реализуются через игры-упражнения с различными героями.

Практические занятия в блоке «Веселый ветерок» направлены на:

• формирование длительного плавного выдоха;

• дифференцивцию носового и ротового выдоха;

• формирование диафрагмального дыхания;

• формирование речевого дыхания.

ПАМЯТКА по работе над правильным речевым дыханием:

• Первоначально проводится работа над развитием длительного плавного выдоха без участия речи.

• При этом важно следить за тем, чтобы ребенок не поднимал плечи,

• излишне не напрягал мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным.

• Воспитывается нижнереберное диафрагмальное дыхание.

• С целью контроля рука взрослого кладется на область диафрагмы ребенка, а рука ребенка ощущает дыхательные движения взрослого.

• Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3—5-секундного перерыва рекомендуется переходить к следующим упражнениям. Продолжительность дыхательной гимнастики 5— 6 мин.

Упражнения проводятся через комплекс традиционных и вариативных игр по развитию дыхания, как часть подгруппового занятия, а также индивидуально.

На первом этапе идет работа по формированию неречевого дыхания (формирование длительного выдоха у детей.

Оборудование: карниз на потолке, на котором вывешиваются разные по длине нитки в зависимости от роста детей, на них предметы, выполненные из бумаги в соответствии с изучаемой лексической темой:

• листочки кленовые (красные, жёлтые, зелёные и т. д.)«листопад»;

• снежинки — «снегопад»;

• фигурки птиц (скворцы, грачи, жаворонки и т. д.)«перелётные птицы»;

• фигурки птиц (вороны, голуби, воробьи, синицы и т. д.)«зимующие птицы»;

• фигурки бабочек, жуков, стрекоз и т. д. — «насекомые»;

• ромашки, колокольчики, васильки и т. д. — «полевые цветы» и т. д.

Ход:

Сначала дети вспоминают названия вывешенных на карнизе предметов. Проводится работа по закреплению лексических тем и грамматических категорий.

Затем начинается игра.

Игра «Бабочка»

Цель: формировать сильную воздушную струю.

Оборудование: бабочки вывешиваются напротив цветочной полянки.

Ход игры: ребенок должен сдуть бумажную бабочку так, чтобы она улетела на самый дальний цветок.

Бабочка-красавица

На ладошку села.

Вместе с легким ветерком

На полянку полетела.

Дифференциация носового и ротового выдоха) с использованием таких дыхательных игр, как «Султанчик», «Шарик», «Перышко», «Занавесочка», которые также можно найти в лесном домике.

Игра «Кормушка»

Цель: формирование направленного выдоха.

Оборудование: деревянная кормушка, в центре которой за нитку прикреплена фигурка птички, выполненная из бумаги.

Ход игры: ребенок встает напротив кормушки (птичка находится на уровне его губ) и дует на нее.

Она при этом вылетает из кормушки. Ребенок перестает дуть, и птичка возвращается.

Повторить с перерывом 3-4 раза.

Игра «Приятный запах»

Цель: тренировать правильный, глубокий вдох через нос, научить различать знакомые запахи.

Оборудование: на дереве, в дупле, норках висят очищенные лимон, апельсин, дольки шоколада, еловые ветки.

Ход игры: зверята приготовились к встрече Нового года. Дети подходят к дереву, находят новогодние сюрпризы,

нюхают и на выдохе произносят: «Как вкусно!», «Как хорошо пахнет!», «Какой приятный запах!»

Игра “Султанчик” (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу).

Цель: побуждать ребенка к произвольному выдоху.

Ход: Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

Игра “Шарик”

Цель: формировать произвольный ротовой выдох.

Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

Игра “Перышко”

Цель: формировать произвольный ротовой выдох.

Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.

Игра “Занавесочка”

Цель: формировать произвольный ротовой выдох.

Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги.

Игра “Кулиска”.

Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.

Оборудование: цветные перышки нанизанные на ниточки, закрепленные

на рамке в виде кулис; набор мелких игрушек (сюжеты настольного театра, фотографии, сюрприз) расположенных за “Кулисами”.

Взрослый побуждает ребенка узнать, что находится за “кулисами”, провоцируя на продолжительный ротовой выдох.

Игра “Ветерок”

Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.

Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:

Очень жаркий день-денечек.

Дунь-подунь, наш ветерочек.

Ветерочек, ветерок,

Дунь-подунь, наш ветерок.

Игра “Бабочка лети”

Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.

Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом:

Бабочка летала,

Над (Вовочкой) порхала.

(Вова) не боится –

Бабочка садится.

Взрослый “сажает” бабочку на руку ребенка, побуждая ребенка подуть на нее.

Игра “Горячий чай”

Цель: учить ребенка продолжительному ротовому выдоху.

Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке, чтобы он быстрее остыл.

(Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается папиросной бумагой и прикрепляется к чашке с помощью пружинки).

Ребенок дует на “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки.

Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.

Игра “Кораблик”

Цель: формировать длительный носовой выдох.

Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.

Игра “Загони мяч в ворота”

Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) “мячик”, ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.

Игра “Задуй свечу”

Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла.

Игра “Волейбол”

Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Оборудование: воздушный шарик.

Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый дует на шарик, который летит к ребенку, а ребенок в свою очередь тоже дует на шар (шар летает от взрослого к ребенку и наоборот).

Игра “Чей паровоз громче гудит”

Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).

Для проведения игры необходимо несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать тоже самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).

Усложнение: ребенку предлагается определить, какой из 2-3 предъявленных пузырьков гудел (свистел) громче.

Игра “Погреем руки”

Цель: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.

Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).

Усложнение: “греем ручки” с одновременным длительным произнесением гласных звуков “ А, У, О ”.

Игра “Зайка”

Цель: различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха.

Взрослый читает стихотворный текст:

“Зайке холодно сидеть

Надо лапоньки погреть. (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха).

Лапку заинька обжег.

На нее подуй дружок. (дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха).

Затем предлагается ребенку также подуть.

Игра “Ароматные коробочки”

Цель: формировать носовой вдох.

Для проведения игры необходимо подготовить два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки).

Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку из первого набора и рассмотреть её содержимое, затем закрывает коробочки легкой тканью или марлей.

Игра “Отгадай по запаху”

Цель: формировать носовой вдох.

Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.

А. “Парные коробочки”: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.

Б. “Поставь по порядку”: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: “Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную”.

Усложнение: за счет увеличения количества коробочка.

Игра “Пузырьки”

Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох).

Проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выметается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).

Игра “Мотыльки”

Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох, учить регулировать силу воздушной струи.

На уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бумажными мотыльками разного цвета (или величины). Взрослый читает стихотворный текст, предлагая малышу подуть на мотылька определенного цвета или величины.

На зеленом, на лугу

Мотыльки летают.

Красный мотылек взлетел …и т. п.

Игра “Воздушные шары”

Цель: формировать предпосылки целенаправленного комбинированного дыхания, учить регулировать силу воздушной струи.

Ребенку предлагается подуть на воздушный шарик, который находится на уровне лица ребенка. Подуть на шарик так, чтобы он отлетел к мишке, кукле, зайке.

Упражнение “Трубочка”

Цель: формировать предпосылки комбинированного дыхания, учить регулировать силу воздушной струи.

Ребенок дует через трубочку свернутую из плотной бумаги (или через соломинку для коктейля) на ватку или перышко, лежащее на столе.

Игра на музыкальном инструменте “Дудочка”

Цель: формировать предпосылки комбинированного дыхания, стимулировать мышцы гортани.

Проводится в форме обучения игре на дудочке с предварительным показом носового вдоха и активного ротового выдоха в медленном темпе.

Игра “Мыльные пузыри”

Цель: формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Проводится с готовой игрушкой (не рекомендуется испытать самодельные мыльные пузыри).

Взрослый знакомит ребенка со способом действия с игрушкой и побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.

Игра “Капелька”

Цель: формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Оборудование: соломинка для коктейля, акварельные краски, лист бумаги.

Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребенку подуть на нее через соломинку, капелька “бежит” и оставляет за собой след.

Игра “Мой сад” или “Тихий ветерок”

Цель: учить контролировать силу воздушной струи.

Взрослый дает образец длительного ротового выдоха, сопровождая показ двустишьем: “Тише дуй, ветерок. Тише дуй на мой садок. ” Контролировать силу воздушной струи, можно использовать “цветочное поле” (в зеленый картон ввинчиваются пружинки с бумажными цветочками). От воздушной струи цветы качаются.

Упражнение “Огонечек пляшет”

Цель: учить контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой).

Взрослый дает образец длительного несильного ротового выдоха (перед горящей свечёй, затем побуждает ребенка сделать так же.

Игра “Мячик в корзине”

Цель: учить контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой).

Взрослый дает образец длительного несильного ротового выдоха.

Мячик сделан из ваты или пищевой фольги. Корзина изготовлена из? части коробочки большого киндер-сюрприза, в которую вставлена соломинка для коктейля. Ребенок дует через соломинку, стараясь удержать воздушной струей мяч в корзине.

Более сложные задания:

• задувать в ворота легкие шарики — игра «Попади в ворота»,

• элементы соревнования — кто дольше сможет подуть на «листики деревьев»,

• у кого дальше улетит снежинка;

• предлагали передвигать по гладкой поверхности стола легкие предметы — игры «Лыжники», «Чья снежинка улетит дальше».

На втором этапе идет работа по формированию диафрагмального дыхания через комплекс упражнений в различном исходном положении: стоя, сидя. Затем вводятся голосовые упражнения на формирование речевого дыхания. Обращается внимание детей на различную силу, высоту, тембр голоса.

Игра «Жуки»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка "жук".

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж").

Ребенок ведет пальчиком по звуковой дорожке, произнося звук "ж".

Педагог произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

Игры:

«Комары и комарики»

«Большие и маленькие жуки»

«Кто дольше споет песенку»

«Чья песенка длиннее»

Детям следует с различной громкостью произносить протяжно звуки «а», «у», «и», «з», «ж» и др. Особое внимание обращается на правильность произнесения на одном выдохе нескольких звуков, добиваясь одинаковой длительности их произнесения, без добора воздуха, плавного перехода от одного звука к другому: а--- у ---, у --- и ---, з --- ж.

(Согласно исследованию 3. В. Савковой произнесение согласных звуков способствует выработке длительного выдоха, в то время как «взрывные согласные тонизируют работу дыхательного аппарата, особенно развивают подвижность диафрагмы».) В ходе дидактических игр и упражнений по воспитанию внеречевого выдоха внимание детей постоянно фиксируется на его длительности, а при произнесении звуков — на равномерности и плавности их произнесения.

Далее игры и упражнения усложняются:

• игры соревновательного характера - («Кто дольше подует», «Чей лыжник убежит дальше», «Кто дольше пропоет», «У кого дольше гудит самолет» и др.).

Игра «Звуковые клубочки»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Ребенок, сматывая нитки в клубок, на выдохе произносит гласный звук.

С целью развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе даются специальные речевые упражнения: произношение фразы на выдохе с постепенной ее усложнением; с использованием коротких стихотворений.

В работе над диалогами закрепляется правильное речевое дыхание, формируются правильная интонация, выразительность речи в целом просодическая сторона речи.

Игра «Поезд»

Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз.

Оборудование: схемы слов - "вагончики", предметные картинки из серий: "Игрушки", "Овощи" и др.

Показывается предметная картинка и педагог проговаривает фразу типа: "Это яблоко" и выставляет два вагончика.

Детям предлагается дополнить фразу одним новым словом - добавить к поезду "вагончик".

Например, ребенок может сказать: "Это большое яблоко". Следующий ребенок скажет: "Это большое красное яблоко".

На каждое добавленное слово присоединяется "вагончик".

Важно помнить, что перед началом фразы необходимо сделать вдох.

Фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные фразы - с паузой через 3-4 слова.

Игра “Отгадай, кто позвал”

Цель: формирование длительного фонационного выдоха.

Оборудование: картинки с изображением животных (можно игрушки).

Взрослый заранее обговаривает с детьми какому предмету какой звук принадлежит. Дети закрывают глаза, один ребенок длительно на плавном выдохе произносит звук соответствующий какому-либо предмету, а остальные дети отгадывают какой предмет их “позвал”.

Игра “У кого длиннее звук (слог?”

Цель: формирование речевого выдоха.

Дети произносят на одном выдохе звук (слог).

Игры “Назови картинки”, “Повтори слова”

Цель: формирование речевого выдоха.

Оборудование: 5 предметных картинок.

А. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.

Б. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе, затем убирает их и просит ребенка назвать картинки по памяти на одном выдохе.

В. Взрослый называет 3-5 слов и просит ребенка повторить слова на одном выдохе.

Игры “Повтори предложение”, “Повтори пословицу (поговорку)

Цель: формирование плавной слитной речи.

Взрослый произносит предложение, пословицу (поговорку, ребенок на одном выдохе.

Игры “Мой веселый звонкий мяч”, “Кто больше скажет без передышки”

Цель: формирование плавной слитной речи.

Ребенок рассказывает любое стихотворение или рассказ и в конце каждой фразы ударяет мячом о пол.

Для выработки речевого дыхания предлагается детям, кроме фонации звуков, произносить на одном выдохе небольшие по объему шутки-чистоговорки, небольшие фразы в качестве ответов на вопросы по картине. Следить за тем, чтобы дети произносили слова на одном выдохе, а фразы, состоящие из 6—7 и более слов, членили на речевые отрезки, правильно распределяя паузы с учетом содержания текста. В качестве речевого материала используются потешки, короткие стихотворения.

Модель развивающей среды «Лесной домик» Блок «Веселый ветерок»
Публикации по теме:

Формирование культуры речи детей 3–4 лет Задачи: 1. Учить детей отвечать на вопрос воспитателя, готовить к обучению рассказыванию, согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять.

Предметно-развивающая среда в группе «Калинка»Предметно-развивающая среда в группе «Калинка» Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Модель развивающей среды «Лесной домик» Блок «Веселый ветерок»
Опубликовано: 23 марта 2013 в 10:11
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...