МААМ-картинки

Модель системы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в дошкольной образовательной организации

Светлана Фролова
Модель системы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в дошкольной образовательной организации

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Это подтверждают и данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ, свидетельствующие, что число таких людей достигает 13% от общего числа населения Земного шара.

Совершенствование современной системы отечественного образования в соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации предполагает максимальный учет психологических особенностей детей и создание условий, способствующих своевременному и полноценному развитию каждого ребенка. Идеи инклюзивного образования, закрепленные в основных нормативно-правовых документах: закон N 273 «Об образовании в РФ», ФГОС дошкольного и начального и общего образования, полностью отвечают потребностям нашего современного общества.

Публикация «Модель системы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Центр развития ребенка – детский сад №4 п. Майский активно работает в инклюзивном пространстве. В дошкольной организации функционируют группы комбинированной направленности, где вместе со здоровыми детьми воспитываются дети - инвалиды и дети с ОВЗ. Организована работа логопункта, где осуществляется коррекционная работа с детьми-логопатами.

В рамках консультационного центра оказывается поддержка семьям, в которых 2 ребенка - инвалида получают дошкольное образование в форме семейного образования.

Основные задачи, которые решает педагогический коллектив в данном направлении, связаны:

- с реализацией права ребенка-инвалида на образование, коррекцией (компенсацией) недостатков развития с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;

- с оказанием психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей, повышением педагогической компетентности родителей.

Педагогическим коллективом созданы условия, позволяющие адекватно действовать в инклюзивном пространстве. Они включают:

• создание особого морально-психологического климата и адаптированную развивающую среду;

организацию системы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями через ПМП консилиум МДОУ, территориальнный ПМПК.

• просветительскую работу с педагогами и родителями;

• налаженное взаимодействие с партнерскими организациями (педиатры Майской амбулатории, педагоги и специалисты Майской гимназии).

Основное правило, которое выработано в дошкольной организации заключается в том, что инклюзивная форма образования касается всех субъектов образовательного процесса : детей-инвалидов и детей с ОВЗ, их родителей, здоровых детей и членов их семей, всех педагогов и других специалистов образовательного пространства, помощников воспитателя, администрации, структур дополнительного образования.

В первую очередь, педагогическим коллективом создан особый морально-психологический климат, основанный на понимании проблем, нужд ребенка с особыми образовательными потребностями желании ему помочь. Главное место в данной работе отводится педагогу - психологу. Его роль заключается в создании целостной системы поддержки, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей.

Не менее важным условием сопровождения детей с ОВЗ являются кадровые, т. е., наличие педагогов соответствующей квалификации, имеющих специализированное образование, прошедших обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Инклюзивное образование осуществляется в условиях преемственности работы педагогов и специалистов высшей и первой квалификационной категории: учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей групп комбинированной направленности, музыкальных руководителей, инструктора по физкультуре, педагога дополнительного образования по изодеятельности.

В детском саду создана и продолжает обогащаться адаптивная и коррекционно-развивающая среда, позволяющая проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия: кабинет психолога, логопеда, сенсорная комната, медицинский кабинет, зоны релаксации, спортивный и музыкальный залы.

Психолого-педагогическая служба осуществляет и координирует работу через ПМПК консилиум и в круг ее обязанностей входит диагностическая, коррекционная, развивающая работа с детьми, а также постоянное сотрудничество с педагогами и родителями по выработке общих подходов, единой стратегии работы.

ПМП консилиум вырабатывает коллективное решения о мерах коррекционного воздействия, контролирует родителей, воспитателей, специалистов по вопросам профилактики, лечения, воспитания, обучения, педагогической поддержки детей-инвалидов, готовит документы на территориальную комиссию. Диагностическая функция консилиума предусматривает разработку рекомендаций и программ индивидуальной коррекционной работы с детьми. Реабилитирующая функция предполагает защиту интересов ребенка и его социализацию в детском коллективе.

В МДОУ разработана Адаптированная образовательная. В процессе ее реализации педагоги совместно:

- обеспечивают необходимые санитарно-гигиенические условия и специальную развивающую среду, создают атмосферу психологического комфорта;

- выстраивают индивидуальные коррекционно - образовательные маршруты на основе результатов изучения особенностей развития каждого ребенка;

- способствуют гармонизации развития личности ребенка: моторного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического развития в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей;

- реализуют специальные мероприятия по профилактике вторичных нарушений развития;

- взаимодействуют с семьей по согласованию методов воспитания и обучения, созданию оптимальных условий в семье (игры и игрушки, воспитание, оздоровление и др.).

Развитие дошкольников с ОВЗ отличается качественным своеобразием. В первую очередь это касается сенсорного развития, так как многие дети с особыми образовательными потребностями не могут самостоятельно получить необходимый чувственный опыт, в этих целях педагоги МДОУ используют:

- сенсорные игры и игровые упражнения на развитие тактильного, зрительного, слухового восприятии,

- игры в сухом бассейне;

- песочную терапию;

- релаксационные упражнения, беседы и сказкотерапии;

- музыкотерапию;

- упражнения на развития мелкой и крупной моторики;

- самомассаж с использованием мячей с разной поверхностью.

Интеграция детей-инвалидов и детей с ОВЗ в коллективную образовательную деятельность со всеми детьми ориентирована на успешную социальную адаптацию, преодоление психологического барьера в общении с детьми без патологии. Поэтому все эти дети принимают посильное участие во всех общих мероприятиях ДОУ: праздниках, спортивных развлечениях, театрализованных представлениях, соревнованиях, играх и эстафетах в соответствии с их физическими возможностям.

Большая проблема при работе с детьми с ОВЗ и инвалидами – это выявление семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье детей. И здесь очень важно психолого-педагогическое образование родителей. Поэтому педагоги МДОУ работают в тесном контакте с родителями, проводят практикумы, включают их в образовательную деятельность, что дает возможность не только успешно решать задачи коррекционной работы, но и обучать родителей простейшим методам помощи своему ребенку.

Особенно эта работа важно для родителей, чьи дети-инвалиды получают образование в форме семейного образования. Помощь от специалистов они получают в рамках консультационного центра МДОУ. Одной из форм сотрудничества с родителями, которые вместе с детьми посещают консультационный центр – это обучение приемам коррекционной работы по развитию познавательной сферы, обогащению сенсорного, эмоционального опыта детей. Результатом взаимодействия между родителями и специалистами является взаимопонимание, когда исчезает напряжение, недоверие, боязнь за ребенка. В результате такого сотрудничества родители нередко сами становятся инициаторами общих мероприятий для детей, продумывают игры, интересные задания.

Таким образом, взаимодействие всех специалистов МДОУ в интересах детей - инвалидов и детей с ОВЗ делает модель инклюзивного образования жизнеспособной и результативной, т. к. налаженное сотрудничество способствует лучшему пониманию проблем детского отклоняющегося развития. А активное подключение к образовательному процессу родителей способствует социальной поддержке семье, где растет и развивается ребенок с особыми образовательными потребностями.

Публикации по теме:

Современные подходы к формированию у детей основ здорового образа жизни в условиях дошкольной образовательной организации «Современные подходы к формированию у детей основ здорового образа жизни в условиях дошкольной образовательной организации» Задача раннего.

Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации В современном мире актуальность данной проблемы состоит в том, что происходит снижение возраста детей при поступлении в детский сад. Если.

Игровая ситуация для родителей «Адаптация детей к условиям дошкольной образовательной организации» Адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Конспект занятия в средней дошкольной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Прогулка Колобка» Конспект непосредственно образовательной деятельности коррекционно - развивающей направленности в средней дошкольной группе для детей с.

Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Об инклюзивном обучении сейчас много говориться, и пишется, казалось бы, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает.

Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России Кочеткова Анастасия Геннадьевна, Барыленко Татьяна Сергеевна, Аннотация: в статье раскрываются основные проблемы образования в контексте.

Консультация для родителей «Фольклор как средство нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации» Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического развития человека. Это период интенсивного развития речи, который.

Содержание специальных условий организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в ДОУСодержание специальных условий организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в ДОУ Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ является создание адекватной возможностям ребенка.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в воспитании детей История развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи как исполнителя некоторых специфических.

Эстетическое воспитание детей на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации Важнейшей задачей музыкально-эстетического воспитания является формирование способностей воспринимать и эстетически оценивать все явления.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Модель системы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 24 октября 2016 в 17:42
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД