Папки-передвижки

Модель воспитательной системы по формированию экологической культуры дошкольников

Наталья Гоголинская
Модель воспитательной системы по формированию экологической культуры дошкольников

К презентации «Модель воспитательной системы по формированию экологической культуры дошкольника»

Слайд 1

Модель воспитательной системы по формированию экологической культуры дошкольника составлена учителем экологии МАДОУ ЦРР – д/с №20 «Дюймовочка» Ступинского муниципального района Московской области на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2012г. ; программы экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» С. Н. Николаевой, 2010г. ; методических пособий «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Н. В. Алешиной и «Знакомим с окружающим миром детей 3-7 лет» Т. Н. Вострухиной, Л. А. Кондрыкинской, 2011г.

Публикация «Модель воспитательной системы по формированию экологической культуры дошкольников» размещена в разделах

Слайд 2

Цель реализации: целенаправленная и согласованная деятельность всех педагогов для формирования у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам живой и неживой природы; становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Слайд 3и 4

Задачи:

формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка-дошкольника;

развитие познавательного интереса к миру природы;

формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятия себя как части природы, понимание самоценности и многообразия значений природы);

воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру в целом;

развитие чувства эмпатии к объектам природы;

средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства

Слайд 5

В своей работе придерживаюсь следующих принципов:

Научность и доступность понятий

Дифференциация

Системность

Диагностичность

Краеведение

Слайд 6

Концептуальные подходы в системе работы :

1. Комплексный (интегративный)

Приобщение детей к добру, красоте, ненасилию через направления основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством.

2. Деятельностный

Целостное развитие ребё нка в посильных видах деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, художественная и театрализованная деятельность, формирование привычки к здоровому образу жизни и гигиенических навыков, трудовая деятельность.

3. Средовый

Внедрение модели требует организации в детском саду воспитательного пространства. Оно создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся гендерных склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка.

Слайд 7 и 8

Внедрение модели во всех возрастных группах осуществляется по следующим направлениям деятельности:

1. Познавательное

Постепенное в течение учебного года и от возраста к возрасту наращивание объема материала;

Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений, от объектов и явлений природы к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их экологическому сходству.

2. Познавательно-развлекательное

Подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, с использованием сказок, сказочных персонажей, различных кукол и игрушек, всех видов игр;

Широкое и постоянное использование игровых обучающих ситуаций, театрализованных представлений на экологическую тему, праздников и утренников.

3. Практическое

Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое изучение растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем объектов природы, которые можно наглядно продемонстрировать;

Совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат и территории ДОУ, работы на огороде, оформление цветников, изготовление и развешивание кормушек и скворечников, подкормка птиц.

4. Исследовательское

Систематическое использование в работе с детьми сенсорного обследования объектов и явлений природы, мира предметов и материалов;

Использование проектной деятельности, опытов и наблюдений, которые способствуют развитию мышления и умения анализировать полученные результаты.

5. Эколого-оздоровительное

Осуществляется через регулярные прогулки и экскурсии-путешествия в ближайшее природное окружение;

Включение в работу с детьми дыхательных упражнений, физкультминуток, пальчиковых игр и других оздоровительных мероприятий.

6. Эколого-эстетическое

Различные виды изодеятельности на основе наблюдений и впечатлений о природе, сосредотачивая внимание детей на оттенках цвета, пропорциях, форме растений и животных и создавая условия для свободной творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации, изготовления предметов и игрушек из природного материала.

Слайд 9

Структура организации деятельности с детьми: это непосредственная образовательная деятельность (простая и комплексная, исследовательская деятельность, проектная деятельность, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, праздники, досуги, акции, выставки, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, чтение художественной литературы, приемы работы со сказками. Внедрение модели для всех возрастных групп реализуется через разные виды практической деятельности: зимнюю подкормку птиц, участие в подготовке и проведении акций, проектная деятельность с детьми и родителями. Широко используемые в занятиях сказки, игры, игровые обучающие ситуации вызывают у детей положительные эмоции и чувства.

Слайд 10

Пути и средства реализации:

С педагогами:

• Повышение экологической грамотности : создание фонда методического и наглядно-иллюстративного материала, семинары, семинары-практикумы, педсоветы по экологическому воспитанию.

• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента; внедрение методик экологии здоровья.

• Разработка и внедрение в работу различных педагогических моделей, основанных на принципах экологизации всего воспитательно-образовательного процесса с учетом действующих программ.

Слайд 11

С детьми:

• Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения. Создание единой системы мониторинга.

• Создание системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей (НОД, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей).

Экологизация развивающей предметной среды, создание условий для каждодневного общения ребёнка с природой как внутри ДОУ /уголки природы/, так и за его пределами /огород, сад, эколог. тропинка/.

Слайд 12

С родителями:

Экологическое просвещение (музыкальные праздники, экологические досуги, акции, оформление информационного материала по экологическому воспитанию, консультации, проектная деятельность).

Совместная творческая деятельность детей и родителей: изготовление поделок, рисунков для выставок, акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовление скворечников и кормушек для птиц.

• Создание системы педагогического взаимодействия родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, направленной на экологическое развитие детей. Поиск новых путей сотрудничества. Анкетирование.

Слайд 13

Диагностику следует осуществлять на примере тех объектов и явлений природы, с которыми дети находились в длительном контакте, с которыми неоднократно в течение учебного года организовывались разные виды деятельностей.

Критерии оценки эффективности воспитательной системы

Сформированность знаний о растительном мире

Сформированность знаний о мире животных

Сформированность знаний о временах года

Сформированность знаний о неживой природе

Сформированность осознано правильного отношения к объектам и явлениям природы, своему здоровью, экологическое мышление

Слайд 14

Использование данной модели обеспечивает всестороннее развитие детей: непрерывно расширяется кругозор, развиваются сенсорика и наблюдательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели и схемы; развиваются различные компоненты устной речи – диалог, описание, объяснение, рассказ; практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет. А главное, у детей развиваются эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно защищать и облагораживать природу.

Слайд 15

«При правильном педагогическом воздействии, ребёнок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится «говорить» с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их…» /Сухомлинский В. А. /

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Проект «Маленький селянин» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель воспитательной системы по формированию экологической культуры дошкольников
Опубликовано: 3 марта 2014 в 21:27
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД