Модели для обучения детей составлению повествовательных рассказов по картине

Елена Щедрова
Модели для обучения детей составлению повествовательных рассказов по картине

Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР является важнейшей задачей коррекционно-воспитательной работы., т. к. - это умение чётко, последовательно излагать свои мысли.

Исследования учёных показали, что дети с ОНР при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах: наглядность, моделирование плана высказывания.

Для обучения детей составлению повествовательных рассказов по картине, я предлагаю использовать следующие модели:

1. Модели, помогающие детям освоить структуру рассказа.

а) Модель "Птичка"

На листе картона изображена птица, разделённая на 3 части. Голова изображает начало рассказа, туловище - основную часть, хвост - конец рассказа. Данная модель может быть использована для анализа детских рассказав (индивидуальные "птички" для каждого ребёнка, ребёнок слушает рассказ товарища и выкладывает на столе "птичку").

Модели для обучения детей составлению повествовательных рассказов по картине

б) Модель "Круг"

Распространённой моделью является круг, разделённый на 3 неравных части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. (Исследования Н. Смольниковой)

2. Модель, помогающая детям последовательно, логически правильно строить свой рассказ, не пропуская смысловых звеньев.

Данная модель может быть использована в качестве плана рассказа.

1 - Какое время года?

2 - Какая погода?

3 - Деятельность детей, взрослых, животных, их взаимоотношения.

4 - Настроение героев картины.

3. Модели могут быть использованы для того, чтобы дети в своих рассказах употребляли эпитеты, сравнения, давали характеристику героям, месту события.

а) Модель "Ладошка"

На листе картона изображена ладошка. В центре её помещается картинка с изображением героя картины (например. зайца). Дети подбирают слова, характеризующие героя (каждый пальчик - слово). Заяц - трусливый, длинноухий. ловкий. быстрый.

Данная модель нацеливает детей на употребление подобранных слов в своих рассказах.

б) Вариант - модель "Солнышко".

На листе картона изображается "солнышко". Каждый лучик - определённая характеристика героя. (автор - О. Ушакова)

4. Модель для самоанализа и анализа детских рассказов.

1 - Сохранена ли структура рассказа?

2 - Громко или тихо рассказывал?

3 - Употреблял ли в речи интересные слова, давал ли характеристику героям?

4 - Рассказывал эмоционально или вяло, сухо? Интересно ли было слушать рассказ?

При выборе моделей необходимо учитывать этап обучения, программные задачи, индивидуальные особенности детей.

Публикации по теме:

Анализ учебных навыков и умений для детей Формирование первоначальных учебных навыков и умений у детейВопросы для изучения Да Нет Частично Другое 1. Умение слышать и принимать учебное.

Мини-программа «Введение в мир общения»Мини-программа «Введение в мир общения» Мини-программа «Введение в мир общения» Цель: Помочь детям в установлении контактов друг с другом, создать атмосферу доброжелательности,.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние питомцы
  • Сюжетные картинки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Модели для обучения детей составлению повествовательных рассказов по картине
Опубликовано: 15 сентября 2011 в 11:09
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Счастлив тот, у кого есть семья. Я и моя семья. Акция «Чистый подъезд»
Соседи часто на людях могут казаться милыми, улыбчивыми. Но, улыбайся, не улыбайся, а мусор в подъезде все равно попадается на глаза. Многие думают, что...
Программа развития классного коллектива «Дружба»
Введение Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и...
Разноцветная неделя в младшей группе (фотоотчет)
С 15 по 19 мая в нашем детском саду была объявлена "Разноцветная неделя" с целью закрепления знаний об основных цветах, умением находить их в окружающей...
«Как ребята из «Детствограда» с юноармейцами встечались». Фотоотчет
"Как ребята из «Детствограда» с юноармейцами встречались". Фотоотчет. В нашем детском саду есть хорошая традиция - к нам приходят выпускники. Причем они это...
Лэпбук «Бабочки». Мастер-класс
Предлагаю Вашему вниманию лэпбук на тему «Бабочки» Цель лэпбука: изучение нового и закрепления ранее изученного материала. Основа лэпбука – папка-...