МААМ-картинки

Моделирование и знаковая система как средство познания окружающего мира

Ксения Корбатова
Моделирование и знаковая система как средство познания окружающего мира

Моделирование и знаковая система как средство познания окружающего мира.

Согласно концепции культурно – исторического развития, предложенной известным отечественным психологом Л. С. Выготским, познание человеком окружающего мира осуществляется через присвоение того опыта, который был накоплен предшествующими поколениями.

Использование различных знаково – символических средств как развития личности, находит отражение в работах таких ученных, как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Н. Г. Салмина, Е. Е. Сапогова и др.

Публикация «Моделирование и знаковая система как средство познания окружающего мира» размещена в разделах

Теоретико – методологические основы использования моделей и деятельности моделирования были разработаны в исследованиях А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Н. Н. Подьякова.

Процесс познания окружающего мира начинается с непосредственного чувственного восприятия предметов, объектов окружающей действительности. Поэтому освоение знаковой символической деятельности осуществляется на начальных этапах развития человека, а именно в дошкольном детстве.

С различными моделями мы сталкиваемся еще в раннем детстве: игрушечный автомобиль, самолет, кубики, кукла. Дети часто моделируют (играют в кубики, обыкновенная палка им заменяет коня и т. д.). Такие игрушки, являющиеся, по существу, моделями реальных объектов, играют важную роль в процессе познания окружающего мира.

Модели и моделирование используются человечеством давно. По сути, именно модели и модельные отношения обусловили появление разговорных языков, письменности, графики. Наскальные изображения наших предков, затем картины и книги - это модельные, информационные формы передачи знаний об окружающем мире последующим поколениям.

Модель – мысленная представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его, так, что её изучение даёт нам новую информацию об этом объекте. В. А. Штофф

Другими словами: модель является представлением объекта в некоторой форме, отличной от формы его реального существования, используемой в качестве его заместителя, для выяснения тех или иных характеристик.

3

Практически во всех науках о природе (живой и неживой) и обществе построение и использование моделей являются мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь сложными, что лучшим способом их изучения является: построение модели, отображающую лишь какую-то часть реальности более простую, чем эта реальность, исследование этой модели.

Модель необходима, для того чтобы:

Научиться использовать объект или процесс при заданных целях;

Понять объект – как устроен, свойства, взаимодействия с окружающим миром;

Именно моделирование обеспечивает познание предметов и явлений, делает доступным изучение скрытых сторон и зависимостей связей, что важно для формирования картины мира.

Для интеллектуального развития дошкольников важными являются познавательные способности. При этом развитие познавательных способностей имеет связь с развитием деятельности моделирования.

Как показывают результаты психолого – педагогических исследований, в развитии познавательных способностей лежит наглядное моделирование.

Оно включает три типа моделирования :

1. Действия замещения (например дети могут замещать цвет, форму у объекта, предмета).

2. Готовые модели (сопоставление реальных предметов и заместителей).

3. Построение моделей (характерно для старшего дошкольного возраста).

Мы видим, что при развитии познавательных процессов у детей используются различные типы моделей.

Первоначально на ранних этапах развития ребенка используются: предметно – схематические модели (до 4 лет)

Иконические модели (3- 5 лет)

Условно – схематические (5 -7 лет)

Характеристика моделей :

1. Предметно – схематические модели показывают существенные признаки, особенности, взаимосвязи существующих объектов и явлений представлены в виде предметов – макетов.

2. Иконические модели – имеют сходство с натурой (в миниатюре).

3. Условно – схематические модели передают существенные, наглядно воспринимаемые признаки конкретной систематической группы.

Функции модели, как наглядно – практического средства познания :

• Иметь структуру аналогичную изучаемому объекту;

• Четко отражать основные свойства и отношения;

• Быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с нею;

• Ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

• Должна облегчать процесс познания.

Процесс моделирования можно представить в виде последовательности нескольких этапов:

Объект - модель - изучение модели - знания об объекте.

Обучение детей моделированию тесно связано с использованием системы обследовательских действий, и планомерным анализом и сравнением объектов или явлений, а также взаимосвязей между объектами.

Создание моделей детьми самостоятельно, будет результативным лишь в случае хорошего владения ими знаниями окружающего мира.

Чтобы моделирование прочно вошло в предметную среду дошкольного образовательного учреждения, важно методически грамотно их использовать в системе ознакомления детей с окружающим миром.

Информация, заложенная в модели формирует у детей ответственность, ребенок может представить сущность данного объекта и явления.

Дидактическая ценность моделирования : это материал, который позволяет глубоко и обстоятельно разобраться в объекте и явлениях окружающей жизни. Является средством постоянного повторения изученного материала. Формирует у детей навык правильно строить логические рассуждения, развивает внимание, дисциплинирует, развивает инициативу и изобретательность в своих рассуждениях в достижении цели.

Список литературы:

1. Венгер Л. А. Развитие способности к пространственному наглядному моделированию. Дошкольное воспитание. 1982. №3

2. Ветрова Н. И. Этапы формирования приемов абстрагирования признаков наблюдаемых предметов у детей старшего дошкольного возраста. Сб. : Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976.

3. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. – М. ,1993.

4. Сапогова Е. Е. Ребенок и знак. – М. ,1993

Публикации по теме:

Исследователи окружающего мираИсследователи окружающего мира На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные.

Сенсорное воспитание как предпосылка познания окружающего мира ПЛАН: I. Понятие сенсорного воспитания II. Психолого – педогогические основы сенсорного воспитания. III. Задачи и содержание сенсорного.

Метод час: «Игра — путь познания предметного мира» Представление о предметном мире можно сформировать у детей разными путями, в том числе и в дидактических играх. Традиционным началом дидактических.

Система работы по ФЭМП у детей при ознакомлении их с предметами и объектами окружающего мира (из опыта работы) Каждый дошкольник маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Наша задача – помочь детям сохранить.

Театрализованная деятельность у дошкольников, как способ познания себя и окружающего мира. Театр – это увлекательная игра для детей дошкольного возраста. Через ход и правила игры театральных постановок, этюдов ребенок знакомится.

Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников посредством познания окружающего мира Мастер-класс с педагогами Тема: «Организация опытно - экспериментальной деятельности дошкольников посредством познания окружающего мира».

Творческий проект «Узнаем — познаем — развиваемся». «Эксперимент — как возможность познания окружающего мира».Творческий проект «Узнаем — познаем — развиваемся». «Эксперимент — как возможность познания окружающего мира». как возможность познания окружающего мира». Тип проекта: познавательно – исследовательский. Продолжительность проекта: кратко-срочный Предмет.

Детское экспериментирование как средство познания старшими дошкольниками окружающего мира Детское экспериментирование как средство познания старшими дошкольниками окружающего мира Аннотация. В статье автор акцентирует внимание.

Экспериментальная деятельность детей раннего возраста как средство познания окружающего мира Демина Ю. В., Глущенко Е. Н., Федулова С. В. воспитатели МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка» г. Губкин В течение всего.

Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира Творческая группа «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира» Руководитель: Лободанова Надежда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моделирование и знаковая система как средство познания окружающего мира
Опубликовано: 7 февраля 2017 в 10:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД