Моделирование комплексной коррекционно-развивающей программы

Минеева Татьяна
Моделирование комплексной коррекционно-развивающей программы

I. Анализ диагностической информации о ребёнке и оценке его коррекционного потенциала.

Дети с отклонениями в развитии нуждаются в коррекционно-педагогической и психологической помощи.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная диагностика нарушений развития. Она позволяет определить оптимальный педагогический маршрут, характер, структуру и степень выраженности дефекта, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим способностям.

Диагностике предшествовала работа по сбору анамнеза: беседа с родителями и изучение медицинских карт.

При обследовании детей использовались материалы комплексной диагностики для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях С. Д. Забрамной «От диагностики к развитию».

Предлагались задания, позволяющие выявить сформированность таких качеств психической деятельности, как произвольность, опосредованность, восприятие величины, формы, цвета, пространственных отношений, способность создавать целое из частей, знание родовых категорий, способность обобщать на основе установления сходных признаков, понимание причинно-следственных зависимостей, тех или иных закономерностей и т. д.

Наиболее значимыми показателями при диагностировании являлись:

• Эмоциональная реакция ребенка на факт обследования (адекватность поведения)

• Понимание инструкции и цели задания, характер инструкции (вербальная, невербальная). Способность сохранять инструкцию до конца работы.

• Характер деятельности:

- наличие и стойкость интереса к заданию;

- целенаправленность и активность;

- способы деятельности (адекватность, рациональность) – действует методом проб и ошибок, методом зрительного соотнесения, на основе представления;

- навыки самоконтроля;

- использование помощи, виды и мера помощи;

- волевые усилия.

• Способность переноса показанного способа действия на аналогичное задание.

• Критичность оценки результатов своей работы.

• Состояние моторики.

• Уровень речевого развития.

Также проводится диагностика сформированности математических представлений

*

II. Прогнозирование и разработка индивидуальных программ коррекции умственно отсталых детей дошкольного возраста на основе медико-психолого-педагогического заключения.

1. Направления работы по диагностике нарушений развития.

Основными способами получения информации о состоянии развития ребенка являются:

А) обследование детей дефектологом;

Б) анализ медико-педагогической документации. Анализ документации предполагает, просмотр медицинских записей в карте ребенка.

В) беседы, опросы родителей и педагогов;

Г) в случае необходимости дошкольники с нарушением развития с согласия родителей направляются в лечебно- профилактические учреждения для обследования врачами- специалистами или на психолого-медико-педагогическую комиссию.

2. Направления работы по планированию индивидуальной коррекционной программы.

А) анализ результатов диагностики.

Б) построение индивидуального профиля развития ребенка.

3. Направления по реализации коррекционной работы.

А) выбор оптимальных для ребёнка коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его нарушением;

Б) организация и проведение специалистами индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития;

В) коррекция и развитие высших психических функций;

Г) наблюдение за ребёнком в игровой деятельности.

4. Направления аналитической работы.

А) Диагностика.

Б) Мониторинг.

III. Реализация коррекционно-развивающих программ, требующих участия семьи и специалистов.

Моделирование комплексной коррекционно-развивающей программы

Цель коррекционной программы:

* Обеспечение системы средств и условий для устранения и коррекции недостатков у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы коррекционной школы VIII, обусловленных интеллектуальным недоразвитием детей дошкольного возраста.

* Проведение консультативной работы с родителями. Осознанное включение родителей в совместный с учителем–дефектологом коррекционный процесс для повышения эффективности работы, для создания единого пространства развития ребенка, которое невозможно без участия родителей.

* Создание необходимых условий для преодоления нарушений.

IV. Мониторинг качества оказанного воздействия и оценка эффективности коррекционного обучения.

На каждого ребенка дважды в год составляется график структуры дефекта, чтобы наглядно увидеть «западающие звенья» и активизировать работу в данном направлении.

По результатам диагностики проводится мониторинг, составляется диаграмма коррекционной работы в начале и конце учебного года, где наглядно видна динамика развития ребенка. Мониторинг проводится путем определения среднего балла по каждому разделу коррекционной работы.

Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей работы способствует более глубокому и детальному изучению развития ребенка и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции.

Карта развития ребенка должна быть наиболее информационно полной и содержать в себе самую разнообразную информацию о ребенку, способную помочь специалистам в обучении и развитии ребенка. Необходимы медицинские показатели, заключения специалистов, психиатра, характеристики….

Публикации по теме:

Презентация опыта работы по коррекции ФФН рЕчи у детей с ОНР. Актуальность выбранной темы. Оснащение ДОУ современным оборудованием. Коррекция фонетико-фонематического слуха у детей с ОНР. Развитие фонематических.

Создание коррекционно-развивающей среды в группе. Коррекционно - развивающая среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Научная лаборатория
  • Пасха
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Моделирование комплексной коррекционно-развивающей программы
Опубликовано: 27 февраля 2013 в 16:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский кулинарный дизайн: пирог «Крокодил»
В начале апреля ребята из нашего первого класса приняли участие в конкурсе "Искусство на тарелке". Совместно с родителями они подготовили фото и рецепты...
Детский мастер-класс по оригами «Голубь».
Материал для выполнения мастер – класса: бумага для оригами белого цвета, ножницы. Мастер – класс показывали Полина, Лена, Анисия. Сначала...
Проект Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и...
Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:...
Проект «Насекомые» для воспитанников раннего возраста группы «Семейный детский сад»
Автор проекта : воспитатель семейного детского сада Иванова Наталья Анатольевна. Продолжительность проекта: теплый период года. Форма работы с...
Сценарий праздника, посвящённого Дню Победы
Праздник Дня Победы Ведущий: Дорогие дети! Уважаемые гости! Сегодня мы собрались вместе, чтобы отметить Великий праздник – День Победы. 9 мая...