Лучший педагог года

Модифицированная образовательная программа по народному хоровому пению «Народные лады» (7–10) лет

Елена Чижкова
Модифицированная образовательная программа по народному хоровому пению «Народные лады» (7–10) лет

I. Пояснительная записка

Пение, особенно хоровое, совместное – это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на песне, благороден и велик, по силе и по духу. Русский народ пел всегда и во все времена: в праздники и в будни, в радости и в горе, на работе и на отдыхе, в мирное время и военное.

Пение – это живой голос народа, выражающий национальный характер, говорящий обо всех его радостях и печалях, показывающий состояние его души. Самые сокровенные думы и надежды народ высказывает в песне.

Публикация «Модифицированная образовательная программа по народному хоровому пению „Народные лады“ (7–10) лет» размещена в разделах

Русские народные песни отражают всю историю нашего народа, все его исторические этапы становления и развития. Песни, их тематику и интонацию, народ складывал в годы тяжелых битв, испытаний и лишений, выражая в них свои чувства и эмоции. Многие из русских народных песен суровы и скорбны по своему содержанию, в них видны все тяготы и лишения народа, его боль и переживания. Но наряду с этим в народе поется и множество веселых, остроумных и задорных песен, которые подбадривали и поднимали силу духа.

Народная песня и по сей день является непревзойденным образцом и показателем высокого искусства. Ей присуща способность в очень краткой, лаконичной форме выражать глубочайшее содержание, обобщать исконные, коренные черты характера русского народа. По содержанию народных песен в разные времена можно восстановить всю хронологию исторического развития народа. Народное хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня. В связи с этим разработана данная программа. Программа направлена на повышение музыкальной, певческой культуры детей, развитие творческих способностей, и помочь, таким образом, детям подняться на ступеньку выше в своем стремлении к лучшей и более содержательной жизни. Отличительная особенность программы заключается в том, что она рассчитана как на обычных детей, которые хотят заниматься пением, так и на одаренных детей, которые более способны от природы, для таких детей данной программой предусмотрены индивидуальные занятия. Определение способностей детей не всегда происходит в первый год. Различные конкурсы, концерты, проводимые в учреждении, в городе и республике, помогают выявить способности детей, их стремление к артистичной деятельности.

По вышеуказанным причинам актуальность и целесообразность обучения хоровому пению в системе дополнительного образования велика. Хоровое пение, являясь комплексным процессом, затрагивающим физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы ребенка, активизирует развитие его творческой индивидуальности. В связи с этим детское пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но и эстетики, методики, психологии, физиологии, акустики, искусствознания, медицины, без творческого содружества которых создание теории и системы вокально-хорового воспитания детей невозможно.

Посредством народного хорового пения мы воспитываем у ребенка любовь к русской культуре, к русской истории и богатым русским традициям, интерес к музыкальному языку в целом.

Цель программы: раскрытие средствами народного хорового искусства творческого потенциала детей, воспитание высокого художественного вкуса, расширение культурного кругозора. Создание детского хорового коллектива через обучение основам музыкально-эстетического воспитания его участников, как инструмента развития их творческих задатков и личностных качеств.

Задачи первого года обучения

Образовательные:

- Научить детей знать, любить, ценить культуру своих предков при помощи различных видов фольклора с опорой на народное песенное творчество, многообразие жанров и обрядовости;

-Научить детей правильно и чисто интонировать, овладеть необходимым минимумом песенного репертуара;

- Формировать высокую певческую позицию;

-Формировать исполнительские хоровые навыки;

-Формировать практические умения и навыки сольного и хорового исполнения песен.

Развивающие:

- Развивать певческое дыхание;

- Развивать вокальную дикцию;

- Развивать музыкальный слух, память и ритм;

- Развивать певческий звук и естественный тембр голоса;

- Развивать кругозор и интерес к народной культуре;

- Способствовать развитию художественного вкуса;

- Развивать индивидуальные певческие и артистические способности,

музыкальный слух и память, чувство ритма, пластику движения.

Воспитательные:[/b]

-Воспитывать чувства любви к Родине, труду, и чувства ответственности;

- Воспитывать музыкальный вкус;

- Воспитывать сценическую культуру;

- Формировать нравственные принципы, патриотические чувства;

- Пробудить интерес к самостоятельной работе по поиску интересного материала в области народной культуры;

- Воспитывать активную жизненную позицию, формировать навыки участия в

жизни коллектива, проявления своих лучших качеств.

Задачи второго года обучения

Образовательные:

- Сформировать певческий, голосовой аппарат;

- Обучить выразительному пению;

- Обучить многоголосному пению, используя для этого различные приемы;

- Обучить пению в унисон;

- Обучить пению без сопровождения.

Развивающие

- Развивать музыкальные способности: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма;

- Развивать голос и его регистры, диапазон, тембр;

- Развивать слух, музыкальную память и мышление;

- Развивать мягкое, протяжное и плавное звучание голоса;

- Развивать навыки цепного дыхания.

Воспитательные:

- Формировать умение общаться, уступать и слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих образовательных целей;

- Воспитывать эмоциональное исполнение народно-хоровых произведений;

- Воспитывать у детей любовь к музыкально-исполнительской деятельности: пению, движениям под музыку, элементам исполнения на шумовых инструментах.

Программа «Народные лады» разработана для детей младшего школьного возраста.

Следуя традициям русской вокальной школы, в программе исключительное внимание уделяется процессу развития детского голоса. Набор в хоровую студию производится из учащихся средних общеобразовательных школ и детей по их собственному желанию. Принимаются также дети, у которых музыкальные способности слабо выражены, но имеется их желание петь. Не всегда, но в большинстве случаев, в ходе регулярных занятий, таким ребятам удается достичь больших успехов.

Все дети обязательно прослушиваются руководителем хора с целью определения начальных музыкальных данных каждого и подразделяются на группы, для коллективных и индивидуальных занятий. Основной контингент учащихся – дети с не выявленными музыкальными способностями.

Характерные качества голоса начинают развиваться в младшем школьном возрасте (7-8 лет, когда в основе диапазона лежат так называемые примарные тоны. В это время механизм и голосообразование у мальчиков и у девочек абсолютно идентичны, звук имеет ярко выраженный фальцетный характер. Лучшими произведениями для детей данного возраста, будут народные мелодии с ограниченным диапазоном, а также песни, имеющие нисходящее мелодическое движение (колыбельные, прибаутки, колядки, потешки, частушки). Необходимо также вовлекать детей в фольклорные игры. В игре значительно легче создаются предпосылки для правильного воспитания лучших качеств голоса, его тембра. Данная программа рассчитана на 2 года обучения.

В первый год обучения основное внимание уделяется правильной певческой установке, ознакомлению с основными приемами звуковедения и освоению пения легато, работе над дикцией, чистотой интонации, выработки унисона, развитию музыкальной памяти. Значительное место занимает работа с «гудошниками». Воспитывается умение слушать и понимать музыку, беседовать о ней. В репертуар хора включать народные песни и попевки с небольшим диапазоном мелодии. Кроме того включать песни современных композиторов, шуточные, лирические.

Количество детей в группе 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа с перерывом на 10 минут.

Во второй год обучения - дальнейшее освоение и совершенствование вокально-хоровых навыков, овладение всеми приемами звуковедения, улучшения дикции, достижения чистоты интонации, унисона.

Большое внимание занимает освоение навыка пения «a capella»: одноголосое, двухголосое. На занятиях постоянно следует уделять внимание расширению кругозора детей, развитию памяти речи, воспитанию выразительного исполнения музыки.

Количество детей в группе 2-го года обучения 10-12 человек. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1,5 часа, с перерывом по 10 минут.

Кроме коллективных занятий по данной двухгодичной программе проводятся также и индивидуальные занятия с наиболее одаренными детьми, выявленными в процессе отбора в хоровую студию «Народные лады» и последующих коллективных занятиях. Индивидуальные занятия проходят по 30 минут в день на каждого ребенка, два раза в неделю.

Формами проверки работы педагога по реализации данной программы являются:

- открытые уроки,

- сольные и групповые выступления,

- годовые отчетные концерты.

II. Список используемой литературы.

1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения а общеобразовательной школе. М. : Просвещение, 1983. 112 с.

2. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. // М. :1975. С. 104-113.

3. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. М. : Просвещение, 1983. 220 с.

4. Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М. : Музыка, 1967. 148с.

5. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 1996. 367с.

6. Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л. : Музыка, 1974. 282 с.

7. Менабени А. Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М. : Музыка, 1978. С. 28-37.

8. Морозов В. П. Развитие физических свойств детского голоса. // От простого к сложному. Л., 1964. С. 97=106.

9. Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М. : Музыка, 1975. С. 17-23.

Публикации по теме:

Кратковременный творческий проект для детей дошкольного возраста «Русский валенок»Кратковременный творческий проект для детей дошкольного возраста «Русский валенок» Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим.

Программа «Вокально-хоровое пение в детском саду» Программа дополнительного образования «Вокально-хоровое пение в детском саду» Автор-составитель: музыкальный руководитель Лидия Ивановна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модифицированная образовательная программа по народному хоровому пению «Народные лады» (7–10) лет
Опубликовано: 15 февраля 2014 в 14:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД