Папки-передвижки

Модифицированная программа «Юные исследователи»

Галина Харитоненко
Модифицированная программа «Юные исследователи»

Модифицированная программа

по познавательно-исследовательской деятельности

«Юные исследователи» для детей 3-5 лет.

Образовательная область «Познавательное развитие». 2 часть

Содержание

1. Целевой раздел

2. Содержательный раздел

3. Организационный раздел

Раздел 2. Содержательный раздел.

Особенности организации образовательного процесса.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко ввести региональные и этнокультурные компоненты, временной период.

Публикация «Модифицированная программа „Юные исследователи“» размещена в разделах

Одной теме уделяется не менее одной недели. Оптимальный период — 2–3 недели. Тема отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития.

Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать детскую образовательную деятельность.

При реализации области «Познавательное развитие» необходимо учитывать следующее:

• познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи);

• значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности, соответствующих личностных качеств;

• огромное значение в познавательном развитии имеет деятельность самого ребёнка;

• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие

сенсорной культуры, культуры познания и интеллектуальной активности обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.

Задачи развития:

• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

• развитие познавательных способностей;

• развитие творческого воображения;

• развитие творческого мышления;

• развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте это:

• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию ;

• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

• формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Особенности программы

1. Содержание педагогической работы строится на основе понимания и осознания психофизиологических особенностей дошкольников («ручной умелости», «подражательности», стремления к открытиям, поискам и т. д.).

2. Освоение дошкольником операций, действий, движений поисково-познавательной деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого начала и овладением структурой деятельности.

3. Соединение разделов «живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир» с направлениями развития поисково-познавательной деятельности детей.

4. Акцентирование не столько на содержательной стороне материала, сколько не способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных и творческих способностей.

Культурные средства (по концепции Л. С. Выгодского, которые активно осваивает ребёнок, дают ему возможность самостоятельно анализировать, делать выводы и умозаключения, быть свободным в выборе действий, самостоятельно организовать свою деятельность, что способствует формированию у ребёнка активной позиции в познании и преобразовании окружающего мира.

5. Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня интеллектуально-личностного, творческого развития детей (самостоятельности, критичности, уровня аналитико-синтетической деятельности, способности переносить действия с одного содержания на другое, способности к моделированию, умению видеть явления и предметы в перспективе)

Программные задачи и их поэтапная реализация (по возрастам и блока деятельности). Информационный блок

Живая природа

Объект и его особенности Задачи

Растения и животные как живые организмы Подвести к пониманию существования живых и неживых объектов: сравнение живого объекта (черепаха) и неживого (игрушка)

Строение, функции и значение частей растений Способствовать установлению связи между уходом за растениями и их ростом (состоянием). Знакомство с разнообразием растений

Многообразие живых организмов, их приспособление к окружающему миру Предоставить условия для знакомства с некоторыми объектами экосистем (река, лес) : внешний вид, питание (рыбки, птицы)

Характерные особенности сезонов Способствовать выделению характерных особенностей сезонов в неживой природе, мире растений, животных.

Характерные особенности экологических систем и природно-климатических зон Дать представления об основных средах обитания: воздух, вода, почва.

Неживая природа

Объект и его особенности Задачи

Свойства и признаки веществ Вода Создать условия для выделения свойств и качеств воды: прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества её окрашивают, вода может быть холодной и тёплой. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда в снега – в воду

Воздух Создать условия для понимания того, что воздух есть внутри себя и вокруг, выявление свойств (прозрачный, лёгкий, без запаха)

Песок, глина, камень,

почва Побуждать к сравнительному анализу свойств песка, глины, камня. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представление о том, как образуется перегной.

Физические явления

Объект и его свойств Задачи

Свет, цветообразование Дать представление о том, что некоторые объекты (солнце, лампы) излучают свет. Научить определять из принадлежность: природный или рукотворный мир. Способствовать овладению сенсорными эталонами (семь Цветов). Создать условия для получения цветов путём смешивания красок.

Вес, притяжение Дать представление о том, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые

Звук Объяснить, что звуки бывают шумовыми и музыкальными, что у каждого предмета свой звук

Тепло, температура Дать представление о том, что предметы, воздух, вода могут быть холодными, тёплыми и горячими, что они могут нагреваться и остывать

Время Дать представлении о дне и ночи, временах года

Человек

Объект и его особенности Задачи

Человек – живой организм Познакомить с телом человека, его строением (туловище, руки, пальцы, ноги, голова; лицо, глаза, рот, уши, нос, Дать представление об органах чувств, их охране и назначении. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств (восприятие цвета, звуков, вкусовых и тактильных ощущений)

Рукотворный мир

Объект и его особенности Задачи

Предмет как таковой Побуждать к выявлению и называнию характеристик предметов (цвет, форма, размер, материал, вес, назначение).Способствовать определению и называнию материалов (бумага, дерево, ткань). Учить выявлять признаки и свойства материалов (структура поверхности, прочность, мягкость, твёрдость)

Предмет_ результат деятельности человека Способствовать формированию представлений о предметах ближайшего окружения (домашнего обихода, игрушках. Дать представление о связи и назначении предмета с его строением и материалом, из которого он сделан

Предмет – творение человеческой мысли Способствовать пониманию принадлежности предметов к природному и рукотворному миру. Дать представление о настоящем и прошлом некоторых предметов.

Действенно-мыслительный блок

1. Учить обобщенным способам обследования предметов с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.

2. Стимулировать использование обследовательских действий в исследовательской деятельности.

3. Создавать условия для сопоставления вновь воспринимаемых качеств предметов с соответствующими элементами системы сенсорных эталонов.

4. Учить практическим действиям, при использовании которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

5. Побуждать к выполнению действий в соответствии с задачей и содержанием исследовательской деятельности.

Блок преобразований

1. Побуждать к эстетическому преобразованию предметов: изменению цвета, формы, величины. Создавать условия, способствующие применению знаний, полученных в ходе исследовательской деятельности, для практического преобразования.

2. Учить работать с различными материалами бумагой, глиной, пластилином, коробочками, разным природным материалом) и инструментами (стекой).

3. Побуждать к участию в преобразовании предметов. Изменять с помощью взрослого признаки предмета (цвет, форму, функцию) для получения нового предмета.

Методические рекомендации к программе

Программа «Юные исследователи» предполагает комплексное решение задач познавательного, социального, экологического, эстетического, творческого развития детей, реализуемых в ходе исследовательской деятельности. Предлагаемый примерный план исследовательской деятельности предполагает коррективы, обусловленные спецификой основной образовательной программы и конкретных детей.

Цель информационного блока – помочь детям получить первоначальные представления об окружающем мире с последующим их углублением в ходе поисковой деятельности. Для реализации этого блока необходимо использовать организованное обучение (занятия, экскурсии, совместную деятельность воспитателя и ребёнка (чтение, беседы, просмотр кино- и диафильмов, самостоятельную деятельность детей (рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и т. д.) Приоритетным являются опосредованные способы взаимодействия вместе, на равных, как партнёры.

Цель действенно-мыслительного блока – обеспечить присвоение детьми средств познавательной деятельности, которые дают им возможность самостоятельно анализировать, делать выводы, организовывать собственную деятельность. В действенно-мыслительный блок включены практические внешние материальные действия, вызывающие те или иные преобразования. Кроме того, действенно-мыслительный блок представлен моделированием. Моделирование – вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели (Л. А. Венгер, Источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности.

В младшем и среднем возрасте фактически осуществляется лишь подготовка к освоению действий наглядного моделирования.

Цель блока преобразования - создание условий для реализации детьми системных знаний в продуктивных видах деятельности, формирования творческого отношения к окружающему миру. Основным показателем творческого отношения дошкольника к миру его стремление к преобразующей деятельности, когда ребёнок может участвовать в эстетическом и функциональном преобразовании предметов, явлений. Необходимо использовать эмоционально насыщенный материал для практических преобразований, что в свою очередь активизирует развитие новых мотивов в деятельности.

Три составляющие образовательного процесса.

1. Накопление познавательного опыта через исследовательскую деятельность в естественных, специально созданных условиях (экспериментирование, наблюдение, рассматривание, чтение, труд, общение и пр.)

2. Обобщение и систематизация познавательного опыта через дидактические игры и на занятиях.

3. Использование и преобразование опыта детей в специально созданных условиях в детских видах деятельности (игре, движении, экспериментировании, конструировании, общении и пр., а также на занятиях по развитию речи, художественному труду, рисованию, лепке и пр.

Примерное комплексно-тематическое планирование

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко ввести региональные и этнокультурные компоненты, временной период.

Одной теме уделяется не менее одной недели. Оптимальный период — 2–3 недели. Тема отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития.

Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать детскую образовательную деятельность.

Календарное планирование

по программе «Юные исследователи»

для детей 3-4 лет.

Сроки Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Образовательная деятельность в режимных моментах

Сентябрь Тема «Транспорт» (3,11)

Учить определять и различать транспорт, основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции; учить отгадывать загадки; развитие общения.

Тема «Мебель» (3,12)

Учить определять и различать мебель, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции); группировать предметы по признакам; развитие общения; развитие игровой деятельности.

Это овощ или фрукт?

Угадай по вкусу.

Для чего людям нужны зонты?

Что делают животные, когда идёт дождь?

Вода. «Грустный бальзамин»(4,32). Воспитание ценностного отношения к труду, расширение знаний о природе.

Узнаём, какая вода.

Выявить свойства воды.

Развитие исследовательской деятельности, расширение кругозора детей, свободного общения. Осенние листья.

Ветер.

Сбор урожая.

Овощи и витамины.

Знакомство с характерными особенностями осени.

Свет и солнце.

Развитие свободного общения, трудовой деятельности, формирование целостной картины мира, познавательной деятельности. Воспитание ценностного отношения к труду

Лото» (3,54).

Упражнять в умении группировать предметы по форме, устанавливать сходство предмета с образцом и различия, развитие игровой деятельности, общения.

«От какого дерева лист? «Развитие игровой деятельности, знаний и развития диалогической речи

«Найди лист, который я тебе назову» Развитие трудовой деятельности, развитие детского творчества

«Найди дерево» Учить отгадывать загадки, развитие познавательно-исследовательской деятельности. Умывание (У кого больше пена) Формирование культурно-гигиенических навыков, трудовых навыков, взаимодействия со сверстниками.

Настольно-печатные игры: «Чьи детки?», «Лото», «Времена года».

Развитие продуктивной деятельности, расширение кругозора детей, общения со сверстниками

Игры (дидактические, развивающие, подвижные)

Игры-экспериментирования

Наблюдение

Интегрированная детская деятельность

( включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую)

Опрос анкеты

Информационные листы

Ситуативное обучение

Коллекционирование

Беседа

Консультативные встречи

Литература

1. По Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Соответствует ФГОС / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ.

2. О. В. Дыбина. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Ребёнок в мире поиска. Сфера. Москва 2009г. (2)

3. О. В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. (3)

4. Л. Н. Меньшикова. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. «Учитель», 2008 г. Волгоград (4)

5. О. В. Дыбина, И. П. Рахманова. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. Т. Ц. Сфера» Москва 2002

Образовательная область «Познавательное развитие»

Планирование по программе «Юные исследователи» для детей 4-5 лет.

Сроки Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Образовательная деятельность в режимных моментах

Сентябрь Тема. Расскажи о любимых предметах.

Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке. Учить описывать предметы, проговаривая их название, детали, функции, материал.

Движения воздуха.

Состояние почвы в зависимости от температуры.

Свойства песка (делаем дорожки и узоры из песка) Осенние листья.

Ветер.

Сбор урожая.

Овощи и витамины.

Знакомство с характерными особенностями осени.

Свет и солнце.

Развитие свободного общения, трудовой деятельности, формирование целостной картины мира, познавательной деятельности. Воспитание ценностного отношения к труду

«Опрели место для предмета» (3,52)

Закреплять умение определять предметы рукотворного и природного мира. Учить группировать предметы по способу использования, понимать назначение предметов

«От какого дерева лист? «Развитие игровой деятельности, знаний и развития диалогической речи.

«Найди лист, который я тебе назову» Развитие трудовой деятельности, развитие детского творчества

«Найди дерево» Учить отгадывать загадки, развитие познавательно-исследовательской деятельности. Умывание (У кого больше пена) Формирование культурно-гигиенических навыков, трудовых навыков, взаимодействия со сверстниками.

Настольно-печатные игры: «Чьи детки?», «Лото», «Времена года»

Развитие продуктивной деятельности, расширение кругозора детей, общения со сверстниками

Игры (дидактические, развивающие, подвижные)

Игры - эксперимент.

Наблюдение

Интегрированная детская деятельность ( включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую)

Опрос анкеты

Мастер-класс для детей и взрослых

Ситуативное обучение

Упражнения

Консультации

Досуг

Коллекционирование

Беседа

Консультативные встречи

Литература

Взаимодействие с семьей

Взаимопознание и взаимоинформирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях, либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада). Основные формы обучения родителей: лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, проекты, игры.

Раздел 3. Организационный раздел

Создание развивающей среды.

Накопление, систематизация, использование и преобразование опыта детей в деятельности опосредовано естественными и специально созданными условиями развивающей среды. Исходное требование к предметной среде – её развивающий характер.

Программа направлена на : создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации.

Развивающая среда включает в себя микроблоки:

Лаборатория «Почемучка», уголок природы, центр преобразования «Мастерилки», уголок «Знайки», информационная копилка, игротека.

Адекватными возрасту формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др.

Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса.

Содержание реализуется в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнёрской позиции взрослого и партнёрской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности, предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.

Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других областей Программы. Предлагаемое условное деление направлений развития детей на образовательные области вызвано наличием специфических задач, содержания, форм и методов дошкольного образования, а также потребностями массовой практики.

В основу реализации комплексно-тематического построения Программы положен принцип сезонности года, который обеспечивает ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности.

Программа, рассчитанная на творческое исследовательское взаимодействие ребё нка и педагога построена на:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Соответствует ФГОС. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ.

2. О. В. Дыбина. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Ребёнок в мире поиска. Сфера. Москва 2009г.

Для реализации данной программы в воспитательно-образовательный процесс использовала материал, представленный в следующих методических пособиях:

О. В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада.

О. В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада.

Л. Н. Меньшикова. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. «Учитель», 2008 г. Волгоград

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» Москва 2002

Публикации по теме:

«Юные исследователи». Экспериментальное занятие в старшей группе«Юные исследователи». Экспериментальное занятие в старшей группе Экспериментальное занятие в старшей группе. " Юные исследователи " Цель. Развивать у детей интерес к познанию нового на основе жизненных.

Фотоотчёт «Юные исследователи»Фотоотчёт «Юные исследователи» Фотоотчёт «Юные исследователи» В нашей группе прошло интересное занятие по развитию речи. На занятии дети были исследователями: каждый.

Фотоотчет по рисованию «Юные исследователи» в старшей группеФотоотчет по рисованию «Юные исследователи» в старшей группе Фотоотчет по рисованию «Юные исследователи» в старшей группе. Нетрадиционная техника рисования воском очень простая и в тоже время завораживающая.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Проект в средней логопедической группе №4 «Юные исследователи» Руководители проекта: воспитатели Краковская Надежда Александровна, Шлейгер.

Рекомендации для родителей «Юные исследователи» в младшей группеРекомендации для родителей «Юные исследователи» в младшей группе Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Задачи создания и функционирования уголка опытно-экспериментальной направленности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модифицированная программа «Юные исследователи»
Опубликовано: 4 июля 2021 в 08:42
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД