Модульный принцип как инновационная форма работы в экологическом воспитании

Татьяна Башинская
Модульный принцип как инновационная форма работы в экологическом воспитании

Модульный принцип как инновационная форма работы

В экологическом воспитании.

Проблема экологического воспитания дошкольного возраста- значима и актуальна в настоящее время.

В период дошкольного детства закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим.

В экологическом образовании, как и во всей системе обучения в практику внедряем инновационные программы и технологии.

Одним из современных технологий развивающего обучения является модульный принцип организации педагогического процесса, который является эффективным методом обучения детей.

В традиционной системе обучения все занятия разрознены, в модульной -объединены между собой на основе какого-либо сюжета. Сюжет ведет к конкретной цели, придает деятельности определенный смысл и положительную эмоциональную окраску, а также интегрирует все виды деятельности, в связи с чем большинство образовательной деятельности является комплексной.

Это может быть долгосрочная игра, интересное совместное дело, подготовка к празднику, переписка со сказочным героем, поиски клада ит. д.

Сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре.

Сюжет позволяет «вывести из подполья» предварительную работу педагога.

Центральным звеном вокруг которого группируются знания, является тематика модуля.

Как всякий законченный узел, модуль имеет начало (завязку, основную часть и завершение- итоговое заключительное занятие.

Модуль коренным образом отличается от цикла непосредственной образовательной деятельности

Назовем эти отличия:

- Цикл, как правило организуется в пределах одного вида деятельности, в модуль включаются образовательная деятельность по всем видам образовательной программы.

модуле вся образовательная деятельность является комплексной.

--термину «непосредственная образовательная деятельность2 возвращается его исходный смысл, т. к дети все время заняты (вплоть до бытового разговора и свободной деятельности). Тем самым перестает быть синонимом урока.

- Модуль, в отличии от цикла, имеет сюжет, который развертывается на протяжении долгого времени (месяца и более).

модуле педагогический процесс перестает быть «подготовкой к жизни», а становится самой жизнью, жизнью детей, здесь ничего не делается «понарошку», условно. А происходит в реальности (что нельзя воплотить в жизнь в модуль не включается)

-деятельность детей приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, а потому что эти знания совершенно реально понадобятся им сегодня или в ближайшем будущем.

Обучение детей на модульной основе имеет ряд преимуществ перед традиционной системой. Перечислим их:

1. Модульный принцип позволяет строить педагогический процесс на основе всех видов деятельности.

2. педагогический процесс становится более экономичным, позволяет за короткий отрезок времени решить несколько дидактических задач.

3. Наличие сюжета способствует реализации принципа обучения в игре: играя, дети не замечают, что обучаются.

4. Наличие сюжета придает деятельности особую значимость, поскольку знания становятся необходимыми в реальной жизни. Дети четко видят конечную цель обучения.

5. Понимание значимости своей работы и удовлетворение от качества ее конечного результата создает у детей положительный. Эмоциональный настрой и желание выполнять действие наилучшим образом.

6. обучение на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений между собой и педагогом. Это облегчает переход от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели обучения.

7. Отсутствие психологического давления на ребенка повышает эффективность образовательного процесса. Способствует сохранению здоровья детей и создают основу для реализации любых здоровьесберегающих технологий.

8. Основной акцент смещается с сообщением знаний в готовом виде на стимуляцию собственной познавательной активности.

Мною разработано и реализовано 2 модуля по экологическому воспитанию. Первый модуль «Картошка- наша гордость» длился с апреля по сентябрь. В процессе работы по модулю у детей был постоянный интерес к деятельности. Провели исследовательскую деятельность: в каких условиях лучше проращивать картофель. Три картофелины поместили в разные условия: одну на окно, где солнечно и тепло. Другую в холодное и темное место, третью в темное, но теплое место. Каждый день сбрызгивали картофель и ставили в отведенное место. Через неделю достали картофель и отметили у какой из картофелин появились ростки. Данные зарисовали. Эксперимент проводили 3 недели. Затем эту картошку посадили в землю, также отмечая, какая из темного холодного места, какая из светлого теплого, отметили у какой ростки больше. В течении лета проводили уборку сорняков. Выкопали картошку и отметили в каком кусте больше клубней. В Заключении работы по модулю с картошкой провели досуг «Ах, картошка ты, картошка!» дети рассказали, что они узнали о картофеле, проводили игры-аттракционны С большим удовольствием пробовали блюда из картофеля.

Второй модуль «Весна нам поручила вырастить редис» проходил при постоянном внимании и интересе детей. Посылка с семенами от Весны заинтересовала детей: что это за семена и что из них вырастит? Дети с интересом разглядывали семена, выбрали самые лучшие и посадили на грядку. Ухаживали за грядкой, пололи сорняки, поливали. Провели гербаризацию растения и отослали письмо с гербарием Весне. Самое незабываемое событие был сбор урожая, приготовление салата и угощение друзей, сотрудников детского сада.

Последнее занятие модуля становится заключительным и самым интересным для детей. На нем подводятся итоги проделанной работы и организуются не в форме опроса, а в виде праздника.

Ели модуль задуман удачно, дети охотно работают с педагогом и даже не замечают, что занимаются разными видами деятельности.

Тут реализуются все принципы педагогики сотрудничества, осуществляется раскрепощение детей, в их жизнь вносится эмоциональная окраска.

Модуль является спектаклем в котором дети являются не зрителями, а участниками.

Желаю творческих успехов!

Публикации по теме:

«Инновации в методической работе дошкольных учреждений» Инновационная деятельность является одним из основных способов модернизации системы образования и условием развития творческого потенциала.

Маркеры с акцентом на гендерную идентификацию.Маркеры с акцентом на гендерную идентификацию. Анализ   практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Наша армия
  • Одежда, обувь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Модульный принцип как инновационная форма работы в экологическом воспитании
Опубликовано: 7 марта 2012 в 05:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Старица в книгу мастеров по сказке «Кружева» (мастер класс)
Совсем недавно наша сказочница опубликовала свою новую сказку о кружевнице Галинке, и у меня сразу в голове сложился образ новой странички для текстильной...
НОД по рисованию «Расцвели красивые цветы» средняя группа
Задачи: воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность выполнения рисунка. формировать представление о цветах ( стебелек, листочки,...
Фотоотчет «Огород на подоконнике»
«Огород на подоконнике» Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать...
Моё хобби-декупаж
В январе у моей хорошей знакомой, коллеги по детскому саду был юбилей. Ей исполнилось 70 лет. Мы много лет проработали с ней в детском саду, а сейчас она...
Фиалки для любимой мамы.
В нашей группе более 15 лет существует замечательная традиция. К 8 марту дети выращивают фиалки и дарят их мамам на празднике. Процесс очень длительный и...