МААМ-картинки

Мой подход в работе с детьми по экологическому воспитанию

Галина Анатольевна Жидкова
Мой подход в работе с детьми по экологическому воспитанию

Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, экологически целесообразное поведение в природе, толерантное отношение к людям разных народов. Для того чтобы ребенок проявлял чуткость и бережное отношение к природе, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями. Дать необходимые знания и умения.

Важно именно на ранних этапах развития ребенка построить базу его оптимальных отношений с природой. Это простейшие основы, на которых в дальнейшем будет формироваться практически вся его жизнедеятельность.

Публикация «Мой подход в работе с детьми по экологическому воспитанию» размещена в разделах

Экологическое воспитание - это уникальное воздействие на детей, которое охватывает все психические процессы детского развития. Это и развитие памяти, различных видов мышления, речи, внимания, восприятия, воображения, творчества и т. д.

Самой основной целью экологического воспитания является приобщение детей к общечеловеческим ценностям - любовь, доверие, дружба, гуманность, сочувствие, миролюбие. Как же сформировать у детей эти качества? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку взглянуть на жизнь других живых существ изнутри.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В своей работе я основываюсь на Программу Николаевой С. Н. «Юный эколог», которая предполагает частое и тесное общение детей с природой, организацию различных форм работы во время прогулок, экскурсий, потому что живое общение с природой, непосредственный контакт с объектами животного и растительного мира представляют собой комплексную деятельность, т. е. дети здесь наблюдают, и любуются, и совершают действия по уходу за растениями и животными. Я считаю эти формы организации позволяют обогатить детей знаниями, поупражнять в применении правил поведения в лесу, воспитывают духовные и нравственные качества, и конечно, доброе отношение к живой природе.

Перед собой я ставлю следующие задачи:

- изучить особенности познавательной активности через игровую деятельность, а именно экологические игры;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;

- воспитывать экологическую грамотность дошкольника.

Работу веду по трем направлениям:

• Повышение собственной квалификации;

Экологическое воспитание детей;

• Пропаганда экологических знаний для родителей.

В своей работе я использую следующие формы и методы работы :

- наблюдение в природе;

- работа в огороде, на клумбе;

- экскурсии по экологической тропе;

- НОД;

- дидактические игры;

- ознакомление с художественной литературой;

- участие в конкурсах;

- работа с родителями;

-опытно-экспериментальная деятельность в

экологической лаборатории;

- методическая деятельность.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования на мой взгляд, является организация развивающей предметной среды.

В нашей группе экологически развивающая среда организована как традиционный Уголок природы и Лаборатория природы.

Главная особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжение всего учебного года. В нашем уголке природы собраны комнатные растения, дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними, также в уголке природе есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений.

Лаборатория- это новый элемент нашей развивающей предметной среды. В ней дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В лаборатории имеются колбы, пробирки, книги, энциклопедии, различные макеты, «сухой аквариум», для проведения опытов мы используем бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размеров и форм: стаканчики разной степени прозрачности, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования. В лаборатории хранятся собранные детьми коллекции, природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований: песок, глина, камни, семена растений, ракушки, каштаны, шишки, мхи, кусочки коры деревьев. Для исследования в лаборатории имеются лупы, есть микроскоп, барометр, термометры (для измерения температуры воздуха и воды, песочные часы, будильник, большие и маленькие магниты, миски и другие ёмкости разных размеров, весы, линейки, веревки и шнуры разной длины для измерений, комплекты для игр с водой и т. д. В сборе материала для лаборатории принимают активное участие и дети и родители.

Так же в группе организован игровой уголок: здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие экологические игры. Использование развивающих игр помогает мне развивать в детях умение систематизации представлений о живой природе, понять многие экологические закономерности; воспитывать эмоционально бережное отношение к живому, сопереживать всем живым существам и желание защищать их. Имеется библиотека, в которой находится познавательная, художественная, научно-популярная детская литература. В этой части экологического уголка дети читают, рассматривают иллюстрации о природе, проводят беседы, обсуждают прочитанное. Замечу, что для меня одним из основных принципов в организации среды в группе является принцип достаточности «Я все могу взять, достать, дотянуться». [

Немаловажной формой в воспитании добрых чувств к живой природе, я считаю экскурсии и целевые прогулки. На прогулке организую игры с природным материалом (песок, вода, глина, лед, снег, листья, плоды и т. д., в процессе которых дети знакомятся со свойствами различных природных материалов. Летом этого года на территории детского сада мною создана Экологическая тропа, она позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Основные же знания о природе, экологические знания дети получают на занятиях. Занятия выстраиваю на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом, а также на совершенствование речи старших дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Для этого я широко использую в своей работе проектную деятельность, ведь проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время, когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, после того, как вся информация собрана, дети приступают к самой ответственной части – делают самостоятельный доклад.

На своих занятиях по исследовательской деятельности я предлагаю детям выбрать самим тему для исследования и подготовить доклад или сообщение об этом. Для этого нужно собрать информацию об исследуемом объекте с помощью различных методов сбора информации: подумай сам, спроси у другого человека, посмотри в книге, наблюдение, эксперимент. Собираемые сведения в памяти удерживать трудно, поэтому я стала использовать в своей работе «Лэпбук» - тематическая папка - "книжка на коленке" – это эффективное средство обучения и форма совместной деятельности взрослых и детей. Это яркие, многофункциональные папки с множеством кармашек, окошек, книжек-малышек, гармошек, секретиков и картинок, которые можно не только рассматривать и играть с ними, но и создавать. Это очень простое, интересное и перспективное игровое средство обучения, которое можно применять везде — и как изучение основного материла, когда мы как раз по кусочкам собираем информацию, и для обобщения, не только в совместной работе, но и в самостоятельной деятельности детей. В этом году созданы «Лепбуки» на темы: «Птицы нашего поселка», «Дикие животные», «Домашние животные», «Осень», «Вода», «Воздух». Самая главная ценность «Лэпбука» - он позволяет ребёнку быть равным участником всего процесса, на любом из его этапов.

Эта технология интересна и полезна, я считаю данную технологию удачным шагом по пути внедрения ФГОС ДО, ведь она позволяет использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой целью постоянно обновляется информация на стендах, проводятся консультации, опросы, собрания. Родители активны, помогают детям, они отзываются на любые просьбы.

В рамках экологического воспитания, я регулярно организую выставки детских рисунков, поделок из природного материала, дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестер и братьев к изготовлению поделок. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории детского сада. А мамы активно участвовали в выставке «осенняя, зимняя фантазия». Очень важно убедить родителей продолжать начатое в детском саду дело и дома. В целях более эффективного взаимодействия с родителями подобран материал и оформлены папки-передвижки с консультациями по тематике экологического воспитания дошкольников. Эта работа способствует повышению экологической культуры родителей.

Я считаю, что за 1 год и 2 месяца проделанной работы по экологическому воспитанию в группе «Непоседы» есть положительные результаты:

• Сформированы начала экологической культуры у детей;

• Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

• Дети учатся практическим действиям по охране природы;

• Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

• У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход к работе с родителями Дифференцированный подход к работе с родителями, как процесс непрерывного воспитания родителей направленный на формирование экологической.

Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию (из опыта работы) Нужно ли задавать детям вопросы о природе? Следует ли совмещать знания сообщаемые детям о животном и растительном мире с культурой поведения.

Фотоотчет о проделанной работе по экологическому воспитанию (старшая группа)Фотоотчет о проделанной работе по экологическому воспитанию (старшая группа) Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе,.

Из опыта работы «Система работы с детьми второй ранней группы по экологическому воспитанию» 1 Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?» Уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского.

Конспект образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию «Живые семена»Конспект образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию «Живые семена» Воспитатели 2 старшей группы: Денисова И. А., Ковалёва Е. Э. учитель-логопед: Балыбердина О. В. Цель:Продолжать знакомить детей с этапами роста.

Мой подход к работе с детьми «Я буду работать в кузнице, но не там, где железо и молот, Возьму я себе в союзницы нежную, светлую молодость. Предметы моей романтики на.

Мой подход к работе с детьмиМой подход к работе с детьми Я шла к своей профессии 19 лет. Четыре года назад я почувствовала в себе организаторские способности с детьми. Может они всегда были, но.

Семинар — практикум Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста Цель: выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение.

Эссе «Мой подход к Работе с Детьми» Как говориться: «Театр начинается с вешалки», так и мой день начинается с приема детей. Казалось бы, приём обычен и постоянен: дети постоянно.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» В настоящее время остро стоит проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом подходе. В основе моей работы лежит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мой подход в работе с детьми по экологическому воспитанию
Опубликовано: 25 ноября 2016 в 23:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД