Занятие-беседа по реализации национально-регионального компонента в старшей группе «Мой северный край»

Ирина Подмазина
Занятие-беседа по реализации национально-регионального компонента в старшей группе «Мой северный край»

Мой северный край

Цель: Уточнить и пополнить знания детей о жизни и быте народов Севера, их занятиях; познакомить с явлением природы – северное сияние; расширить знания о животном и растительном мире тундры; развивать связную речь; прививать интерес и воспитывать уважение к народам Севера.

Материал: Репродукции картин, изображающие жизнь людей на Севере, их одежду, северную природу, животных, северное сияние.

Обогащение словаря: северное сияние, тундра, кисы, малица, ягель, оленевод, нарты.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Путешествие на Север», д\и «Найди пару» (северный орнамент, посещение мини музея «Родной край», рассматривание экспонатов.

Ход занятия

- Дети, из прошлых бесед о нашей стране, вы помните, что она огромна. Разные народы живут в ней. Сегодня мы побеседуем об одном из уголков нашей Родины.

- Вспомните, пожалуйста, где бывает самое короткое лето и самая длинная зима? (Ответы детей.)

-Какие национальности живут на Севере?

(Ответы детей: ханты, манси, ненцы.)

-Чем они занимаются?

(Ответы детей: оленеводством, охотой, рыболовством.)

-Из чего северные жители шьют себе одежду?

(Ответы детей: из оленьих шкур.)

-Посмотрите, какая красивая обувь у детей, называются «кисы». А шубка с узорами называется «малица».

Предложить детям внимательно разглядеть узоры на одежде и на обуви, определить, на что они похожи.

(Высказывания детей)

-А сейчас мы с вами вспомним, что такое «тундра»?

(Дети отвечают, опираясь на знания, полученные на прошлом занятии.)

- На Крайнем Севере растет мало деревьев. Это карликовые березки и карликовые осинки. Там самые высокие деревья достигают чуть выше человеческого роста. Зимой вся тундра покрыта пушистым ковром (снегом, но зато летом там очень красиво. Появляются красивые цветы, они растут на кочках повсюду.

В тундре растет много вкусных ягод: морошка, брусника, клюква, голубика, черника. В тундре нет поездов, нет автомобилей.

-На чем же люди там ездят?

(Ответы детей: на оленях.)

Летом, запряженные в длинные легкие сани быстро бегут по кочкам, по мокрому мху. Эти сани называют нартами.

- Чем питаются олени?

(Ответы детей: они едят мох, ягоды, грибы.)

Их очень много в тундре. Гриб нельзя трогать руками. Если олень почует, что гриб трогал человек, он ни за что его не будет есть.

-Как олень достает корм в зимнее время?

(Ответы детей)

Он разрывает копытами снег и достает из-под него мох. Он называется «ягель».

-Кто ухаживает за оленями?

(Ответы детей: оленевод)

Оленевод переезжает со своими оленями с места на место. Это делается для того, чтобы олени находили себе больше корма.

-Кто еще кроме оленя живет в тундре?

(Ответы детей: куропатки, волки, медведи, лисы, песцы, зайцы.)

Самое замечательное явление на суровом Севере – северное сияние. Это очень красивое зрелище. Оно загорается на небе в виде ярких лент. Северное сияние во много раз ярче, чем радуга. Оно может полыхать на небе несколько часов, а иногда быстро гаснет.

СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ

Что за чудо - чудеса, Мерзнут ели и леса,

Загорелись небеса! Коченеют небеса

Ой, горит, пылает пламя Кто зажег огонь чудесный?

Над сверкающими льдами! Не живет ли в вышине

Ой, горит большой костер! Великан могучий?

Выше леса, выше гор! Не печет ли на огне,

Он горит, а снег не тает, Хлеб себе за тучей?

Он блестит, не согревает. Никого за тучей нет,

Не пекут там хлеба.

Это свет, холодный свет

Северного неба!

Предложить детям нарисовать северное сияние.

Муниципальное образование город Ноябрьск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек»

муниципального образования город Ноябрьск.

Мой северный край

2013г.

Публикации по теме:

Интеллектуальная игра клуба «Почемучка». «Наш северный край» Интеллектуальная игра клуба "Почемучка" "Наш северный край"Адресат: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели. Предварительная работа:.

Проект «Хантыйские мотивы» Вид проекта : познавательно-творческий Участники проекта : воспитатели, дети II младшей группы, родители. Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Фрукты и ягоды
Автор публикации:
Занятие-беседа по реализации национально-регионального компонента в старшей группе «Мой северный край»
Опубликовано: 5 июня 2013 в 14:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра на закрепление знаний цвета «Веселые картинки»
Сенсорное развитие является одним из главных направлений в развитии детей младшего дошкольного возраста. Одной из задач сенсорного развития является...
Мастер-класс «Салат в морковках»
Мастер-класс "Салат в морковках". Хочу поделиться с Вами необычным рецептом салата. Впервые увидев его в интернете, подумала, что необычно и непросто....
Фотоотчет о творчестве детей на осеннюю тематику в средней группе
Фотоотчет о творчестве детей на осеннюю тематику в средней группе. Вот и закончилось осень. Чудесное время года! Нельзя было остаться равнодушным к...
Дидактическая игра «Один дома» для детей подготовительной к школе группы
Предлагаю Вашему вниманию мою новую работу - дидактическую игру по безопасности "Один дома". Цель : формирование осознанного правильного поведения,...
Занятие по изодеятельности «Рельефный налеп с детьми средней группы «Снежинка»
Рада вам, мои друзья и случайно заглянувшие ко мне на страничку коллеги! Нынче у нас на Урале непривычно долго мы ждали снега! Хотя первый выпал 15 октября....