Моя Кубань

Муниципальное детское общеобразовательное учреждение

МДОУ ЦРР «Светлячок №28»

Краснодарского края г. Туапсе

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим детей подготовительной группы

"Моя Кубань"

Автор:воспитатель Куфтина О. В.

Туапсе

2011

Программные задачи:

1. Познакомить    детей    с    символическими    знаками    народной    кубанской вышивки (красный цветок, бутоны, корни, земля, листья)

2. Продолжать знакомить с обычаями казачества, флорой и фауной Кубани.

3. Формировать   устойчивый   познавательный   интерес   к   жизни,    истории, обычаям, культуре родного края.

Словарная работа:

1. Формировать    связную    речь,     использовать    в    речи    распространенные предложения, наречия.

2. Обогащение    словаря:    ландшафт,    лесной    массив,     гористая    местность, равнинный участок и т. д.

3. Активизация    словаря:    казаки,     кубанцы,     степи,     рушник,     настольник, светелка, посиделки и др.

Ход занятия:

(В зал входит ведущая, за нею - дети в кубанских костюмах с музыкальными инструментами, останавливаются в центре) .

В. : Эй, люди добрые! Вам ли по домам сидеть да в окошечки глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться? Рада видеть вас у себя в гостях в своей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, по-старинному, посиделками называется! Проходите, гости дорогие, ко мне в светёлку на сходницу. Собирай всю родницу на веселую сходницу.

(Дети под музыку «Ой, полным полна моя коробочка. » играют на музыкальных инструментах и проходят в горницу, рассаживаются на лавочки) В. : Ой, какие хлопцы и девчата! Добрый вам день! Присаживайтесь! Дети: Добрый день, хозяюшка!

В. : А вот и хлеб с солью по-старинному обычаю. За хлебом-солью и всякая беседа хороша. Где потеснее, там и повеселее. Сядем рядком да поговорим ладком о жизни нашей.

1 реб. : Взмыло солнце над полями.

Свет клубится над рекой,

А вокруг, куда ни глянешь, -

Край Кубанский, мой родной.

2 реб. : Могучие горы, степные просторы,

Приморского берега грань.

Леса и поляны, сады и лиманы -Всё это - родная Кубань!

3 реб. : Хороши кубанские просторы,

Плодородна щедрая земля. Нивы необъятные, как море, Край казачий - родина моя!

В. : Молодцы, хлопцы и девчата, сколько хороших слов вы сказали о своём родном крае.

Да, действительно, Кубань велика и природа ее очень разнообразна! Давайте вместе вспомним, каков ландшафт Кубани? (есть равнинные участки - степи, есть лесные массивы, есть гористая местность, в частности - побережье) .

- А что омывает Кубанские земли с юго-западной стороны? (воды Чёрного и Азовского морей)

- А какие крупные реки Кубани вы знаете? (Кубань, Протока, Белая.)

- Как называется столица Кубани? (Краснодар)

Как      раньше      звали      люди      Краснодар?       (Екатеринодар). Наш край очень богат растительным и животным миром.

Какая рыба водится в водоёмах нашего края? (карась, щука, окунь, судак, лещ, карп, осётр, тарань, пеленгас, черноморская сельдь и т. д.) Правильно, хлопцы и девчата.

- А, кто скажет, чем отличается пресноводная рыба от рыбы, живущей в солёной воде? (пресноводная рыба живёт в реках, прудах, озёрах, т. е. там, где вода пресная, несолёная в отличие от морской рыбы) .

- А, какие животные водятся в лесах Кубани? (медведь, волк, шакал, лиса, заяц, кабан, ёж) .

- А знаете ли вы птиц? (куропатки, голуби, воробьи, жаворонки, ласточки, стрижи, вороны, сычи, удоды, соловьи, сойки, дятлы, чайки, утки.) .

- А, какие деревья растут в территории нашей малой родины? (береза, дуб, клён, чинара, каштан, ясень, тополь, пихта, сосна, ель, кипарис, пальма, платан, акация, калина, фруктовые деревья) .

- А, помните, как поселились казаки на Кубани и жили свободно, как умело стерегли они свои границы. Это были храбрые люди, удалые. Они умели и воевать и жить ладно. Семьи у казаков были большие, многодетные. Жили семьи в любви, уважении и согласии.

- Давайте вспомним, чему учили в казачьих семьях малых ребят? (уважать и почитать старших, быть вежливыми, скромными, честными, трудолюбивыми) .

Посмотрите, сколько красивых вещей перед вами. Их сделали руки взрослых с любовью и терпением. Видите, как они украшают светёлку. Узнаете ли вы эти вещи? (скатерти, полотенца, коврики, прялка.) А возле хаты, гляньте, что это? (плетень с сушащимися на нем горшками)

Дети: Скатерти красивые украшены кружевами.

В. : А как их называли в старину? (настольник, так как ее клали на стол). Что ещё вы видите? (салфеточки, полотенца) а как на Кубани называли полотенца? (рушники) Вышивали на рушниках узоры, птиц, зверей и т. д. Вышивка означала следующее. Например, цветок красный с бутонами и корнями - символ крепкой семьи. Корни - бабушка и дедушка, цветы - родители, бутоны - дети, прямая чёрная линия -, символ земли. Рушниками украшали свои дома, а самый красивый вешали в видный угол, где висели иконы.

Предлагаю вам разделиться на две команды и «вышить» по рушнику. (Раздает элементы узора, дети выкладывают свой узор на ватмане) Что за посиделки без частушек? Ой, девчушки-хохотушки, запевайте-ка частушки! Запевайте поскорей, чтобы было веселей! (дети поют) В. : Знаете ли вы кубанские народные игры? («Перетяжки», «Петушок», «Достань платок» и др.) а давайте сыграем с вами в «Петушка»? (да) В. : Ну, и весело у нас, ноги сами рвутся в пляс! Разве можно устоять? Так давайте ж танцевать! (дети танцуют)

В: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ угощеньем знатным.

Чай горячий - наша сила,

Украшение стола.

С чая лиха не бывает -

Так в народе говорят!

Чай - здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд.

Приглашаю вас, ребята, отведать чай из самовара с медом, вареньем, баранками.


Опубликовано в разделах:

Версия для печати
Моя Кубань
Опубликовано: 16 ноября 2011 в 20:33
+2
Вне конкурса
Всего комментариев: 2. Для просмотра комментариев зарегистрируйтесь.
Популярное из нового
Оформление полочки красоты в группе
Мы в группе тоже как и все готовимся к новому учебному году, и в этом году решили сделать глиняные игрушки для занятий, в прошлом году мало было...
Фотоотчёт о выпускном празднике «Необыкновенное путешествие Алисы в страну знаний»
Самый первый выпускной в жизни ребёнка — это серьезное и одновременно волнительное событие. Это торжественный праздник, на котором говорятся теплые слова и...
«Экскурсия в кабинет медсестры» (фотоотчет)
Познакомить детей с профессией медицинской сестры. Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада. Развивать у детей наблюдательность. Одной...
Досуг во второй младшей группе «Волшебница — вода» (фотоотчет)
ель: повышение интереса и познавательной активности в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности детей. Задачи: Познакомить детей со...
Экологический праздник для малышей (фотоотчет)
Учить детей беречь деревья, вступаться за них, когда кто либо причиняет им вред не зависимо от того, козы это или дети. Дети любят активно участвовать в...