Лучший педагог года

Проект «Моя малая Родина — Республика Коми. Знакомство дошкольников с традиционным костюмом коми народа»

Логинова Надежда Андреевна
Проект «Моя малая Родина — Республика Коми. Знакомство дошкольников с традиционным костюмом коми народа»

Проект «Моя малая родина Республика Коми» (на примере знакомства дошкольников с традиционным костюмом коми народа)

Актуальность: одной из основных проблем воспитания определилось воспитание национальной культуры детей. Общие задачи эстетического воспитания не могут решаться вне содержания той национальной культуры, народных традиций, которые веками создавались народом, чей менталитет на данной территории является приоритетным.

Публикация «Проект „Моя малая Родина — Республика Коми, Знакомство дошкольников с традиционным костюмом коми народа“» размещена в разделах

Проект направлен на ознакомление детей 6-7 лет с народным искусством коми на примере традиционного костюма. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Костюм является средством духовного единения ребенка с прабабушкой (прадедушкой). Внимание ребенка акцентируется на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения, знакомятся с декором костюма, материалом украшений.

Цель исследования – создать эффективные педагогические условия, направленные на приобщение детей 6-7 лет к народному искусству коми на примере традиционного костюма.

Задачи проекта :

1) Разработать содержание материала по народному искусству коми и практические задания доступны освоению детьми 6-7 лет;

2) Разработать цикл занятий, построенный на последовательной системе усложнения этнографического материала, практических заданий по аппликации;

3) Осуществить подбор дидактических игр по приобщению детей 6-7 лет с коми содержанием и качественные наглядные пособия для обогащения предметно - развивающей среды группы.

Паспорт проектной работы.

Возраст детей, на которых рассчитан проект : 6-7 лет

Участники проекта : дети, воспитатели группы, родители.

Тип проекта : творческий, групповой.

Форма проведения: занятия, экскурсии, походы, самостоятельная деятельность детей, игры, работа с родителями.

Продолжительность: среднесрочный

Традиционная одежда коми

Коренные изменения в жизни Республики Коми, суверенитет, возросшая ответственность перед будущими поколениями за сохранение самобытной национальной культуры Коми края вызвал интерес к историческому прошлому Коми Края, коми языку, духовной и материальной культуре народа. Традиции – явление живое, постоянно формирующееся. Это не только строгая преемственность, это неиссякаемый источник для творчества. Их необходимо сохранить и передать подрастающему поколению.

В народном костюме как в фокусе сосредоточены черты и особенности народного сознания, его социальные, нравственные, религиозные представления, этнические идеалы, для выражения которых использованы художественные средства. Это – композиция и цвет, ритмическая система построения, объемно-пластические формы, реализованные в крое одежды, орнаменте. Народный костюм коми в опосредованном виде выражал этические традиции коми – зырян. Именно через костюм проявилась индивидуальность этноса. Практически любой бытовой костюм обладал определенной символикой. Сама орнаментация, манера ношения свидетельствовала об этом.

Для декоративного оформления народного костюма коми характерно сочетание различных материалов и фактур (домотканые натуральные льняные, шерстяные ткани, мех, кожа, кружево, шелк, бархат, сукно и т. д., которые создавали удивительно целостный образ. В народном костюме образ предполагал гармонию всех составных частей. Основу ансамбля связывали в народном костюме с проблемой синтеза, единства жизненно-бытовой среды этноса коми – зырян с природой. На протяжении длительного времени народной одежде была свойственна неизменность покроя и традиционного декора, что объяснялось консервативностью жизненного уклада коми : занятие охотой, рыболовством, позже и земледелием; устойчивостью обычаев, передававшимися из поколения в поколение.

Характерное для традиционного мировоззрения коми восприятие одежды как «покрова, оболочки» и, одновременно, «следа, тени» человека достаточно наглядно представлено в обобщенном коми названии одежды – «паськм». С точки зрения лингвистов В. И. Лыткина и Е. С. Гуляева в сложносоставном коми слове «паськм» отражено понятие комплекса одежды (пась – «шуба») и обуви (км – «охотничья кожаная обувь»). Интересно, что у коми одеждой «паськм» называют и послед новорожденного. О ребенке родившемся без «сорочки» у коми скажут «пасьтм кага» (букв без одежды, раздетый ребенок). Послед новорожденного, так же как и вся одежда, носимая человеком в течении жизни, считалась неразрывно связанными с ним и его судьбой.

У коми говорят, что одежда подобна вуджр (тень – оберег) человека. Традиционно выражением пасьтм морт (букв. «человек без одежды») характеризуют не только раздетого, но и обессиленного, больного человека, о котором могут также сказать – вуджрыс абу, то есть «нет у него тени – оберега».

Традиционное восприятие одежды как тени – оберега человека во многом определяло строгое соблюдение запретов, связанных с порядком каждодневного ее одевания, ношения и хранения. Считается, что нарушение этого порядка чревато различными неприятностями для человека в течение всего дня. Любое переодевание в течение суток порицалось, поскольку воспринималось окружающими как тунавны «колдовство, ворожба». Женщины, одевая с утра сарафан, старались больше не снимать его в течении дня, а при необходимости одевали другую одежду поверх него. Если охотник, собираясь на промысел, забывал что – либо одеть на себя сразу, то не переодевался второй раз дома, а брал забытую одежду с собой и одевал ее на себя только дойдя до лесной избушки – иначе не будет удачи в промысле. Лишь в период праздников не возбранялось многократное переодевание в течении дня в разную одежду, хотя многие женщины и в этом случае одевали сразу по 2-3 сарафана, один под другой, и таким же образом несколько юбок для пышности наряда. В сказочном фольклоре и поверьях коми магической силой наделяется не только одежда в целом, но и отдельные ее элементы. Бытует мнение, что с помощью варежки можно легко определить найдется украденная вещь или нет: если подброшенная рукавица упадет на землю большим пальцем кверху – значит пропажа скоро обнаружится. Узорчатая перчатка, подоткнутая за пояс в летнее время, считается лучшим оберегом от мошкары и комаров. Согласно фольклорным текстам коми вся сила легендарной чуди заключалась в чудесной шапке, а сила злого колдуна - в его черном платке.

В традиционном мировоззрении коми одежда отчетливо связывается с представлениями о душе и тени – обереге человека. При этом одежда осмысляется не только как покров человека от физического воздействия, но и как защита тела, разума и воли ее владельца от возможного злого умысла со стороны постороннего человека, колдуна или нечистой силы.

Народная одежда коми имеет много общего с одеждой населения русского севера и некоторых финно-угорских народов (например, карел и удмуртов). Вместе с тем в самом комплексе традиционной одежды коми, в особенностях покроя, в характере украшений, в некоторых специфических атрибутах народного костюма наглядно проявляется этническая специфика. Следует отметить, что не всегда наличие у разных народов общих типов одежды следует рассматривать как прямое заимствование. Происхождение тех или иных общих элементов в традиционной одежде у разных народов могло быть обусловлено и близкими природно-климатическими условиями и, соответственно, общими типами ведения хозяйства.

Мужской костюм состоял из рубахи (дрм, штанов (гач, кафтана (дукс) или шубы (пась). Туникообразную рубаху обычно шили из белого холста или пестряди. Праздничная рубаха украшалась вышивкой или полосками узорного тканья на груди, по вороту и на манжетах рукавов. По покрою рубаха у коми имела некоторые отличия от русской косоворотки: более длинный подол (почти до колен, разрез на правой стороне груди либо в центре (у русских – слева, более широкие рукава. Носили такие рубахи навыпуск, подпоясывая пояском (внь).

Нижние штаны (порты, более широкие, чем верхние, шили из сурового холста, глухие. Такие штаны закрепляли на поясе шнуром на вздежке. Верхние штаны шили их пестряди в синюю или белую полоску либо из домотканого сукна (для зимы). Праздничные штаны шились из бумажного трико черного цвета. Штаны заправлялись в сшитые из холста или вязаные (шерстяные) чулки, обычно украшенные узорами (сера чулки).

В верхней мужской одежде выделяется три основных типа. Первый тип характерен для земледельческих районов (Вычегда, Сысола, Луза). Шабур, сшитый из синего или сурового грубого холста. По своему виду эта летняя верхняя одежда представляла собой длинную глухую рубаху с рукавами, бока которой состояли из четырех скошенных и сшитых между собой полотнищ; такой покрой делал ее более широкой в подоле. Для головы было прорезано отверстие, с краю которого иногда пришивали капюшон из холста. Такую одежду носили обычно в качестве рабочей и подпоясывали ремнем или бечевкой. Сукман или дукс – армяк или кафтан, из домотканого сукна серого или белого цвета длиной до колен – коми носили осенью. Зимой одевали шубу из овчины, нагольную или покрытую сукном. В некоторых районах, в частности на Мезени, мужчины носили тулупы прямого покроя на меху неблюя, тоже покрытые сукном.

Второй тип – промысловый костюм охотника и рыболова. Основной его деталью является прямоугольная короткая накидка с отверстием для головы – лузан. Изготовлялись такие накидки из домотканого холста или из сукна. По краям для прочности лузан обшивался узкими сыромятными ремешками. Для большей прочности лузан обшивался кожей на плечах, груди и на спине, куда пришивалась петля для топора. Под полотнищем лузана сзади и спереди за счет подшивного холста образовывались мешки – карманы, которые использовались во время переходов для хранения добытой дичи, шкурок зверей, а также необходимых охотнику принадлежностей. Лузан подпоясывался кожаным ремнем (тасьма).

Третий тип – одежда оленевода, которая характерна главным образом для коми – ижемцев. Этот тип одежды получил распространение у коми одновременно с развитием оленеводства в XVI – XVII вв. и во многом заимствован от оленеводов – ненцев. Малица (малича) – глухая одежда прямого покроя из оленьих шкур мехом внутрь, с капюшоном, длинными рукавами и пришитыми к ним меховыми рукавицами. Поверх малицы носили специальный чехол (малича кыман, сшитый из сатина или хлопчатобумажной ткани. В сильные морозы поверх малицы накидывали совик – меховую одежду такого же покроя, как и малица, но сшитую мехом наружу. В качестве осенней одежды мужчины – ижемцы носили суконные малицы, аналогичные по покрою меховым.

Содержание проекта

Пробуждение у детей любви к родному краю включает в себя решение задач нравственного, трудового, умственного, эстетического, физического воспитания. Отбор и систематизация знаний происходит с учетом умственных возможностей дошкольников, создаются благоприятные возможности для дальнейшего умственного развития: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, о чем расскажет или прочтет воспитатель. Воспитатель способствует развитию познавательной активности, любознательности.

В процессе ознакомления детей с необходимым материалом решаются задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогает яркое, живое слово, изобразительное искусство, музыка. Слушая песни и стихи о родном крае, о труде, природе дети могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому, развивать чувства.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники, родную природу и т. д. Работа по ознакомлению дошкольников с родным краем связано и с их физическим воспитанием. Будущее нашей страны зависит от здоровья наших детей.

В содержание обучения детей 6-7 лет входит ознакомление с традиционным костюмом коми, обучение приемам работы с инструментами и материалами для выполнения аппликации.

В рамках проекта нами разработан и проведен цикл занятий, представленный в поэтапной работе:

Подготовительный этап.

Цель: развитие интереса к традиционному костюму коми.

Основной этап.

Цель: знакомство с особенностями коми костюма.

Заключительный этап.

Цель: развивать творчество у детей в процессе приобщения с народным костюмом.

На подготовительном этапе проводилась работа по ознакомлению детей с культурой народа коми, знакомство с предметами быта, декоративно-прикладным искусством, устным народным творчеством. Кроме того проводятся практические занятия, направленные на закрепление у детей навыка работы с ножницами, бумагой, клеем.

Большая часть занятий основного этапа посвящена практическим работам, в ходе которых дети демонстрируют умения и представления о народном искусстве коми и изобразительной деятельности, в работе с инструментами и материалами при создании аппликации отражающий элементы коми орнамента.

Заключительный этап – это закрепление знаний, умений и навыков полученных на предыдущих этапах работы и демонстрация продуктов труда детей.

Предложенная методика приобщения детей 6-7 лет к народному искусству коми и обучение их отражать коми орнамент в аппликации рассчитана на цикл занятий. Работа с детьми построена так, чтобы повысить интерес к культуре коми народа на примере традиционного костюма. Данная методика направлена на формирование у ребят теоретических знаний в области традиционного костюма коми, на формирование навыков работы с ножницами, аккуратного наклеивания. Занятия организовывались таким образом, чтобы дети принимали в них самое активное участие, были заинтересованы темой, конечным результатом практических работ.

Перспективный план работы по приобщению детей 6-7 лет к народном у искусству коми на примере традиционного костюма

№ название Цель оборудование ход

подготовительный этап

1 Экскурсия в краеведческий музей. Познакомить детей с историей родного края, его культурой, бытом. Рассказать, каким был Коми край до революции. Показать предметы утвари, характерные для быта коми человека в древние времена. Воспитывать любовь к месту, где родился и живешь.

экспонаты музея В ходе занятия дети с удовольствием рассматривают композиции коми избы с ее экспонатами. С большим интересом слушают рассказ экскурсовода о том, как жил коми человек в древние времена, какой у него был дом, предметы мебели, посуда, как он одевался, что ему приходилось делать, чтобы накормить, одеть себя, какие ему для этого нужны были предметы, в какие игры играли коми дети, как они помогали родителям в их делах. Ребятам разрешили потрогать прялку, холст, ткацкий станок. Уходили из музея в приподнятом настроении.

2 «Наш северный край» Закрепить представления полученные детьми при посещении краеведческого музея. Вспомнить, что видели дети в музее. Учить детей рассказывать об увиденном.

Дети активны, эмоциональны, отвечают на вопросы дружно. Пассивных ребят воспитатель активизирует при помощи наводящих вопросов. Желающих отвечать много. У ребят положительные эмоции от экскурсии в музей. Дети задавали вопросы: «Из какого материал делали коми костюмы? На каких станках ткали орнамент? Как придумывали коми орнамент

3 Как рукодельница семью одевала Познакомить детей с процессом изготовления одежды вручную. Дать знания о быте коми народа, о ткачестве коми крестьян в прошлом, воспитывать уважение к коми народу, формировать положительное отношение к труду.

книги, энциклопедии, иллюстрации, таблицы В начале занятия ребятам предлагается вспомнить, что рассказывали в музее об одежде коми человека. Дети вспоминают костюмы женщины и мужчины. Воспитатель показывает детям куклы Насти и Пети в старинной одежде коми крестьян и сообщает детям, что в старину в деревне магазинов не было, всю одежду делали вручную, и Настя сделала одежду своими руками. Взрослый выразительно читает рассказ К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Отвечает на вопросы детей, если возникает необходимость пояснения. Исполняется коми народная песня «Алй ленточка». Чтобы выяснить эмоциональное отношение детей к событиям рассказа воспитатель задает вопросы: «Как долго делали одежду?», «Как называются предметы, которыми пользовались герои рассказа, чтобы сделать рубашку?», «Понравился ли рассказ детям?», подводит ребят к выводу о трудолюбии героев рассказа.

4 Женский и мужской костюмы коми. Познакомить детей с деталями женской и мужской одежды коми. Научить детей играть в коми народную игру «Ошкысь».

мужской и женский коми костюмы Воспитатель показывает детям куклы Насти и Пети в национальных костюмах, обращает их внимание на детали одежды, просит сравнить с одеждой детей из группы. Затем воспитатель называет детали одежды кукол, проводит хоровое закрепление новых слов. В завершение, дети и воспитатель рассматривают узорный пояс. Воспитатель объясняет, что такие пояса в старину носили и папы, и мамы, и дети. А если поясок потеряется, то можно заблудится и попасть к медведю. От имени куклы детям предлагается «сходить в лес за ягодами». Проводится коми народная игра «Ошкысь». После игры дети снова рассаживаются и воспитатель предлагает им вспомнить и назвать детали женской и мужской одежды коми.

5 Экскурсия на выставку прикладного творчества мастеров РК Познакомить с произведениями коми народного творчества. Воспитывать интерес к творчеству, культуре родного края.

Выставка вызвала большой интерес у детей, т. к. представлено много различных изделий народного творчества. Экскурсия построена доступно для восприятия детей данного возраста

основной этап

1 Рисование куклы Насти в коми национальном костюме.

Учить детей правильно изображать фигуры людей, передавать форму платья. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей, сопоставляя полученные результаты с изображаемым предметом. Кукла в коми национальном костюме, альбомный лист бумаги, карандаши, иллюстрации.

Дети внимательно слушают задание, рассматривают иллюстрации, куклу. В процессе рисования воспитатель следит за правильной передачей величины и формы частей, помогает исправить мелкое изображение. Дети рисуют с удовольствием, очень эмоциональная атмосфера. Некоторые дети спрашивают каким цветом лучше закрасить изображаемый элемент. В конце занятия дети провели анализ готовых работ под руководством воспитателя.

2 Аппликация «Мы рисуем и вырезаем» Выработать у детей навык работы с ножницами. альбомный лист, карандаш, ножницы, цветные карандаши. Детям предложено сначала нарисовать, а затем вырезать то, что они хотят. Ребята создают эскиз, набросок, цветными карандашами закрашивают основные цветовые участки. С работой справляются самостоятельно, но некоторым требуется помощь взрослого.

3 Трафарет Продолжить формировать навык работы с ножницами, аккуратного наклеивания на бумагу.

альбомный лист с нарисованными фигурами, ножницы, клей, цветная бумага, клеенка, салфетка.

В начале занятия воспитатель обращает внимание детей на аккуратность при выполнении задания. Дети уверенно начали вырезать фигурки, но некоторым сложно держать лист, разворачивать его. Воспитатель показывает приемы вырезывания, которые позволяют работать более аккуратно. Поощряет наиболее старательных, активизирует отстающих. Чтобы работа выглядела законченной, дети наклеивают ее на цветную бумагу.

4 Узор в полосе. Многослойный узор закрепить у детей знания вырезания симметричным способом и составлять композиции в полосе.

альбомный лист с нарисованными фигурами, ножницы, клей, цветная бумага, клеенка, салфетка.

1. Орг. момент. Пера приходит и показывает одежду, которую связала бабушка (варежки, гетры, носки).

2. Педагог организовывает небольшую выставку, и предлагает рассмотреть вместе с Перой, какие элементы коми орнамента изображены на одежде коми народа, как они называются.

3. Практическая работа. Дети рассказывают, что они желают изобразить на своем шаблоне одежды. (выслушиваются ответы детей)

4. Выставка работ детей.

5 Узор в полосе (оформление гетр и носков) учить детей изображать узор в полосе, располагая его симметрично шаблон гетр, ножницы, клей, цветная бумага, клеенка, салфетка.

1. Орг. момент. Педагог попросил принести из дома детей одежду, где есть элементы коми орнамента (варежки, гетры, носки).

2. Педагог организовывает небольшую выставку, и предлагает рассмотреть, какие элементы коми орнамента изображены на одежде коми народа, как они называются.

3. Практическая работа. Дети рассказывают, что они желают изобразить на своем шаблоне одежды. (выслушиваются ответы детей)

4. Выставка работ детей.

6 Аппликация «Малица». Научить детей технике создания аппликации способом обрывания бумаги.

Кукла в малице, бумага, клей, клеенка, салфетка. Перед началом работы воспитатель объясняет детям, что они сегодня будут работать без ножниц, одними лишь пальцами рук. Этот способ аппликации вызывает у детей живой интерес и они с удовольствием принялись за работу. Задание все выполнили в срок. В конце занятия дети совместно с воспитателем проанализировали свои работы, отметили самые лучшие и сделали выставку своих работ.

7 Аппликация «Фартук для Насти» Научить детей вырезать элемент «Зубья пилы», украшать фартук коми национальным орнаментом. Продолжить формировать навык работы с ножницами и аккуратного наклеивания по контуру.

изображение куклы на картоне с прорезями для фартука, образец элемента орнамента, шаблоны фартука с нанесенными контурами элемента «Зубья пилы», ножницы, клей, цветная бумага, клеенка, салфетка.

В начале занятия воспитатель показывает детям изображение куклы Насти и просит детей найти то, что забыл нарисовать художник. Выяснив, что это фартук, взрослый предлагает детям сделать для Насти фартук из бумаги и украсить его орнаментом. Воспитатель просит вспомнить и нарисовать в воздухе элемент коми орнамента «Зубья пилы», предлагает выбрать цвет бумаги для орнамента по желанию. После вырезания нужно наклеить узор аккуратно по контуру на фартуке. Дети работают сосредоточенно, увлеченно. С первого раза получается не у всех. После окончания работы дети «примеряют» передники к костюму куклы, нарисованной на картоне.

8 Аппликация «Чулки для Пети» Научить детей вырезать элементы коми орнаментов «Рога оленя», «Чум», украшать чулки коми национальными орнаментами. Продолжить формировать навык работы с ножницами и аккуратного наклеивания на полосы. образец шаблона чулка, украшенного коми орнаментами, шаблоны чулок из бумаги, ножницы, клей, цветная бумага, клеенка, салфетка.

Воспитатель рассказывает детям, что чулки у Пети прохудились и предлагает им сделать новые и красивые. Детям раздаются шаблоны чулок с нанесенными 2 горизонтальными полосками и сообщает, что элементы орнамента должны размещаться на полосках. На первой полосе – элемент «Рога оленя», на второй - «Чум». Дети рисуют элементы в воздухе, самостоятельно выбирают цвет бумаги орнамента, затем украшают шаблоны чулок. Работа с ножницами у детей получается уже более уверенная, наклеивают орнамент аккуратно на полосе. С задание справились все дети.

Заключительный этап

1Аппликация с элементами конструирования «Хоровод» (бумажная кукла)

Коллективная работа Закрепить сформировавшиеся представления о традиционном костюме коми и национальном орнаменте.

Коми костюмы для детей; картон, цветная бумага, ножницы, карточки с элементами коми орнамента; половинки орнамента, нарисованные на картоне, трафареты одежды и обуви, картонные полоски для составления орнамента разной длины, фишки. Дети внимательно слушают задания, работают сосредоточено, они выбрали для себя элементы орнамента, наиболее их заинтересовавшие. С заданием справились в срок, в конце занятия вместе с воспитателем подвели итог своей работы

Публикации по теме:

Коллаж в технике тканевой аппликации «Женщина в народном костюме с традиционным коми орнаментом и деталями одежды»Коллаж в технике тканевой аппликации «Женщина в народном костюме с традиционным коми орнаментом и деталями одежды» В марте 2018 года в г. Сыктывкаре – столице Республики Коми с целью развития художественного творчества детей, выявления и поддержки одарённости.

Проект «Моя малая Родина» Любовь к близким людям,к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Поэтому знакомить.

Дидактическая игра по этнокультуре Коми края «Коми керка» (Дом Коми)Дидактическая игра по этнокультуре Коми края «Коми керка» (Дом Коми) Дидактическая игра «Коми керка»(Дом коми народа). Цель: Приобщить детей к истории Коми культуры, изучить быт коми избы, активизировать словарь.

Конкурс «Моя дорогая коми земля»Конкурс «Моя дорогая коми земля» Выступление моего воспитанника на конкурсе "Моя дорогая Коми земля" Участие в музыкальных конкурсах всегда очень волнительно! И не только.

Конспект занятия с детьми подготовительной группы по теме «Моя малая Родина. Республика Башкортостан. Родной поселок» Образовательная область: Познавательное развитие Направление: Ознакомление с социальным миром. Вид деятельности: познавательная, игровая.

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Знакомство с одеждой народа коми-ижемцев»Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Знакомство с одеждой народа коми-ижемцев» Цель: Приобщение дошкольников к культуре народа коми Образовательные задачи: дать представление о национальной одежде ижемских коми, особенностях.

Конспект НОД для подготовительной группы «Знакомство с детскими коми музыкальными инструментами» Методическая разработка - 2016 г. Из опыта рабoты "Фальклор в жизни рeбeнка" ЗНАКОМСТВО С КОМИ ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ. (НОД.

Конспект НОД по познавательному развитию «Моя малая Родина. Республика Дагестан» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» Конспект НОД по познавательному развитию «Моя малая.

Проект «Моя малая Родина» ПРОЕКТ НА ТЕМУ Выполнила воспитатель Хамидуллина Эльмира Рафкатовна Буинский район, д. Мещеряково 2017 год. СОДЕРЖАНИЕ:.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Моя малая Родина» МОУ Верхнеуртуйская ООШ ГДО Проект по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников «Моя малая Родина» Автор: Фатеева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Моя малая Родина — Республика Коми. Знакомство дошкольников с традиционным костюмом коми народа»
Опубликовано: 21 июля 2018 в 18:10
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД