Папки-передвижки

Моя педагогическая концепция «Использование блоков Дьенеша в формировании логических представлений у дошкольников»

Алдынай Делбиш
Моя педагогическая концепция «Использование блоков Дьенеша в формировании логических представлений у дошкольников»

Моя педагогическая концепция

на тему: Использование блоков Дьенеша в формировании

логических представлений у детей дошкольного возраста

«Ум человеческий отмечается такой ненасытной

восприимчивостью к познанию,

что представляет собой как бы бездну…»

Я. А. Коменский.

Цель:

- развитие логического мышления и познавательной активности детей дошкольного возраста через систему занятий познавательной направленности.

Публикация «Моя педагогическая концепция „Использование блоков Дьенеша в формировании логических представлений у дошкольников“» размещена в разделах

- закрепление знаний и умений детей в формировании элементарных математических представлений.

- развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.

Актуальность

Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развития дошкольника и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, поскольку развитие современного общества носит перманентный и динамический характер, постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.

Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка; ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Их используют начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому - растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика.

Актуальность данного исследования обусловлена недостаточностью развития логического мышления и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.

Задачи, решаемые при обучении детей:

• ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

• усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

• развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения;

• развития творческих способностей.

Педагогические средства, используемые для решения задач :

Логические блоки Дьенеша

Дидактические игры с логическими блоками Дьенеша

Специально организованное обучение в форме занятий с логическими блоками

Кружок «Игралочка»

Работа с родителями: консультации для родителей, изготовление папки-передвижки для родителей.

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, социализация, музыка, художественное творчество, физическая культура.

Теоретическое обоснование

Основываясь на блоки Дьенеша начала свою рабочую деятельность по проблеме «Использование блоков Дьенеша в формировании логических представлений у детей второй младшей группы».

Руковожу кружком «Игралочка», для детей разновозрастной группы. Цель кружка: развитие логического мышления и познавательной активности детей дошкольного возраста через систему занятий познавательной направленности дополнительного кружка «Игралочка».

Составлен годовой план кружка. В конце учебного года планирую проводить КВН для детей, посещающих кружок и не посещающих, на котором подводится итог проделанной работы кружка.

Планирую в дальнейшем создать развивающий игровой уголок, где можно играть с блоками Дьенеша.

Новизна

Новизна концепции состоит в создании системы математических занятий, на которых посредством блоков Дьенеша воспитатель развивает логическое мышление.

Практическая значимость

Диагностика проводился в октябре 2016 года для детей, которые посещают кружок «Игралочка».

Диагностика развития математических представлений детей

по программе «Радуга»

1. Умение считать в пределах 5 (10) в прямом порядке.

2. Умение узнавать цифры в пределах 5 (10).

3. Умение сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте.

4. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб.

5. Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.

6. Умение различать правую и левую руки.

7. Умение находить много предметов и один предмет (по картинкам).

8. Умение различать цвета (красный, синий, желтый, зеленый).

Оценка знаний:

1 балл – ребенок не ответил.

2 балла – ребенок ответил с помощью воспитателя.

3 балла – ребенок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчет результатов:

8-11 баллов – низкий уровень

12-18 баллов – средний уровень

19-24 баллов – высокий уровень.

Диагностическая карта показателей развития математических представлений у детей кружка «Игралочка»

п/п

ФИО ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 Итог

н к н к н к н к н к н к н к н к н к

1 Иргит Кудерек 1 1 2 1 1 1 2 1 10

2 Самбыр-оолЧаймаа 2 1 2 2 1 2 2 1 13

3 Донгак Дэвид 2 1 2 2 1 2 2 2 14

4 АйыышДарый 2 1 2 2 1 2 2 1 13

5 ИргитНамзырай 2 1 2 1 1 1 2 1 11

Таким образом, у Кудерек и Намзырай низкий уровень развития математических представлений. А у Чаймаа, Дэвид и Дарый средний уровень развития математических представлений.

Гистограмма показателей уровня математических

представлений у детей

Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что у детей недостаточно развито логическое мышление. Поэтому для решения сложившейся проблемы определилась необходимость использования дидактического материала «Логические блоки» Дьенеша. Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы. Дидактический материал способствует развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Логические блоки позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатики : алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др.

Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. Дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит». Например, я использую такие игры «Угощение для медвежат», «Найди пару», «Художники», «Магазин», «Архитекторы», «Украсим елку бусами», «Логический поезд», «Мозаика цифр».

В ходе реализации задач необходимо отслеживать результаты детей. Для этого проводится промежуточная диагностика по определенным критериям анализа и оценки.

Таким образом, логические игры с Блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных, аналитических способностей детей.

Игры с логическими блоками Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания. С Блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.

Список литературы

1. Венгер А, Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста – М., 1999

2. Логика и математика для дошкольников : Методическое пособие/ Авт. – сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб. :Акцидент, 1997. – 79с.

3. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. 1: Смоленцева А. А., Пустовойт О. В. ; Ч2: Игры – головоломки/ Сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. СПб. : Детство – Пресс, 2002. – 191 с.

4. Немов Р. С. Психология. – в 3-х кн. – кн. 2. – 2-е издание – М: Просвещение: Владос, 1995. – 496 с.

5. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996. – 240с.

Публикации по теме:

Использование блоков Дьенеша для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, которая связана.

Использование музыкального дизайна при формировании познавательно-математических представлений В самой природе музыки лежат психотерапевтические и развивающие возможности. Используя музыку в нашей работе, за считанные минуты можно.

Использование мультимедийных интерактивных игр в формировании первичных представлений о фольклоре В условиях современного российского общества особое значение приобретают проблемы духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения.

Использование палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша для развития логико-математических представлений (из опыта работы) Использование палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша для развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста.

Конспект ОД «Грузовик» по ОО «Познание» с использованием логических блоков Дьенеша для детей первой младшей группыКонспект ОД «Грузовик» по ОО «Познание» с использованием логических блоков Дьенеша для детей первой младшей группы Конспект НОД по теме: «Грузовик» Цель: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии, закреплять навык.

Методическая разработка «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста». Использование в работе с детьми развивающих математических игр. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому.

Моя педагогическая концепция «Воспитание экологической культуры дошкольников» МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «Воспитание экологической культуры дошкольников» 1слайд Я хочу, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы,.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Развитие простейших логических структур мышления и математических представлений у дошкольников Актуальность и значимость проблемы Необходимым условием качественного обновления нашего общества является умножение его интеллектуального.

Занятие по ФЭМП с использование блоков Дьенеша «Угощение для медвежат» Задачи: Закрепить у детей знание названия цветов, умение определять формы предметов;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моя педагогическая концепция «Использование блоков Дьенеша в формировании логических представлений у дошкольников»
Опубликовано: 31 января 2017 в 12:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД