Получи документы

Моя педагогическая концепция. Развитие эмоциональной сферы дошкольников

светлана цыганкова
Моя педагогическая концепция. Развитие эмоциональной сферы дошкольников

Моя технология строится на

- позитивном эмоциональном восприятии всех участников воспитательного процесса,

- на воспитании без принуждения и насилия;

- на позициях педагогической поддержки,

- использование педагогических возможностей ведущего вида деятельности дошкольника- игры.

В моей концепции я опираюсь на взгляды известных педагогов и знатоков возрастной психологии таких как:

* Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Эльконин Д. Б., Довыдов В. В., Божович Л. И., Обухова Е. Ф.

Публикация «Моя педагогическая концепция, Развитие эмоциональной сферы дошкольников» размещена в разделах

Но особое значение в своей работе я придаю проблеме эмоционального самочувствия ребенка в детском саду и влияние этого самочувствия на развитие ребенка. Эта проблема, на мой взгляд, является самой актуальной на сегодня, так как ученые доказали, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, что положительное эмоциональное состояние есть важнейшее условие позитивного психического развития личности. Изменяющееся общество диктует новые требования к процессу обучения и воспитания. Все больше встает проблема дефицита общения между людьми, наблюдается бедность эмоциональной сферы, неспособность чувствовать радость и боль другого человека. Как показывает статистика, с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи, которые ведут за собой нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сферы. Такие дети, чаще всего, повышенно агрессивные, или наоборот, замкнутые и подавленные, у них неустойчивая самооценка, они хотят много добиться, но не верят в собственные силы. Увеличивается число детей, у которых стирается грань между реальным и виртуальным миром. И я считаю, что только развитие эмоциональной сферы ребенка способно остановить эти процессы. Все это подтолкнуло меня к выбору темы, над которой я хотела бы работать. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику.

Поэтому в младшем дошкольном возрасте считаю необходимым формировать устойчивое желание посещать детский сад, развивать желание вступать в контакт с людьми. К среднему дошкольному возрасту у моих ребят уже сформировалось положительное восприятие мира и детского сада в частности, обогатился словарный запас, развивается любознательность и коммуникабельность. В перспективе к старшему дошкольному возрасту ребенок научиться не только общаться со сверстниками и ближайшими взрослыми, но будет подготовлен фундамент для взаимодействия с социумом, с более широким кругом людей и даже социальных организаций. Все это, на мой взгляд, поможет моим детям получить необходимые начальные компетенции, безболезненно перейти с дошкольной ступени обучения на школьную ступень.

Поэтому я крайне внимательна к эмоциональному состоянию ребят, адекватно интерпретирую их поведение и подбираю способы взаимодействия с учетом наметившихся изменений. Такое общение помогает ребенку в овладении навыками значимой деятельности, способствует поддержанию положительного эмоционального состояния и установлению более доверительных и открытых взаимоотношений со мной и детьми в группе. Учитываю факторы, влияющих на эмоциональное самочувствие ребенка, это помогает мне в подборе эффективных способов взаимодействия.

Одним из важных показателей эффективности моей работы является эмоциональное самочувствие детей в группе. Эти проявления я отслеживаю в систематических наблюдениях (охотно ли дети идут в группу, их самочувствие в присутствии воспитателя, отношение к незнакомым взрослым, реакция на приход родителей вечером и т. д.). Пришла к выводу, что моя эмоциональная встреча ребенка утром в стенах детского сада, влияет на поведение, эмоциональное самочувствие ребенка в течении всего дня. Я утверждаю, что с утра ребенку необходим «контакт глаз» с воспитателем, его улыбка, тактильный контакт, доверительная беседа. Тем самым, я располагаю ребенка к себе; делаю его восприимчивым к той информации, которую хочу «донести» до ребенка на протяжении всего дня.

Познавательно- речевое развитие для младшего дошкольного возраста, на мой взгляд, является одним из важнейших направлений развития и формирования личности ребенка, так как еще в утробе матери он уже начинает познавать и общаться. После рождения основным видом общения становится эмоциональное общение, невербальное, позднее к нему присоединяется вербальное общение. Но эмоциональная сторона речи на протяжении всего дошкольного периода играет важную роль в познании и общении. Эту возрастную особенность я и использую в своей работе. В этом мне помогает предметно - развивающая среда в группе, созданная мною. Все больше функциональной значимости приобретает данная среда. Она несет не только эстетическую и художественную направленность, но и служит диалоговым взаимодействием в системах «педагог - дети» и «ребенок- ребенок». Например, в группе есть веселая вязаная гусеница, которая не только обозначает уголок природы, но и служит тактильным снятием напряжения у детей, потрогав которую малыши успокаиваются, в случае эмоционального перевозбуждения. Так же есть почтовый ящик для родителей, в который они могут оставить свои вопросы, мнения, эмоциональные отклики. В последствии, подобный ящик планирую установить и для детей. В него ребята будут опускать смайлики своего настроения, которое было у них в течение дня. Так же в группе созданы различные картотеки, такие как картотека этюдов и упражнений по психогимнастики, картотека пальчиковых игр, физкультминуток, дидактических игр по развитию речи. Например, я использую такие этюды из психогимнастики как «улыбнись другу», «заколдованный ребенок», «ласка» и другие. Это помогает мне «раскрыть» ребенка во время любой деятельности, снять у него эмоциональное напряжение, убрать психологические барьеры, научить его управлять своими эмоциями и чувствами. Результатом моего взаимодействия с ребенком становится овладение им коммуникативными качествами, развитие познавательной активности и кругозора, формирования у него культуры эмоционального общения.

Но, только сотрудничая с родителями, я могу добиться высоких результатов в воспитании и развитии детей. Поэтому в работе с родителями использую различные методы взаимодействия это и беседы, консультации, диспуты, тренинги. Свою работу начинаю с формирования социального паспорта семьи, затем опираясь, на индивидуальные особенности каждой семьи, их интересов, составляю план взаимодействия с семьями. Такая структура работы позволяет найти наиболее тесные точки взаимодействия и выстроить эмоционально-личностную связь с каждой семьей. А это положительно влияет и на эмоциональное состояние моих ребят в группе.

По результатам работы за полтора года, что я взаимодействую с детьми и родителями видна положительная динамика развития детей.

Для оценки эмоциональных проявлений была взята методика Г. Степановой, которая разработала пятибалльную шкалу, в ней представлены поведенческие реакции ребенка. По этой шкале можно оценить силу эмоционального состояния ребенка, наблюдая за ним.

По результатам этой диагностики, в моей группе увеличилось число детей, испытывающих радостное эмоциональное состояние с 1-2 баллов (расслаблен, слегка улыбается) до 3 баллов (активно играет, широко улыбается, напевает, с 17 человек до 20 человек. Уменьшились показатели по шкале «гнев» и «страх» на 1 балл - с 3 баллов (напряжен, сжимает кулаки) до 2 баллов (надувает губы, уклоняется) у 7 человек. Мониторинг проводился в сентябре и январе этого года. В дополнение к этой методике было использовано анкетирование родителей, которые дали свою оценку преобладающему эмоциональному состоянию ребенка при посещении детского сада. В результате получены следующие данные: из 26 опрошенных родителей 21 ответили, что дети чаще всего с удовольствием идут в садик, приходят из него в хорошем, веселом настроении, делятся радостными приятными впечатлениями.

Так же показателем благополучного самочувствия детей в группе считаю адаптационный период детей в ясельном возрасте, который прошел безболезненно, признаков дезадаптации не наблюдалось. Все дети шли в сад с желанием и охотой.

К настоящему моменту, большинство детей, имеют значительный запас слов в активном и пассивном словаре. Речь у ребят выразительная, эмоциональная. Они охотно участвуют в беседах, отвечают на вопросы. Знают речевой этикет, что нельзя выкрикивать, надо дождаться, когда закончит говорить товарищ, употреблять в речи вежливые слова, то есть такая интегративная образовательная область как коммуникация развита достаточно хорошо. Данная область задействована во всех других образовательных областях это и музыка, и художественное творчество, и социализация, и познание. Поэтому я с большой уверенностью могу сказать, что дети овладевшие областью - коммуникация будут успешны во всех видах деятельности и во всех образовательных областях. Конечно, не все так гладко как хотелось бы. В группе есть ребята, которым еще трудно дается связная, диалоговая речь, но даже они у меня очень эмоциональны и открыты для общения! все ребята в группе любознательные, коммуникабельные, жизнерадостные, эмоциональные, поэтому с ними легко и интересно работать.

Инновационные процессы, которые затронули дошкольное образование, повысили требования, предъявляемые и к воспитателю. Наше дошкольное учреждение не отстает от времени и активно внедряет инновационные направления в своей работе. Я, являясь воспитателем второй младшей группы, так же участвую в проекте «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста». В младшем возрасте это трудовое воспитание. В нашей группе разработан перспективный план по экономическому воспитанию, постоянно пополняется папка с наработками по данной теме.

Я разработала и реализую проект, в своей группе «Хочу быть здоровым!» он направлен на сохранение и укрепление здоровья моих воспитанников. В своей работе активно использую интернет ресурсы, регулярно выкладываю информацию на сайте дошкольного учреждения, приобретаю современные книги по дошкольному образованию. В этом году прошла курсы повышения квалификации. Являюсь активным участником творческих групп педагогов действующих в дошкольном учреждении. Постоянно участвую в районных методических объединениях и семинарах. Регулярно выступаю на педагогических советах, совещаниях.

И хотя стаж моей работы в данной должности не велик, я как мне кажется, сумела завоевать любовь своих ребят и уважение коллег и родителей.

Публикации по теме:

Презентация «Технология написания методической разработки» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию презентацию "Технология написания методической разработки", которую.

Совместная деятельность педагогов и родителей в условиях центра игровой поддержки Совместная деятельность педагогов и родителей МАДОУ ЦРР — ДС №66 в условиях центра игровой поддержки «Тека — ДОМ» Центр игровой поддержки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моя педагогическая концепция. Развитие эмоциональной сферы дошкольников
Опубликовано: 27 января 2014 в 09:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД