Наша Родина — Россия. Занятие по патриотическому воспитанию

Светлана Шумейко
Наша Родина — Россия. Занятие по патриотическому воспитанию

«Наша Родина – Россия!»

Задачи:

- воспитывать любовь к своей Родине,

- формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;

- формировать представления о народах, населяющих Поволжье,

- познакомить с культурой и традициями мордовского народа, вызвать интерес к мордовской национальной кухне и фольклору.

- обогащать словарь детей существительными: россияне, мордва; прилагательными: русский, мордовский, марийский, чувашский, татарский, башкирский,

Пособия и материалы: интерьер крестьянского дома (стол, лавки, печь) фонограммы песен о России; запись мультфильма о Мордовии, куклы в костюмах народов Поволжья; соленое тесто; цветные мелки.

Предварительная работа: беседы о России, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений; рассматривание карты России, иллюстраций с изображением народных костюмов; знакомство с подвижными играми народов России; изготовление поделок из бумаги (заготовки фигурок Чуйгорожа).

Работа с родителями: подготовка мамы Кати Н. к участию в занятии, привлечение родителей к сбору атрибутов: национальных костюмов, интерьера крестьянской избы и т. п.

Ход занятия

Дети входят под музыку, встают полукругом.

Воспитатель: Если долго, долго, долго

В самолете нам лететь,

Если долго, долго, долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда…

Дети: И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы.

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна!

В. Степанов

Воспитатель: Ребята, мы не случайно начали занятие с этого стихотворения, потому что сегодня мы поговорим с вами о стране, в которой мы живем. Скажите, что вы знаете о нашей Родине?

Дети (примерные ответы):

- Наша стана называется Россия, Российская Федерация.

- Столица нашей Родины – город-герой Москва.

- Наша страна очень большая. В ней много лесов, рек, морей. Есть горы и степи, тайга и тундра.

- Наша страна очень богатая. Она богата лесом, полезными ископаемыми, нефтью, углем, золотом.

Воспитатель: Правильно, ребята! Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне! Россия – это самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России больше тысячи городов, много сел, деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом.

Но не только природными ресурсами богата наша страна, главное ее богатство – люди, которые в ней живут. Какие люди живут в России?

Дети:

- В России живут много людей разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, татары, евреи, якуты, ненцы, кабардинцы…

- У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня.

Воспитатель: Совершенно верно. Об этом очень хорошо сказано в стихотворении Владимира Степанова «Российская семья».

Ребенок читает стихотворение:

Живут в России разные

Народы с давних пор:

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд,

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один рыбак с рожденья,

Другой оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна

А Родина – Россия

У нас у всех одна!

В. Степанов

Воспитатель. Ребята, несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину и гордимся нашей великой страной!

Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Большинство из вас родились в поселке Рощинский. Значит, это ваша малая родина. Как называется место, где мы с вами живем?

Дети. Поселок Рощинский.

Воспитатель. Где находится наш поселок?

Дети. В Самарской области.

Воспитатель. А Самарская область раскинулась по берегам великой русской реки Волги. Берега Волги называются Поволжье и здесь живут люди разных национальностей. Давайте поговорим об этом подробнее.

Дети подходят к выставке кукол в национальных костюмах, рассматривают костюмы, повторяют за воспитателем названия: русский, марийский, мордовский, татарский, башкирский, чувашский.

Наша Родина — Россия. Занятие по патриотическому воспитанию

Воспитатель. Теперь вы знаете, какие народы населяют нашу Самарскую область. Скажите, а вам интересно было бы познакомиться с традициями и культурой этих народов?

Ответы детей.

- Мне тоже очень интересно, поэтому я предлагаю вам поближе познакомиться с одним из народов, который называется - мордва.

Дети смотрят мультфильм из серии «Наша Родина – Россия»

Воспитатель: Ну что, ребята, интересно вам? Тогда я хочу пригласить вас в гости. Сегодня мы побываем с вами в мордовской семье.

Дети подходят к «избе», где их встречает хозяйка (Н. Ирина Владимировна) и приветствует всех на мордовском языке. Катя переводит приветствие и приглашает всех за стол.

Воспитатель. Ирина Владимировна, мы пришли к вам в гости, чтобы узнать о мордовских обычаях, культуре, фольклоре. Пожалуйста, расскажите нам все, что вы знаете о своем народе.

Хозяйка. С удовольствием расскажу.

Рассказ хозяйки об истории и культуре мордовского народа:

«Вы уже знаете, что мордовский народ делится на две группы: мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи, но объединяет нас одно – все мы любим свою мордовскую землю и чтим обычаи своих предков. Наша семья принадлежит к народу эрзя. Бабушка рассказывала мне, что в давние-давние времена мордва- эрзя селились в лесах в деревянных избах – «кудо». Наши предки славились своим трудолюбием. Мужчины занимались охотой, рыболовством, земледелием. А женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками. Посмотрите, какие замечательные костюмы вышивали они своими руками. (Показывает фотографию дочери в национальной одежде).

Мордовские семьи были очень большими. Самым главным в семье был «тятяй» - папа. А мама по мордовски называется ласково – «авай». Наша семья тоже очень большая. У нас две дочери и маленький сынок (называет на родном языке). Мы очень любим собираться все за большим столом и кушать национальные блюда, которые научила нас готовить моя прабабушка (перечисляет блюда).

Хотите я вас тоже научу?»

Вместе с детьми раскатывает из соленого теста национальные лепешки – «сюкоро», ставит их в печку.

- А пока наши сюкоро пекутся, предлагаю вам отдохнуть, и потанцевать.

Дети играют в мордовскую игру «Два круга» под народную песню.

Хозяйка. Ребята, кроме таких замечательных песен, наш народ придумывал замечательные сказки, былины, героями которых были деревья, птицы, звери и разные мифические существа. Самым любимым персонажем мордовских сказок является Куйгорож – маленький летучий змееныш (показывает иллюстрацию). Куйгорож – большой непоседа, не минуты не мог сидеть он без дела. Хорошим людям он помогал по хозяйству, а плохих, ленивых – наказывал: шалил, прятал вещи, портил одежду.

Воспитатель достает заготовки – фигурки змееныша и предлагает детям раскрасить их яркими цветами, используя мотивы народных орнаментов.

Дети раскрашивают фигурки, используя в качестве образца иллюстрацию с изображением героя народных сказок Куйгорожа.

Хозяйка. Ой, а угощение-то уже готово! (достает из печи угощение, раздает детям. Дети повторяют название – «сюкоро», благодарят).

Воспитатель. Ирина Владимировна, мы от души благодарим Вас за интересный рассказ и угощение!

Как хорошо, что наши мамы знают и берегут традиции своего народа, правда, ребята? Ведь любовь к Родине каждый из нас впитывает с молоком матери. Первые слова, которые мы учимся писать, - «мама» и «Родина».

Ребенок. Мама и Родина очень похожи.

Мама красивая, Родина тоже.

Вы присмотритесь, у мамы глаза

Цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,

Та, что на наших полях колоситься.

Много у Родины общего с мамой,

Самой красивой, ласковой самой!

Стариков А.

Воспитатель. Ребята, дорогие гости, мы не случайно сегодня говорили о нашей Родине. Вы не забыли, какой праздник мы отмечали несколько дней назад?

Дети. 12 июня – День России.

Воспитатель. Правильно! Мы еще раз поздравляем всех с этим праздником и желаем быть такими же щедрыми душой, как наша любимая Родина!

Дети поют песню «Мой дом – Россия!»

Воспитатель:

Родина – это глаза твоей мамы,

Полные слез или с искоркой смеха,

Родина – это закат над полями,

Сопок высоких далекое эхо.

Родина! Слова не знаю чудесней,

В ней наши сказки и славные были,

Те, что и мы до сих пор не забыли.

Родина – это земля у порога,

Где ты впервые узнал свое имя.

Родина – это большая дорога,

Та, по которой пойдешь ты с другими!

В заключении Хозяюшка приглашает ребят и гостей на праздничное чаепитие.

Публикации по теме:

Конспект часа досуга «Мы живем в России» Конспект часа досуга "Мы живем в России" в средней группе Программное содержание - закрепить понятие у детей, что наша Родина, отечество.

Я живу в РоссииЯ живу в России Тема: Я живу в России. Программное содержание: 1 Закреплять, углублять и расширять знания о природе России, о людях, которые живут в нашей.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Игрушки
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Наша Родина — Россия. Занятие по патриотическому воспитанию
Опубликовано: 1 октября 2012 в 17:35
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «В гостях у бабушки»
С целью расширения представления детей о самих себе, о родственных отношениях в семье, воспитания любви к членам семьи, в нашем детском саду с 21 ноября по...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема занятия: «Письмо от Незнайки ». Программное содержание. Развивать умение...
Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»
Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные...
Дидактическая игра «Найди половинку»
Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую игру «Найди...
Конспект занятия в средней группе «Путешествие в Москву».
Образовательные области: социально - коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая Цель: дать элементарные представление о главном...