Мониторинг детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Анна Афанасьева
Мониторинг детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

Диагностический комплекс состоит из двух методических блоков. Первый блок методик предназначен для группового тестирования. Необходимо создать обстановку, характерную для обычного урока.

Второй блок

ГРУППОВАЯ ДИАГНОСТИКА

Порядок предъявления методик:

1. Тест Тулуз-Пьерона.

2. Тест Равена (Серии А и В).

3. Гештальт-тест Бендер.

ТЕСТ ТУЛУЗ-ПЬЕРОНА

На доску необходимо перерисовать квадратики-образцы и часть тренировочной строчки (10-12 квадратиков) с Бланка ответов к тесту Тулуз-Пьерона.

Вид тренировочной строчки на доске:

Инструкция:

«Все на своих листочках в левом верхнем углу нашли вот такие два квадратика (показать на бланке и на доске) — это квадратики-образцы. С ними надо сравнивать квадратики, которые нарисованы на следующей строчке (показать на бланке). Сначала попробуем все вместе на доске. Пока никто ничего не пишет, только отвечайте хором». Показывая на первый квадратик тренировочной строчки, спросить: «Этот квадратик похож точно-точно на какой-нибудь из образцов (показать?». Выслушайте ответы. Разъясните, почему не похож: «В образце левый бочок зарисован, а тут правый».

Затем продолжите: «Когда квадратик не похож на образцы, надо подчеркнуть (показать на доске)» Укажите на следующий квадратик тренировочной строчки: «А этот точно-точно похож на какой-нибудь из образцов? Да. Тогда его надо зачеркнуть верти! калькой черточкой (показать на доске).» Аналогично спрашивайте про каждый квадратик тренировочной строчки, изображенный на доске: «Похож? Не похож?» и «Что делаем: зачеркиваем? Подчеркиваем?»

Дети должны отвечать хором. Смотрите, чтобы отвечали все. Если кто-то из детей молчит или отвечает неправильно, остановитесь и попросите его ответить на ваш вопрос индивидуально. После разбора примера, приведенного на доске, скажите детям, что начинать работать могут все, кто понял задание: «Делать надо то же самое на своих листочках на тренировочной строчке. Тренировочная строчка без номера и нарисована сразу под образцами. Кому не понятно, поднимите руки». Подойдите к тем, кто поднимет руки, и объясните инструкцию еще раз индивидуально так, чтобы дети поняли. Обязательно проверьте, как выполнили тренировочную строчку и все остальные ребята. Тем, кто сделал неправильно, надо также оказать помощь. Пометьте для себя тех детей, которые не смогли правильно понять инструкцию в процессе группового объяснения, для того, чтобы в дальнейшем выяснить причину. Таких причин может быть несколько. Как правило, дополнительные пояснения требуются:

- детям-кинестетикам;

- детям, имеющим значительные нарушения внимания и саморегуляции в связи с ММД;

- детям с нарушениями зрительно-моторной координации;

- детям с нарушениями зрительного анализа;

- детям с недостаточно развитым мышлением;

- повышенно-тревожным детям;

- инфантильным детям;

- детям, имеющим легкое органическое поражение лобных отделов головного мозга (эти дети не способны выполнять инвертированные действия: вычеркивать те квадратики, которые похожи на образцы, и подчеркивать непохожие; они делают все наоборот) .

Предупредите детей: «Кто сделает тренировочную строчку, может отдохнуть. Пока делать ничего больше не надо.» Тех, кто ошибся при выполнении задания на тренировочной строчке, необходимо подбодрить: «Ничего страшного, так как это — черновичок.» Подождите, пока все не закончат работать на тренировочной строчке.

ТЕСТ РАВЕНА

Когда дети закончат работать с тестом Тулуз-Пьерона, следует раздать им книжечки с заданиями серий А и В теста Равена. Дети продолжают работать на тех же бланках. На доску необходимо перерисовать таблицу для записи ответов к тесту Равена. Она изображена снизу на Бланках ответов к тесту Тулуз-Пьерона. При работе с тестом Равена лучше, чтобы первоклассники, сидящие за одной партой, выполняли задания разных серий. Необходимо следить, чтобы дети не списывали друг у друга. Все дошкольники, сидящие по одному, выполняют сначала задания серии А, затем — задания серии В.

Инструкция:

«Все получили книжки с картинками. В них ничего ни писать, ни рисовать, ни помечать нельзя. Мы будем в них только смотреть. Писать будем на своих листочках.

Все нашли на своих листочках вот такую табличку (показать на доске). В эту табличку вы будете записывать свои ответы. Все умеют писать цифры? Кто не умеет, тому я помогу. Поднимите руку, кто не умеет.

Как правило, дополнительные разъяснения требуются:

детям-кинестетикам;

детям-аудиалам;

детям с нарушениями зрительного анализа;

детям с недостаточно развитым мышлением.

ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТ БЕНДЕР

Все, кто закончил работать с тестом Равена, получают чистый лист (можно использовать обратную сторону Бланка ответов к тестуТулуз-Пьерона) и образец для срисовывания. Чистый лист должен лежать перед ребенком горизонтально. Образец для срисовывания также в горизонтальной ориентации располагается над чистым листом.

Инструкция:

«На чистый лист бумаги постарайся срисовать эти картинки так, чтобы получилось очень похоже.»

Срисовывать ребенок должен ручкой. Важно, чтобы он правильно воспроизводил и общий вид, и расположение рисунков. По окончании работы предложите ему проверить, все ли получилось похоже. Если ребенок захочет, он может перерисовать или исправить свое изображение. Пометьте тот рисунок, который ребенок выберет как наиболее похожий.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

К индивидуальному тестированию рекомендуется приступать только после обработки и анализа данных групповой диагностики. Это необходимо для того, чтобы избежать опрометчивых выводов.

Если чьи-то результаты по тесту Равена попадают в зону патологии, не торопитесь с заключениями. Возможно, ребенок что-то пропустил сбился, перепутал либо вообще не понял, как надо работать. В этом случае во время индивидуального тестирования необходимо еще раз дать ребенку тест Равена, но уже проследить за его работой и понять причину низкого результата, полученного при групповом обследовании.

Если по манере выполнения теста Тулуз-Пьерона и теста Равена ребенок выглядит как кинестетик (не понимает инструкцию со слов и улавливает суть задания только после того, как выполнит реальные действия под Вашим руководством, следует проверить это предположение, обратив особое внимание на то, как он будет справляться с речевыми заданиями. Чем «абстрактнее» будут задания, тем больше затруднений будет испытывать ребенок преобладанием кинестетической модальности.

Если по результатам теста Тулуз-Пьерона и теста Бендер у ребенка можно предположить наличие легких функциональных нарушений в работе мозга (ММД, в ходе индивидуального тестирования важно выяснить, как это сказывается на функционировании его памяти мышления.

Если скоростные характеристики по тесту Тулуз-Пьерона оказались ниже возрастной нормы, то в процессе индивидуальной работы следует обратить внимание на особенности поведения ребенка, темп его речи и скорость ответов. Возможно, медлительность ребенка не связана с особенностями его нейродинамики, а вызвана излишней старательностью, тревожностью или недостаточным развитием визуальной памяти.

Порядок предъявления тестовых заданий:

1. Кратковременная речевая память.

2. Кратковременная зрительная память.

КРАТКОВРЕМЕННАЯ РЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ

Инструкция:

«Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось, в любом порядке.» Четко произнесите слова интервалом в полсекунды, по окончании кивните головой и тихо скажите: «Говори.»

Слова для запоминания предъявляются только один раз. Если с первого предъявления ребенок ничего не запомнил, можно повторить слова еще раз и после этого выслушать ребенка, чтобы у него не осталось ощущения неуспеха. Однако при интерпретации будет учитываться первый «нулевой» вариант.

Кратковременная зрительная память

Положите перед ребенком таблицу с 16-ю картинками.

Инструкция:

«А здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай. Потом я у тебя заберу эти картинки, а ты мне назовешь все, что запомнилось, в любом порядке.»

Время предъявления картинок — 20-30 секунд.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРИТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Каждая методика диагностического комплекса обрабатывается самостоятельно. Обработка осуществляется в соответствии с определенной технологией и ключами (вся необходимая информация приведена ниже).

Результаты обработки отражаются на Бланке фиксации результатов в специальной таблице под заголовком «Психологическая характеристика» (см. Приложение 5). В этой таблице перечислены все замеряемые показатели.

По итогам обработки результатов, напротив каждого показателя в соответствующей колонке ставится крестик. Колонка отражает уровень развития соответствующего психологического качества. На основе статистического анализа результатов диагностики выделено пять зон, отражающих уровень развития каждого психологического качества: уровень патологии, уровень слабого, среднего, хорошего и высокого развития. Уровень развития перечисленных в таблице психологических качеств определяется путем сравнения индивидуальных результатов тестирования с нормативными данными для соответствующего возраста.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по использованию технологий http://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.

Мониторинг достижения детьми 3–4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой.

Автор публикации:
Мониторинг детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Опубликовано: 13 октября 2013 в 23:22
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Выставка: «Удивительный мир комнатных цветов»
Как звезды, рассеянные в высших небесных сферах, украшают небосклон, так и грациозные цветы, блистая разнообразием красок, венчают всю поднебесную....
Рекомендации для педагогов «Игровые способы объединения детей в команды при...
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает изменение требований к организации педагогического процесса и содержанию работы...
По ступенькам радуги. Зеленая и Голубая недели.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам продолжить с нами путешествие по радуге: познакомиться с зеленой и голубой неделями в нашей группе. 4 неделя. Зеленая...
Мастер-класс «Новогодний петушок — символ года» (старшая группа)
Символ 2017 года. Поднял головку Петушок, Распустил свой гребешок. Статная походка, Красная бородка. На снежинку гордо сел И на елку полетел....
День матери. Фотоотчёт и видео
Мама, Мамочка, Мамуля! Такие теплые, магические слова мы составили для любимых наших мамочек. Постарались каждую маму окружить заботой, вниманием и любовью...