Мониторинг. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Юлия Осипова
Мониторинг. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Методическая разработка.

Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Введение

Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ТНР является важным критерием, позволяющим логопеду судить об успешности проведения коррекционной работы.

Среди детей имеющих ТНР посещающих речевую группу детского сада все чаще встречаются дети, у которых недостаточная сформированность пространственных представлений накладывает свой отпечаток на речь. Исследование речи дошкольников обнаруживает неточности в понимании и употреблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкциями, обозначающими пространственные отношения. Часто в устная речь детей изобилует стойкими аграмматизмами.

Своевременное формирование грамматического строя речи- важнейшее условие полноценного развития ребенка, как речевого так и психического, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, организации деятельности, формирование социальных связей.

В связи с этим существует необходимость раннего выявления нарушений грамматического строя речи у детей с ТНР. Своевременное выявление этих нарушений позволит начать раннюю логопедическую работу, тук как в дошкольный возрасте коррекционное воздействие совпадает с естественной в онтогенезе физиологической активностью функциональных речевых систем и стимулирует формирование соответственных навыков и умений.

Объектом исследования является грамматический строй речи детей с ТНР 5-6 лет

Задача исследования – определение оптимальных путей логопедической работы по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Теоретическая значимость состоит в том, что полученные данные помогут учителю- логопеду углубить и расширить представления об особенностях проявления нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования при проведении коррекционной работы, направленной на преодоление грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР

Работа по обследованию сформированности грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста начинается в сентябре и продолжается на протяжении 2-3 недель параллельно с обследованием развития других сторон речи. Каждый день на исследование затрачивается от 10 до 20 минут в зависимости от возможностей ребенка. Во время обследования учитель – логопед создает эмоционально-положительный фон, использует различные виды поощрения. При первых проявлениях усталости или негативизма – обследование прекращается.

Соблюдение данных условий позволяет получить наиболее точный результат сформированности грамматического строя речи.

При составлении обследования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста были использованы следующие материалы:

1. Лалаева, Серебрякова «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР»

2. Иншакова «Альбом обследования речи детей»

Содержание методики исследования грамматического строя речи у детей с ТНР:

1. Исследование состояния словоизменения

1.1 употребление существительных в разных падежах

1.2 употребление и дифференциация существительных в именительном падеже единственного и множественного числа.

1.3 Изменение глаголов по лицам

1.4 Согласование существительного с прилагательным в единственном числе

1.5 Употребление существительных с числительным

1.6 Согласование существительного с глаголом единственного и множественного числа в настоящем времени.

1.7 Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами –в-, -на-,-под-,-над-,-за-,-перед-,-около-.

2. Исследование словообразования

2.1Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

2.2. Образование названий детенышей животных

2.3. образование глаголов приставочного значения с приставками –с-, у-,под-,от-,за-,пере-,до-

2.4. образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

2.5 Образование относительных прилагательных с суффиксами-- -н-,-ан-,ян-,-енн-.

2.6. Образование сложных слов

Методика по оценке уровня сформированности грамматического строя речи включает в себя диагностический инструментарий.

Диагностический инструментарий состоит из специально подобранного дидактического материала (дидактические игрушки, специально подобранные задания и дидактические игры с использованием информационно- компьютерных технологий)

Учитель-логопед предлагает ребенку поиграть, выполнить задание в соответствии с исследуемыми параметрами. Логопед наблюдает за выполнением задания и выставляет соответствующий балл.

3 балла- ребенок самостоятельно,правильно и быстро выполняет задания.

2 балла- ребенок испытывает затруднения, но самостоятельно находит ошибку и исправляет ее.

1 балл – ребенок ошибается, выявляет ошибку, но самостоятельно не исправляет.

0 баллов – ребенок не выявляет ошибку, помощью логопеда не пользуется, или отказывается от выполнения задания.

Например: Обследование состояния словоизменения, употребление предложно-падежных конструкций с предлогами – в-, -на-,-под-,-за-,-перед-,-около-.

Оценка выполнения:

3 балла – ребенок правильно выполняет конструкции с предлогами.

2 балла—допускает ошибки при употреблении предлогов – перед-, -около-, но выявляет ошибку и исправляет ее.

1балл – допускает ошибки при употреблении предлогов перед-, -около-, не выявляет ошибку, помощь логопеда не использует.

0 баллов— отказывается от выполнения задания, или допускает ошибки при употреблении предлогов раннего онтогенеза.

Баллы выставляются в протокол, далее выводится среднеарифметический показатель, по этому показателю определяем уровень сформированности словообразования и словоизменения.

Все данные индивидуальных протоколов заносятся в сводную таблицу развития грамматического строя группы.

Анализ полученных результатов позволяет:

• Выявить определенные компоненты грамматического строя речи, которые требуют дополнительной индивидуальной коррекции воздействия.

• Использовать данные при планировании коррекционно-образовательного процесса.

• Помочь в выборе методов, приемов и технологий коррекционного воздействия.

• Углубить и расширить представления об особенностях проявления нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Публикации по теме:

Что у нас получилосьЧто у нас получилось Цель: - развитие грамматического строя речи в согласовании прилагательных с существительным; - совершенствование слухового внимания.

Речевая игра «Что я приготовлю»Речевая игра «Что я приготовлю» Дидактическая игра "Что я приготовлю" Цель: развитие грамматического строя речи, развитие словаря Ход: дети получают цветные кастрюльки.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
  • Найди отличия
Автор публикации:
Мониторинг. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Опубликовано: 20 августа 2012 в 20:13
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Масленица (фотоотчет)
Широкая масленица – сырная неделя! Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем...
Фотоотчет «Спортивные достижения моих воспитанников».
Доброго дня коллеги! Хочу поделиться с вами моей гордостью и радостью! Моя воспитанница, Малеева Дашенька, посещает наш детский сад со 2 младшей группы. По...
Картотека Гимнастика после сна
Картотека гимнастика после сна 1. "Потягивание" И. п. лежа на спине, руки вдоль туловище. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточки двух ног вперед;...
Фотоотчёт праздника «Русские богатыри»
Фотоотчёт праздника "Русские богатыри" В этом году в старших группах мы проводили праздник, посвящённый Дню защитника Отечества, в форме сказочного...
Статья «Установление психологичечкого контакта с детьми младшего дошкольного возраста»
УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Казакова Е. Н. В этой статье описывается важность установления психологического...