Мониторинг повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГТ

Александра Коняева
Мониторинг повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГТ

Мониторинг

повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГТ к условиям и к структуре ООП

Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально- педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочную основу будущего развития ребенка.

Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Минобразования России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ. Стратегические изменения, происходящие в связи с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, требуют выстраивания системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в контексте данных изменений.

Конкретизируя понимание сущности профессионализма применительно к профессионально- педагогической деятельности, А. К. Маркова, Л. Г. Семушина, О. М. Краснорядцева и др. определяют профессионала- педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя.

Контингент педагогов нашего детского сада представляет собой «яркое разноцветье» уровней образования, стажа, категорий.

Так, с высшим образованием работают 6 педагогов (педагогическое

образование, со среднимм педагогическим образованием – 5. Высшая категория у 2 педагогов, первая категория – у 6, вторая категория - у 1 ,

3 педагога не имеют пока категории.

45 % педагогов работает более 25 лет, до 25 лет-36%,18% только начинают свой путь в педагогике, не имея опыта. И важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм.

Реализация ФГТ – непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны психологических и методических служб.

Отправной точкой в выборе стратегии психолого-педагогического сопровождения реализации ФГТ, несомненно, стал мониторинг и анализ образовательной ситуации в ДОУ, анкетирования педагогов, естественно, учитывались данные бесед с воспитателями и наблюдений.

Сложности и проблемы в реализации ФГТ

1. Часть педагогов ДОУ не готовы к изменениям, проявляют «протест» или занимают пассивную позицию.

2. Недостаточна профессиональная компетентность педагогов в вопросах ФГТ; имеющаяся методическая литература, перспективные планы, разработки различных форм организации работы с детьми соответствуют разделам программы, а не образовательным областям.

3. Уровень мотивационной готовности большей части педагогов (55%%) к инновационным изменениям не обеспечивает системное использование ими соответствующих индивидуальным, возрастным, психофизиологическим особенностям развития воспитанников методов обучения и воспитания.

4. Нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных требованиях.

5. Испытывают трудности в проектировании образовательного процесса, сложно осуществить перестройку от «вида деятельности» к «образовательной области».

6. Сложность в понимании истинного смысла НОД, так как игру нельзя подчинить решению дидактических задач

7. Проблемы возникают при реализации образовательных областей «Познание» и «Чтение художественной литературы», «Музыка» области «Художественное творчество», «Социализация».

8. Часть педагогов стремятся к творчеству и не хотят работать по старому, всё время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей.

9. Опрос в форме анкетирования показал, что только 45 % педагогов получают личное удовлетворение от введения новшеств в педагогический процесс и отмечают позитивные изменения в жизни детского сада.

Формы проявления недовольства и непонимания у педагогов выражались следующим образом:

– пассивные формы проявления;

– активные формы проявления;

– негативное отношение, стремление защититься от нововведений.

Целью психологического сопровождения

является создание социально-психологических условий для развития личности педагогов.

В ходе психологического сопровождения было намечено решение следующих задач:

– формировать у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию;

– систематически отслеживать психолого-педагогический статус педагога;

– снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;

– создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;

– помощь воспитателю в целях осознания им своего профессионализма и личностного роста.

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов в условиях внедрения ФГТ организуется в несколько этапов:

–на подготовительном этапе основными задачами являются: изучение инновационного потенциала личности педагога, выявление способности педагога к развитию, анализ условий образовательной среды;

– практический этап включает разработку плана развития профессиональной компетентности, саморазвития педагогов в направлениях, по которым существуют затруднения и необходима помощь;

– на обобщающем этапе основная работа будет заключаться в оценке качества образовательного процесса, анализе и распространении успешного инновационного педагогического опыта работы, по которым наработан интересный опыт, и им можно поделиться с коллегами.

С опорой на результаты мониторинга мы выделили несколько направлений психолого-педагогического сопровождения:

1. Информационно-аналитическое сопровождение через повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах организации планирования и деятельности в соответствии с ФГТ, знакомство со спецификой реализации ФГТ в ДОУ.

2. Актуализацию интереса к ФГТ и мотивационную готовность воспитателей ДОУ.

3. Направление педагогов ДОУ на повышение квалификации для получения новых специализаций, более высоких квалификационных категорий.

4. Организация профессионального общения педагогов через интернет, участие в работе видеоконференций, вебинаров, городских методических мероприятий, городских методических объединений

5. Психолого-педагогическая поддержка педагогов ДОУ по вопросам планирования и организации образовательной деятельности в соответствии с ФГТ.

6. Разработка индивидуальных программ самообразования педагогических работников.

Имеющийся опыт сопровождения деятельности педагогов даёт возможность планировать работу и наметить новые перспективы.

1. Обеспечение мониторингового характера контроля, развитие участников педагогического процесса, оценка педагогического мастерства

2. Оказание помощи в повышении квалификации

3. Сохранение высокого уровня работы учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества, способствует развитию качественного дошкольного образования.

Методической службой ДОУ была создана творческая группа. Целью работы данной группы являлось - проведение консультативной и методической работы с педагогами по изучению и введению федеральных государственных требований в 2011 – 2013 гг., а так же разработка основной общеобразовательной программы ДОУ.

В результате планомерной работы в 2011 - 2013 учебном году были решены следующие задачи:

1. Изучены нормативно-правовые документы в системе образования РФ, разработаны нормативные документы ДОУ в соответствии с действующим законодательством (план методических мероприятий по реализации приказа № 655, Положение о рабочей группе, план деятельности рабочей группы).

2. Обеспечен доступ к нормативным документам по ФГТ педагогического персонала (наличие папки: «Нормативно-правовых документов и методических рекомендаций» федерального, регионального и локального уровня).

3. В рамках постоянно действующего семинара сделан глубокий анализ содержания, определенного примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» и парциально используемых Программ коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет) «Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с ОНР», автор Н. В. Нищева, «Коррекция нарушений речи», авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова.

4. Проведен анализ программно-методического обеспечения Программ, приведенных в соответствие с ФГТ и планируемых к реализации, по четырем направлениям развития дошкольника с обоснованием необходимости дополнения примерной ООП парциальными программами по приоритетным направлениям работы ДОУ (часть, формируемая участниками образовательного процесса).

5. Внедрена модель образовательного процесса в ДОУ, составной частью которой является комплексно- тематическое планирование

6. Разработан портрет выпускника МБДОУ «Детский сад № 23» с описанием интегративных качеств ребёнка на каждом возрастном этапе: младший возраст, средний, старший, подготовительный к школе.

7. Разработан проект системы мониторинга достижений детьми, планируемых результатов освоения ООП.

8. Разработана примерная основная общеобразовательная программа ДОУ в соответствии с примерной образовательной программой «Детство» (инвариантная и вариативная часть).

9. На семинарах и курсах повышения квалификации педагогов по внедрению ФГТ за 2010 – 2012 учебный год прошли обучение 8 человек

10. Проведена оценка педагогических компетенций педагогов по внедрению ФГТ за период 2011-2012 г. за период 2012-2013 г.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

Повысился процент педагогов, владеющих структурой ООП, принципами интеграции образовательного процесса, планирования работы, организации мониторинга, взаимодействия с семьями воспитанников.

Итоговый мониторинг освоения образовательных областей программы в мае 2013 года показал, что просматривается положительная динамика результатов образования детей в соответствии с показателями, в ООП ДОУ.

Наиболее высокие показатели по сравнению с 2011 - 2012 годом в 2012 – 2013 годах по физкультурно- оздоровительному и художественно- творческому направлениям, повысился процент усвоения программного содержания по познавательно-речевому и социально- личностному направлениям.

Таким образом, из анализа можно сделать вывод, что за 2011 – 2012 учебный год педагогический коллектив ДОУ привел программное сопровождение образовательного процесса в ДОУ в соответствии с федеральными государственными требованиями. Результатом чего является примерная основная общеобразовательная программа, достаточно высокие показатели развития детей на конец учебного года.

Завершились первый и второй этап перехода учреждения к работе согласно ФГТ – этапы программного обеспечения сопровождения образования в детском саду.

Следующие этапы работы учреждения в этом направлении будет связан с совершенствованием системы оказываемых образовательных услуг, отвечающих федеральным государственным требованиям.

В 2012-2013 учебном году начали переход на образование по примерной основной общеобразовательной программе ДОУ и работали над созданием условий для сопровождения развития детей согласно ведущим моделям построения образовательного процесса. Продолжаем работу по повышению профессиональных умений педагогов.

В рамках данной работы за период 2012-2013 годов проведено:

1. Анкетирование «Профессиональная компетентность педагога» «Карта возможных затруднений педагога», «Работаем по ФГТ» и другие

2. Семинары – практикумы, консультации, мастер- классы (городские семинары: «Организация самостоятельной деятельности в образовательном процессе», «Формирование социальной компетентности детей через музыкальные игры с пением», «Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста», «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Оптимизация двигательной активности в детском саду»)

3 Педсовет «Методическая компетентность педагога, как условие обеспечения качества образовательного процесса в условиях введения ФГТ»

4. Смотры-конкурсы «Великая победа»- конкурс макетов, «Книжный уголок», «Уголок природы» и другие

5. Взаимопросмотры НОД по разделу «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», совместной деятельности педагога и ребёнка

6. Педагогами нашего дошкольного учреждения подготовлены и реализованы проекты: «Зимние забавы», «Дымка», «В гостях у Чуковского», «Игрушки», «Озорная нить», «Моя малая Родина», «Волшебный мир театра», «Разноцветная радуга» и т. д.

7. Методические и практические материалы представлены на сайте дошкольного учреждения.

Перспективы работы по повышению профессионального мастерства:

• Создание электронного портфолио педагогов и специалистов

• Адресность сопровождения педагогов в зависимости от трудностей в работе, от стажа, категории

• Участие педагогов в конкурсах и фестивалях областного и международного значения

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда, человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средство как он может это осуществить» А. Дистерверг

Публикации по теме:

Мониторинг профессионального роста педагога Лаборатория мониторинга создается по решению методического совета Создание лаборатории оформляется приказов руководителя образовательного.

Наставническая работа с молодыми специалистами в ДОУ. Анкета для молодых специалистов. АНКЕТА для молодых педагогов 1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки? • Да • Нет • Частично 2. Каких знаний,.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Мониторинг повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГТ
Опубликовано: 6 сентября 2013 в 13:23
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет тематическая неделя «Посуда».
Фотоотчет тематическая неделя "Посуда". Уважаемые коллеги доброго времени суток! Представляю Вашему вниманию фотоотчет о тематической неделе...
Новогодние окна «Фотоотчёт»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Новый год уже не за горами. Для создания сказочной атмосферы и праздничного настроения все украшают окна детского сада и наш...
Совместное творчество родителей на тему «Зимняя сказка»
"Смешарики ждут встречи с Новым годом"Катя П. с мамой Декабрь всегда богат на художественное творчество детей, помимо основных занятий на которых...
«Дед Мороз» календарь ожидания Нового года своими руками.
Накануне Нового года чтобы помочь детям скрасить период ожидания чудесного праздника я решила сделать в группе календарь ожидания . Дети у нас...
Развивающая книга «Что ни рукавичка, то интересная страничка «Загадки». Фотоотчет об...
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня представляю Вашему вниманию свое многофункциональное дидактическое пособие - развивающую книжку «Что ни рукавичка,...