Мониторинг уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста

Анна Афанасьева
Мониторинг уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

Ребенок:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992).

Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15 - 20 баллов.

Средняя агрессивность - 7 - 14 баллов.

Низкая агрессивность – 1 - 6 баллов.

Мы приводим данные критерии для того, чтобы воспитатель или учитель, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.

Понимание агрессивности старшими дошкольниками.

Вопрос Ответы агрессивных детей Ответы не агрессивных детей

1. Каких людей ты считаешь агрессивными?

2. Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным взрослым?

3. Как бы ты поступил, если бы ты встретился с агрессивным мальчиком (девочкой?

4. Считаешь ли ты себя агрессивным?

ПОРТРЕТ «ОСОБОГО» РЕБЕНКА

Характерные особенности ребенка

Ребенок:

Слишком говорлив

Продуктивно работает с пооперационными картами

Отказывается от коллективной игры

Чрезмерно подвижен

Имеет высокие требования к себе

Не понимает чувств и переживаний других людей

Ощущает себя отверженным

Любит ритуалы

Имеет низкую самооценку

Часто ругается со взрослыми

Создает конфликтные ситуации

Отстает в развитии речи

Чрезмерно подозрителен

Вертится на месте

Совершает стореотипные механические движения

Постоянно контролирует свое поведение

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

Сваливает вину на других

Беспокоен в движениях

Имеет соматические проблемы: боли в животе, горле, головные боли

Часто спорит со взрослыми

Суетлив

Кажется отрешенным, безразличным к окружающему

Любит заниматься головоломками, мозаиками

Часто теряет контроль над собой

Отказывается выполнять просьбы

Импульсивен

Плохо ориентируется в пространстве

Часто дерется

Самокритичен

Не может адекватно оценить свое поведение

Имеет мускульное напряжение

Увлекается коллекционированием

Имеет плохую координацию движений

Опасается вступать в новую деятельность

Часто специально раздражает взрослых

Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

Робко здоровается

Годами играет в одну и ту же игру

Мало и беспокойно спит

Говорит о себе во 2-ом и 3-м лице

Толкает, ломает, рушит все кругом

Чувствует себя беспомощным.

Публикации по теме:

Диагностика агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста Как выявить агрессивного ребенка Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не.

Консультация для родителей «Агрессия у детей» Сегодня я хочу поговорить с вами о таком термине, как агрессия. Как вы понимаете, что такое агрессия? Каковы причинные ее возникновения?.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Мониторинг уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 октября 2013 в 22:49
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультурный досуг «Ярмарка народных игр»
Ход : Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, на мальчиках картузы на девочках платочки их встречает инструктор по физкультуре в образе...
Зонтики
Пришла пора лета! Для детей лето это самое любимое время года. Летом можно гулять, кататься на велосипеде, на роликах, на каруселях. Рисовать на асфальте....
Проект Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в...
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности...
«Май» Праздничная газета второй младшей группы. Фотоотчёт. Балукова Н. 2017 г.
Приближались майские праздники . По содержанию очень разные, но оба необходимые для воспитания нравственно - патриотических чувств у детей. Мы достаточно...
Проект «Игрушки», или «Предметный мир детей раннего возраста». Часть 4
Методическая разработка для воспитателей групп "Семейный детский сад" по организации предметно-игровой развивающей среды для детей раннего возраста. Часть 4...