Диагностика уровня музыкального развития детей дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи

Татьяна Евина
Диагностика уровня музыкального развития детей дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методическое обеспечение диагностики музыкального образования условно можно разделить на несколько этапов.

1-й этап. Выбор основных направлений диагностики музыкальных способностей, которые поддаются проверке и являются наиболее значительными:

- развитие музыкальных способностей,

- проявление музыкальной -памяти,

- эстетическое отношение к музыкальному произведению.

2-й этап. Создание условий для спонтанного музицирования (самостоятельная музыкальная деятельность) и запланированного музицирования (с помощью взрослых).

3-й этап. Уточнение показателей и разработка диагностических заданий.

4-й этап. Осмысление и обработка информации.

5-й этап. Определение перспективы дальнейшей музыкально-образовательной работы.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

I. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

1. Мелодический слух.

Определяется в процессе пения, игры на музыкальных инструментах, слушания музыки, музыкально-дидактических игр, а также при анализе графического изображения мелодий, в различных поисковых ситуациях.

СРЕДНЯЯ ГРУППА:

выше нормы - самостоятельное воспроизведение без сопровождения простейшей

мелодии,

норма - воспроизведения с сопровождением,

ниже нормы - отсутствие навыков воспроизведения мелодии.

СТАРШАЯ ГРУША:

выше нормы - определение и воспроизведение вариантов движения мелодии,

норма - точное воспроизведение мелодии без сопровождения,

ниже нормы - воспроизведение с сопровождением.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУША:

выше нормы - умение транспонировать мелодию,

норма - определение и воспроизведение вариантов движения мелодии,

ниже нормы - точное воспроизведение мелодии без сопровождения.

2. Гармонический слух.

Определяется вертикальное звучание в процессе слушания музыки (хоровое пение, 2-х, 3-х, 4-х голосие, игры на музыкальных инструментах, самостоятельной музыкальной деятельности, музыкально-дидактических игр.

СРЕДНЯЯ ГРУППА:

выше нормы - самостоятельное определение 2-х-3-х голосия,

норма - с частичной помощью взрослых определение 2-х-3-х голосия,

ниже нормы - отсутствие самостоятельных навыков.

СТАРШАЯ ГРУППА:

выше нормы - определение минорных и мажорных аккордов,

норма - самостоятельное определение 2-х-З-х голосия,

ниже нормы - определение 2-х-З-х голосия с частичной помощью взрослого.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУША:,

выше нормы - определение многоголосия, консонанс, диссонанс,

норма - определение минорных и мажорных аккордов,

ниже нормы - самостоятельное определение 2-х-З-х голосия.

3. Динамический слух.

Определяется во всех видах музыкальной деятельности.

выше нормы - самостоятельно определять форте и пиано,

норма - определение с частичной помощью взрослых форте и пиано,

ниже нормы - отсутствие самостоятельных навыков.

СТАРШАЯ ГРУППА:

выше нормы - самостоятельное определение f,p,ff,pp,

норма - определение f,p,ff,pp с частичной помощью взрослых,

ниже нормы - отсутствие самостоятельных навыков.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА:

выше нормы - самостоятельное определение f,p,ff,pp,cresh.dim,

норма - определение f,p,ff,pp,cresh,dim с частичной помощью взрослых,

ниже нормы - отсутствие самостоятельных навыков.

4. Тембровый слух.

Определяется в процессе прослушивания звучания русских народных инструментов, в музыкально-дидактических играх.

СРЕДНЯЯ ГРУППА:

выше нормы - самостоятельное определение звучания наиболее контрастных по тембру инструментов,

норма - определение звучания наиболее контрастных инструментов с частичной

помощью взрослых,

ниже нормы - отсутствие навыков самостоятельного анализа.

СТАРШАЯ ГРУППА:

выше нормы - самостоятельное определение звучания похожих по тембру инструментов,

норма - определение звучания инструментов похожих по тембру с частичной помощью взрослых,

ниже нормы - самостоятельное определение звучания инструментов контрастных по тембру.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА:

выше нормы - самостоятельное определение звучания инструментов симфонического оркестра, оркестра народных инструментов,

норма - самостоятельное определение звучания инструментов похожих по тембру,

ниже нормы - определение звучания инструментов похожих по

5. Ритмический слух.

Различение и воспроизведение ритмического рисунка музыкального произведения в пении, игре на инструментах, хороводах, музыкально-дидактических играх, слушании музыки.

СРЕДНЯЯ ГРУППА:

выше нормы: самостоятельное воспроизведение

норма: воспроизведение с частичной помощью взрослого

ниже нормы: отсутствие самостоятельных навыков

СТАРШАЯ ГРУППА:

выше нормы: самостоятельное воспроизведение

норма: воспроизведение с частичной помощью взрослого

ниже нормы: отсутствие самостоятельных навыков

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА:

выше нормы: самостоятельное воспроизведение

норма: воспроизведение с частичной помощью взрослого

ниже нормы: отсутствие самостоятельных навыков

П. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ.

Определяется в процессе основных видов музыкальной деятельности.

СРЕДНЯЯ ГРУППА:

выше нормы: самостоятельное узнавание ранее звучащих произведений по запеву или

припеву

норма: узнавание с частичной помощью взрослого

ниже нормы: отсутствие самостоятельных навыков

СТАРШАЯ ГРУППА:

выше нормы: самостоятельное узнавание ранее звучащих произведений по запеву или

припеву

норма: узнавание с частичной помощью взрослого

ниже нормы: отсутствие самостоятельных навыков

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА:

выше нормы: самостоятельное узнавание ранее звучащих произведений по запеву или

припеву

норма: узнавание с частичной помощью взрослого

ниже нормы: отсутствие самостоятельных навыков

III. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К МУЗЫКЕ (средняя, старшая, подготовительная группа)

1. Устойчивый интерес к музыкальному произведению.

Определяется в различных видах музыкальной деятельности на основе пройденного музыкального репертуара, соответствующего возрастным особенностям ребенка.

выше нормы - самостоятельное музицирование,

норма - музицирование с частичным участием взрослых,

ниже нормы - музицирование с участием взрослых.

2. Избирательное отношение к музыкальному искусству на основе оценочной деятельности.

Определяется в музыкальной деятельности (пении, движении, игре на инструментах,восприятии музыки, самостоятельной музыкальной деятельности в соответствии с возрастными особенностями.

выше нормы - наличие нескольких любимых музыкальных жанров,

норма - наличие одного любимого музыкального жанра,

ниже нормы - отсутствие избирательного отношения.

Параметрическая таблица педагогических наблюдений

ПАРАМЕТРЫ ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА НИЖЕ

НОРМЫ НОРМА ВЫШЕ

НОРМЫ

1. Мелодический слух Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

2. Гармонический слух Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

3. Динамический слух Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

4. Тембровый слух Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

5. Ритмический слух Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

6. Музыкальная память Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

7. Устойчивый интерес

к музыке Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

8. Избирательное отношение

к музыке Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

9. Слушание Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

10. Пение Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

11. Музыцирование Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

12. Мимика Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

13. Пальчиковая гимнастика Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

14. Релаксация Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

15. Шаг Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

16. Пружинки Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

17. Боковой галоп Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

18. Прямой галоп Средняя группа

Старшая группа

Старшая группа

19. Прыжки Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

20. Махи Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

21. Танцевальные шаги Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Публикации по теме:

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Самоанализ работы Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ. 1. Проведите анализ условий для организации музыкально-ритмической деятельности и.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Диагностика уровня музыкального развития детей дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи
Опубликовано: 7 мая 2013 в 20:02
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...