Лучший педагог года

Внеурочная деятельность по музыке

ольга москалёва
Внеурочная деятельность по музыке

Мы осознаем, что предметы Искусства в школе всегда были одним из главных каналов идейно-политического воспитания школьников. Смена идеологий в разные времена, привела учителей музыки, как и других учителей эстетического цикла, к необходимости пересмотра содержания и методов работы с учащимися. Необходимость обновления содержания и форм музыкального образования обусловлено постоянным развитием общества в целом.

С приходом новых образовательных стандартов на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию решений, к анализу собственной деятельности.

Публикация «Внеурочная деятельность по музыке» размещена в разделах

В Федеральных государственных образовательных стандартах ООО особое внимание уделяется внеурочной деятельности школьников, ей определено пространство и время в образовательном процессе. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений. Она ориентирована на создание условий для неформального общения учителя и ученика, учащихся. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В процессе многоплановой внеурочной работы развиваются общекультурные интересы школьников, решаются задачи нравственного воспитания.

Как говорил Д. Б. Кабалевский, «урок музыки - это урок жизни», следовательно, то лучшее, что рождается в душе ребенка на уроке, должно непременно найти отражение в жизни, реализоваться и быть востребованным, дать положительные результаты». Опыт работы показывает, что все успеть и охватить на уроке музыки невозможно. На помощь «пришла» внеурочная деятельность. И, опять же, все виды и формы работы, тоже нельзя охватить. Для себя как учителя, и, исходя из выбора и интересов детей, определились следующие формы внеурочной деятельности : исследовательская деятельность и хоровое пение.

Выходя за грани урока музыки, учащиеся вовлечены в исследовательскую работу. Школа после уроков - это порыв творчества, проявление и раскрытие ребенком своих интересов, увлечений. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию.

Продолжая работу во внеурочной деятельности, учитель придает единство и целостность тематизму, как главному принципу уроков искусства, учебному процессу. Услышанное и увиденное на уроках музыки соединяется в живой исследовательской работе ученика. Естественно, что теория, соединенная с практикой дает высокий уровень проникновения в смысл и красоту музыки. Начиная с 6 класса в программе «Музыка» введен раздел «Исследовательский проект». Содержание исследовательских проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни. Существует множество тем для исследовательских работ. Главное – тема должна быть актуальной и иметь практическую значимость. Кроме того, темы проектов могут определяться самими учениками. Например: «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве», «Авторская песня: любимые барды» и другие. Для расширения и исследования мы взяли тему «Преобразующая сила музыки», эта тема очень интересна детям и даже взрослым.

Искусство «выпрямляет души» повествует Александр Грин, хотелось бы добавить к этому высказыванию: помогает сделать выбор в трудную минуту, лечит в прямом смысле, делает человека лучше, воспитывает личностные качества, объединяет людей разных поколений и эпох, учит, развивает, воздействует, влияет.

В своей исследовательской работе мы обозначили проблему - убедиться на реальных фактах, отдельных героях, людях каким образом жизнь человека может быть изменена с помощью музыки.

Практическая значимость – материал данного исследования может быть использован в целях пропаганды музыкального искусства в жизни человека и его влиянии на судьбу, нести воспитательный потенциал подрастающего поколения. Ученик 6 класса провел серию классных часов, выступив со своей работой. Рассказ подкреплен видео сюжетами, роликами, презентацией, наглядным материалом, использованы аудиозаписи и исполнение живой музыки. В работе восемь пунктов: 1. Силу музыки люди знали давно, 2. Размышления хирурга, 3. Цветы на рояле, 4. Выстоять в беде и достичь победы,5.«Цель музыки – трогать сердца», 6. Обретение бессмертия, 7. Героическая музыка героического композитора, 8. Самый музыкальный писатель.

Исследовательские работы учащихся могут быть своеобразным совершенствованием оценки на уроках музыки, также участие в конкурсах разного уровня и вида. Кроме этого, итогом исследовательской деятельности учащихся может стать письменная творческая работа, которую они затем публично защищают. Защита работ может проходить индивидуально или коллективно в виде КТД, музыкального ринга, всеобуча для родителей, музыкальный спектакль (театрализация, представление для младших школьников, фестиваль, концерт, лекция и др.

Исследовательские работы учащихся формирую ключевые компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, ценностно-смысловые, личностные.

По выбору учащихся, внеурочная деятельность по музыке продолжается в форме хорового пения. Хоровое пение является самым живым видом музыкальной деятельности и несет в себе множество положительных эффектов. Для подтверждения важности и актуальности процитируем слова А. Шопенгауэра, который говорил: «Здоровье до того превышает все блага, что здоровый нищий счастливее богатого короля». Не подлежит сомнению, что любое начинание в работе с детьми должно строиться на оздоровительных принципах, где музыка займет одно из главных мест.

«Приобщение детей к певческой хоровой культуре – один из основных путей оздоровления народа» - говорил Г. Струве. Пение - это естественный физиологический процесс, когда человек поет – он раскрепощен, свободен, его эмоции находят выход.

Как уже было сказано, современный ученик - это активный, творческий, в постоянном поиске, самостоятельный, инициативный. Все эти нагрузки снижают психическое здоровье современного ученика, дети становятся эмоционально неуравновешенными, тревожными, вспыльчивыми.

Внеурочные занятия хорового пения способствуют разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, успешной социализации.

Активность ребенка не придет сама по себе, ее нужно воспитать и развивать. Верный путь к развитию восприятия – это собственная активность детей.

Прежде всего, воспитывается она в восприятии и воспроизведении музыкального материала, в нашем случае песни.

Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский восхищался могучими воспитательными возможностями хорового пения: «Как здорово оно оживляет умственные силы детей, как оно быстро организует! В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу, и особенно чувство».

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Оно помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, воспитывает чувство коллективизма, дружбы, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие.

Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «укрытости» в общей массе, что создаёт предпосылку к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

На заре человечества музыка возникла как дополнение вербального общения людей и превратилась в уникальное средство выражения жизненных смыслов в абстрактной, но чрезвычайно эмоциональной насыщенной форме.

Коммуникативные возможности музыкального искусства актуализируют традиционные и новые формы неформальные средства воспитательной работы с учащимися, которые благодаря системе методов (открытий, эмоционально духовного контакта и др.) нацеливают на рефлексивные формы постижения искусства, нахождения личностных смыслов, а сквозь призму художественных образов и смысла жизнедеятельности.

Итогом вокально-хоровой работы являются выступления на праздниках, родительских собраниях, в предметную декаду, городских мероприятиях.

На базе нашей школы проходят заседание городского методического объединения учителей эстетического цикла.

Одним из обсуждаемых вопросов был «Организация внеурочной деятельности во 2-6 классах. Вокальный ансамбль».

Музыкальное образование детей, не ограничивается только уроками музыки. Большое значение играет организация внеурочной деятельности в школе. Занятия в вокальном коллективе проходят один раз в неделю.

Вниманию педагогов был представлен продукт внеурочной деятельности в виде музыкально-литературной композиции, посвященный 80-летнему юбилею школы №1. Звучали стихи о родном крае, учителях. Учащиеся исполнили песни русских композиторов: Д. Б. Кабалевский «Наш край», М. Шаинский «Уголок России», ряд песен об учителях «Письмо учителю», «Журавлиная песня» их к/ф «Доживем до понедельника» и др. Ярким завершением мероприятия стала песня А. Ермолова «Любимая школа» гости посмотрели видеоролик о школе. Доска оформлена портретами учителей. Авторами работ явились учащиеся разных классов, они рисовали портрет любимого учителя.

Вокально-хоровая работа является средством саморазвития личности ученика. Она расширяет социокультурный кругозор, развивает творческий потенциал ребенка, способность осуществлять выбор, вырабатывает умение сопереживать.

Список литературы

1. Источник: https://fullref.ru/job_526dd14547d391054aaa3ac5f584e3c1.html

2. «Музыкальная психология и психотерапия», №2,2007г.

3. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки : Учеб. пособие по музыкальной литературе для ДМШ. -М. ; Музыка, 1994.-200с. :ил.

4. : https://fb.ru/article/164111/korzina-s-elovyimi-shishkami-paustovskiy-kratkoe-soderjanie-i-analiz-rasskaza

5. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М. :, Советский композитор,1982.

6. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании : Материалы Международной конференции «Теория и практика музыкального образования : исторический аспект, современное состояние и перспективы развития». (Москва,7-11 декабря 1999года)/Под ред. Е. Д. Критской, Л. В. Школяр. -М. : Флинта,1999-296с.

7. Совершенствование системы оценивания на уроках музыки : Методические материалы. - Пермь: ПОПКРО,2005.-84с.

Публикации по теме:

Беседа о классической музыке Беседа о классической музыке. Ранние музыкальные впечатления занимают особое место в нравственно-эстетическом воспитании личности. Формирование.

Конспект доминантной ООД по музыке «Путешествие в страну – Играндия» Тема музыкального занятия: «Путешествие в страну – Играндия» Форма занятия: групповая ООД Тип занятия:.

Консультация для родителей «От шума к музыке» Уважаемые родители! Приобретая «музыкальные» игрушки (это те игрушки, что шумят, пищат, звенят и пр., можно не только давать детям удовлетворять.

Низкие и высоки звуки в музыкеНизкие и высоки звуки в музыке Сегодня во второй группе раннего возраста № 1"Радуга", прошло занятие на изучение низких и высоких звуков. Вначале занятия дети слушали.

Образовательная деятельность по музыке с элементами логоритмики в коррекционной группе на тему: «Что нам нравится зимой» Цель: развивать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью и музыкой. Образовательные задачи: -формировать умение соотносить.

Проект «Сказка в музыке» Проект краткосрочный. Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей Краткосрочный проект «Сказка в музыке» для подготовительной группы Музыкального руководителя Новосёловой Л. Е. Участники проекта: музыкальный.

Проверочные работы по музыке 5 классов Спецификация проверочных материалов для диагностики знаний по музыке в 5 классах за 1 полугодие 1. Назначение диагностической работы Диагностическая.

Репортаж «Путь к музыке»Репортаж «Путь к музыке» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Эти слова Василия Александровича Сухомлинского очень.

Внеурочная деятельность в первом классе по ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) –.

Внеурочная работа средствами иностранного языка Знание интересов подростков, их наклонностей, увлечений, сформированные на уроке умения и навыки речевого иноязычного общения помогают учителям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеурочная деятельность по музыке
Опубликовано: 11 февраля 2017 в 19:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД