Папки-передвижки

Мотивация к школьному обучению

Оксана Храмова
Мотивация к школьному обучению

Один из самых частых вопросов на консультациях от родителей школьников: Как замотивировать ребёнка учиться?

Причём каждый родитель подразумевает разное: одни хотят хороших оценок, другие хотят, чтобы ребёнок делал уроки сам, но чтобы правильно и т. д., т. е делай сам. но так как мне хочется.

А у детей нет мотивации к учебе! Почему? Наверное вы слышали что существуют такие понятия как внешняя и внутренняя мотивация.

Публикация «Мотивация к школьному обучению» размещена в разделах

Так вот, у нас у родителей слишком много внешней ложной мотивации: дети учатся за подарки, кому то дают деньги, кого то хвалят, а кого то наказывают. И как правило, внешнюю мотивацию придумывают взрослые.

На самом же деле, что такое мотивация? Мотивация – это глубинная осознаваемость человеком для чего и ради чего он что то делает.

Когда мы стимулируем детей на учёбу, подталкивая их различными способами двигаться, учиться, то это ложно, это не их. Это как пастух подгоняет стадо плёткой, чтобы стадо двигалось в нужном направлении. Такой способ помогает ненадолго. Ведь плётка это стимуляция, которая направлена на ребёнка и вызывает в нем агрессию и сопротивление.

Часто дети задают вопрос, а зачем нужно учиться? И ответ «дворником станешь» уже не подойдёт, т. к. сейчас 19 летние тиктокеры зарабатывают миллионы.

Поэтому для учёбы нужна внутренняя мотивация. Ведь учёба нужна не вам а ребёнку.

И я предлагаю в первую очередь сменить фокус с уроков и оценок, на самого ребёнка и начать проявлять к нему и его жизни, мыслям и мечтам неподдельный интерес. Вспомните детей, которые хотят учиться и делают это без помощи взрослого. Из каких они семей? Если поискать закономерности, можно многое понять.

Мотивация заложена в нас самой природой, это стимул к действию, и если цель достигнута, следовательно, это вознаграждается выплеском гормонов счастья. И зарождается мотивация не в школе, а гораздо раньше ещё в младенческом возрасте, в домашних условиях. Именно родители развивают у ребёнка желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Многие из нас выбирают разные способы усиления мотивации к познанию (в зависимости от стиля воспитания) со своими плюсами и минусами и это стимулирует нас родителей самосовершенствоваться в течение всей жизни.

Итогом формирования мотивации является школьная успеваемость. Но для многих родителей и детей время учебы и дом. заданий становится настоящим испытанием терпения. Причём раньше в эту категорию попадали подростки (в связи с переходным периодом, а теперь неуклонное снижение мотивации отмечается у многих учеников начальной школы. Родители теряют терпение – ребёнок не получает удовольствие от учёбы и утверждается понимание в сознании ребёнка: школа - это каторга.

Почему? Причин может быть несколько:

1. Не развиты базовые психические функции (память, внимание, логика). Хорошо учиться невозможно без развития когнитивных навыков, т. к. память и внимание связаны между собой, ведь нельзя запомнить то, на что не обратил внимание.

2. Сложно, не понятно. Когда не запомнился урок, не так был подан материал, не удалось понять, след. пробелы, которые нужно устранять. Иначе мозг будет стараться избежать трудностей и искать, как можно больше причин, чтобы не учиться.

3. Не интересно. Есть предметы которые не вызывают интереса у ребёнка, а мотивация – это процесс, мозг посылает сигнал, зачем тратить силы на не нужное.

4. Проблемы. Когда есть конфликты с одноклассниками, учителями, в семье – фокус внимания непроизвольно меняется, с получения знаний на решение проблем. Также ребенок может замыкаться в себе.

5. Избыточное давление, со стороны родителей и педагогов, тоже воспринимается ребёнком в негативном ключе, что убивает любовь к учёбе на корню. Да, возможно под контролем он будет что то делать, но без контроля желание учиться уйдёт навсегда. Часто завышенные планки родителей, без учёта желания детей, не дают никаких результатов.

Повысить мотивацию – это значит не заложить в голову ребёнка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, в которых ему самому захочется учиться. И сделать это возможно!

1. Перестаньте давить (постоянные разговоры о оценках, только усиливают стресс, тоже и когда сравниваете с сыном подруги). Учите ребёнка не сдаваться, верить в себя в свои силы, продолжать стремиться к результату.

2. Выявите причину отсутствия мотивации. Если у ребёнка не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения, то ему нужна помощь, то его нужно учить учиться. А если причины воспитательные ошибки – их необходимо увидеть и признаться себе, что «я делаю что – то не так», ну, и конечно. начать их исправлять.

3. Контроль – помощь. В процессе учебы пока у ребенка не сформирована произвольность в поведении, важно, чтобы родители контролировали процесс обучения, учитывая инд. особенности ребёнка: когда ему лучше сесть за уроки, какие делать в первую очередь, когда паузы и т. д. (это про первый класс). И если в 3 классе, этого нет, необходимо вернуть и пройти этот путь. Нужен контроль- помощь, а не контроль – давление.

4. Вместе, но не вместо. Важно создавать для ребёнка ЗБР, а не делать за него, то что пусть с трудом, но он может сделать сам. Ты старался молодец, но допустил, две ошибки, найди их, процесс более длительный, но более правильный.

5. Помощь, теплота, любовь и как следствие высокая учебная мотивация.

6. Поощряйте! За хорошую учебу. Вопрос материального поощрения – это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно. А вот поощрение совместными приятными выходами, др. дело (кафе, боулинг. цирк, поездка) вполне приемлемо, и решается ещё одна важная задача, интересное общение со своим ребёнком.

7. Не ожидайте немедленных успехов. Необходимо время. Могут быть падения, топтание не месте. Но если будет последовательность и система работы над повышением мотивации, то непременно будет взлёт.

8. Развивайте самоконтроль, навык самоконтроля важен в учебной деятельности. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности.

9. Вера в успех. Важный момент то, верит ли ребёнок в свои успехи или нет. Родители, в идеале учителя должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, чем ниже самооценка, тем сильнее должна быть поддержка со стороны взрослых.

10. Планируем и распределяем. Важный период когда ребёнок переходит в среднее звено. В этом возрасте он особенно нуждается в вашей помощи. Научитесь слушать ребёнка и вникать в его проблемы. Выучить всё и сразу невозможно, поэтому, важно научить ребёнка распределять нагрузку, это поможет и в дальнейшей жизни.

Надеюсь, что вся вышесказанная информация поможет вам, родителям сформировать у школьника желание учиться. Ведь имея мотивацию к обучению, ребёнок сможет вырасти целеустремлённым человеком, способным на ответственные решения.

И сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, для своего будущего, вряд ли это дойдёт до сознания ребёнка. Маленькие дети учатся для нас, ради нашей похвалы и признательности. Не надоедайте нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда и учёба станет радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится!

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по обучению грамоте.Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Учебная программа дошкольного образования определяет содержание работы с дошкольниками по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей.

Конспект ОД по обучению грамоте «Буква П» Конспект ОД по обучению грамоте «Буква П» Цель: познакомить детей со звуками [п],[п‘] и буквой П. Задачи: -закрепить навыки чёткого произношения.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Консультация для родителей старших дошкольников «Мотивация как основа успешной учебы» Чтобы ребенок учился с интересом и выполнял задания учителя не «из-под палки», а ради своего собственного удовольствия, нужно уметь правильно.

Мотивация. Материалы рекомендаций для педагогов школы 1. Мотивация учебной деятельности. Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то,.

НОД по обучению грамоте «Звук [к]. Буква Кк» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука [к].Активизация словаря на звук [к] по лексической теме "Одежда,головные уборы".Употребление.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Психологическая готовность детей к школьному обучению ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ВВЕДЕНИЕ Одной из основных проблем детского развития является проблема вхождения.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Занятие по адаптации первоклассников к школьному обучениюЗанятие по адаптации первоклассников к школьному обучению Приветствие. 1. Передача рукопожатий по кругу. Упражнение «Искорка». Дети берутся за руки, по кругу передают рукопожатия и улыбаются соседу,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мотивация к школьному обучению
Опубликовано: 21 ноября 2022 в 09:24
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД