Лучший педагог года

Мозаика как средство развивающей работы с детьми.

Светлана Яковлева
Мозаика как средство развивающей работы с детьми.

Мозаика как средство развивающей работы с дошкольниками.

Развитие у детей умений, необходимых для обучения в школе – важная задача детского сада. Диагностическое обследование в начале учебного года в подготовительной группе часто выявляет детей, испытывающих трудности в освоении программы. Как правило, это обусловлено недостатками развития внимания, мышления, восприятия, мелкой моторики.

Публикация «Мозаика как средство развивающей работы с детьми,» размещена в разделах

С целью преодоления этих недостатков и подготовки детей к обучению в школе мною был разработан проект «Волшебная мозаика». Участниками проекта стали дети, посещающие занятия у психолога, психолог, воспитатели, родители. В процессе работы решались задачи :

• научить детей ориентироваться на поле мозаики;

• научить анализировать образец и выполнять его;

развить мелкую моторику руки, ловкость, подвижность пальцев;

• сформировать целенаправленность действий ведущей рукой;

• способствовать формированию навыков счета;

• способствовать формированию умения принимать учебную задачу, удерживать инструкцию, следовать ей;

• способствовать развитию самостоятельности в работе;

• повысить самооценку, уверенность в себе;

развивать детское творчество.

Работа проводилась поэтапно. На первом этапе был составлен план занятий с детьми, подготовлены комплекты одинаковой кнопочной мозаики для каждого ребенка, изготовлен наглядный демонстрационный и раздаточный материал, на котором изображены картинки с последующим усложнением (ряды, столбики, грибок, кораблик, рыбка, лошадка и другие). При этом я усовершенствовала картинки, предлагаемые инструкцией к игре, и создала новые. Каждая картинка теперь состояла из четких рядов или столбиков, хорошо просматривались части изображения. Были проведены беседы с воспитателями и родителями об их участии в проекте.

Второй этап работы представлял конкретные занятия с детьми в соответствии с планом. Дети познакомились с полем мозаики, учились находить верхнюю и нижнюю, левую и правую стороны, упражнялись в выкладывании ряда вверху (внизу) из заданного количества и цвета фишек, из чередующихся фишек. Важно было, чтобы дети усвоили, что «ряд» выкладываем слева направо, а фишки стоят рядом, ровно в одну линию. Дети учились выкладывать и убирать фишки ведущей рукой, а другой придерживать поле. Аналогичная работа проводилась со «столбиками», которые выкладывались сверху вниз.

Затем мы перешли к выкладыванию простых картинок: грибок, домик, рыбки, кораблик. При выполнении этих заданий дети учились находить на поле первую фишку, например, отсчитать сверху вниз 5 отверстий, затем слева направо - 3 отверстия и поставить фишку, а от нее выкладывать последовательно по рядам или столбикам всю картинку. Одновременно дети упражнялись в отсчитывании нужного количества фишек, сверяясь с образцом. Образец сначала я выкладывала из фишек, затем стала применять образец-рисунок. А потом перешли на индивидуальные карточки.

Чтобы выполнить задание, дети анализировали образец, выясняли, из каких частей состоит изображение, как выложена каждая часть (рядами или столбиками, какими по цвету фишками. Важно было увидеть смещение рядов или столбиков на 1 отверстие вправо или влево, вверх или вниз.

Следующим усложнением работы стало создание из мозаики сложных картинок : лошадка, кошка, заяц. В этих заданиях части картинок выкладывались разными способами, например, лошадка выкладывалась рядами, а хвост – столбиками. Чтобы дети не путались, научила их пользоваться картонной полоской. С помощью полоски ребенок выделял первый ряд и выкладывал фишки, затем опускал полоску ниже и выкладывал второй ряд и т. д. Эти задания требовали от детей внимательно всматриваться, анализировать, считать, сопоставлять свою работу с образцом, быть аккуратным в работе. А также активно работали пальчики, вставляя фишки в отверстия и вынимая их по одной по окончанию работы. Выполненная картинка очень радовала детей, потому что получалась яркой, красивой. Дети испытывали удовольствие и от того, что смогли создать такую красоту. И это повышало положительное самоощущение ребенка, веру в себя.

В процессе занятий уделялось внимание развитию детского творчества. Это украшение картинки, например, после выкладывания рыбки, дети по замыслу превращали мозаичное поле в аквариум или море. После освоения каждого блока обязательных картинок проводилось выкладывание по замыслу детей, применялся свободный выбор картинки.

Заключительный блок работы с мозаикой был перенесен в группу, в самостоятельную детскую деятельность. Для этого в группе воспитатели и родители создали центр мозаичных игр, внесли новые картинки для выкладывания. Дети охотно выбирали этот центр, применяли полученные навыки, учили сверстников приемам выкладывания мозаики. Было проведено открытое занятие для родителей, где дети продемонстрировали свои умения.

Воспитатели отметили, что дети стали лучше считать, ориентироваться на плоскости, на листе бумаги в клетку, улучшилось качество работы карандашом. В изобразительной деятельности стали выделять части изображаемого предмета, проявлять творчество. Научились слушать и запоминать задание, работать сосредоточенно, самостоятельно, проверять ошибки и исправлять их, стали чувствовать себя уверенней.

Таким образом, занятия с кнопочной мозаикой явились эффективным средством развития ребенка на этапе подготовки его к школе.

Результат проекта был представлен на педсовете в детском саду, на районном методическом объединении психологов детских садов.

Публикации по теме:

Обследование детей логопедической группы воспитателем. Обследование детей по образовательным областям проводится в начале учебного года и заканчивается в конце сентября. Главная задача обследования.

Сетка программного обеспечения в деятельности по музыкальному воспитанию музыкального руководителя Сетка программного обеспечения в деятельности по музыкальному воспитанию музыкального руководителя Шашковй Елены Николаевны № Возрастная.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мозаика как средство развивающей работы с детьми.
Опубликовано: 16 марта 2013 в 20:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД