МААМ-картинки

Воспитание на основе народной культуры Кубани

Валентина Кузьмичева
Воспитание на основе народной культуры Кубани

«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи … Национальные отличия сохраняются и в ХХ1 веке, если будем озабоченны воспитанием душ, а не только передачей знаний …» Д. Лихачев

Слайд № 1) В современном музыкально – эстетическом воспитании широко используется народное творчество. В народных песнях, танцах, играх, праздниках содержится богатый материал для нравственного воспитания дошкольников. В простой, иногда шуточной форме игровая деятельность прививает детям чувство дружелюбия, учит осуждать лень и тщеславие. (Слайд № 2) Использование в работе народного фольклора помогает приобщить их к культуре и традициям народа, знакомит с богатым, образным родным языком, воспитывает уважительное отношение к родному краю, его культуре, любви к своей малой родине. Мне хочется вспомнить слова замечательного российского врача, педагога и исследователя Егора Арсеньевича Покровского (Слайд 3). «Через детей последующих поколений детские игры снова повторяются, снова оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют» - Е. А. Покровский. Как он сравнивает физкультуру, гимнастику с игрой. «В отличие от гимнастики, в которой (как утверждал Е. А. Покровский) слишком много искусственного и навязываемого детям, игры опираются на живую детскую инициативу. Они вносят в душу ребёнка радость и веселье, приучая при этом к дисциплине и согласованию своих желаний с желаниями других. Образовательное же значение народных подвижных игр столь же существенно как фольклорной поэзии, сказки, бытовых и трудовых традиций. Игра есть выражение стремления молодого организма к деятельности. Деятельность эту, правда, нельзя назвать серьёзной в том смысле, как она понимается в жизни, так как для этого у молодого организма нет ещё надлежащей выработки, тем не менее, однако ж, это есть всё-таки выражение деятельности, посредством которой ребёнок, играя и шутя, подражая в своих забавах различным видам деятельности взрослых, мало-помалу, наконец, действительно подготавливается к трудной работе жизни. Рассматриваемые с этой точки зрения игры представляют собою как бы первый, элементарный класс жизни, в котором таким образом вырабатываются известные приёмы, взгляды на жизнь, симпатии, антипатии, понятия о правах, обязанностях, принципах и даже самых идеалах на всю оставшуюся жизнь. Игровой фольклор кубанцев отличается ярко выраженной трудовой и военно-прикладной направленностью. Казачьи игры отличаются историческим и бытовым содержанием, находчивостью, смекалкой, юмором. (Слайд 4). В наше время важно не только помнить и хранить традиционные способы народного мастерства, но и преумножать и развивать их. Через игру ребенок входит в систему взаимоотношений в семье, коллективе, учит подчиняться и брать ответственность на себя. («Слайд № 5)

Публикация «Воспитание на основе народной культуры Кубани» размещена в разделах

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. У каждого народа свои сказки, песни, танцы, игры, и все они передают из поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Как только ребёнок рождается, он сразу же начинает познавать и осваивать окружающий его мир, изменять его, учится думать, мечтать, любить и радоваться всему прекрасному. Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», позволяющей игре «жить и развиваться». Чёткой классификации народных игр нет, но условно их можно разделить на виды: (Слайд № 6)

а) подвижные (спортивные) игры; б) обрядовые (календарные); в) по отношению к природе (природные); г) трудовые (бытовые) д) с ведущим (водящим); ж) театрализованные К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Казачья», «Бубен», «Напои коня» и др.) Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Катись, катись яичко», «Принеси валенок» и др. По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Тополек», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Подсолнух» и др. Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшки», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Стадо» и др.) Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Сижу на камушке»). Игры – забавы для малышей – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», и др. Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Белые гуси» и др.)

Так как все народные игры проводились по – разному, их, в свою очередь, можно, так же условно, разделить на 3 типа: - хороводные или круговые Это основная группа. («Заинька», «Каравай», «Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.) - некруговые или «стенка на стенку» («Бояре», «Плетень» и др.) - хороводы – шествия или выполнение разного вида движения: завитушки, змейка, рассыпная. («Хмель», «Ручеёк», «Вейся, капустка», «Улитка» и др.)

В работе нашего детского сада я, как музыкальный руководитель, активно использую народные игры с пением. Ребенок интуитивно испытывает потребность в пении и движениях, поэтому очень важно развивать у него начальные формы подобных проявлений. Двигательный опыт тесно связан с опытом музыкальным, т. к. образ музыки в сознании человека тесно связан с образом движения, включающим несколько компонентов: эмоционально-коммуникативная направленность, двигательное выражение и пространственно-временные представления. Музыка развивает двигательную, речевую и мимическую экспрессию человека, особенно, это касается народной музыки и песни. Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям (роль ведущего, с помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции. (Слайд № 7). А есть ли у детей любимые игры? Наверное, есть и это те игры, которые они хорошо знают, четко в них ориентируются, При разучивании новой игры важно заинтересовать ребенка. (Например, игра «Петух» или «Сон казака», создание игровой ситуации). Создание благоприятной творческой атмосферы – народная музыка, костюмы, шапочки зверей, атрибуты – всё это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа. Мы живем на Кубани, поэтому большой воспитательный потенциал имеют именно народные игры. Для детей дошкольного возраста наиболее доступны кубанские народные игры с песенным и стихотворным сопровождением, в которых участие педагога обязательно: «Селезень и утка», «Золотые ворота», «Сон казака», «Кривой петух». Народные мелодии игр хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом. Так как народные игры предполагают участие большого количества детей, то, само собой, в них используется хоровое пение, которое наилучшим образом способствует развитию у детей музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти, развитию певческих навыков, содействует росту интереса к народной музыке, песне, а также повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Неотъемлемой частью народной игры являются считалки. (Слайд №8). Считалки всегда весёлые, шуточные, рифмованные. Имеет ли смысл считалка, или это скорее «засорение» детской памяти ненужной информацией? Безусловно, считалка помимо своего прямого назначения – «распределять роли», отыгрывает важную роль в развитии ребенка. Откуда взялись считалки и зачем они нужны детям? Ритм и смысловая нагрузка считалок позволяет в игровой форме знакомить ребенка с математическим счетом, выработать ощущение ритма, развивает память (1, 2, 3, 4, 5, вышел зайчик погулять) Проговаривание детских считалочек, дополненных определенными движениями, способствует развитию координации движения и моторики детей. Для детей дошкольного возраста наиболее доступны кубанские народные игры с песенным и стихотворным сопровождением, в которых участие педагога обязательно: «Селезень и утка», «Золотые ворота», «Сон казака», «Кривой петух». (Слайд № 8, 9, 10,11). В кубанских играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. (Слайд12, 13). Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. (Слайд №14,15). А ведь народные игры в наше время почти исчезли из детства, поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны об этом помнить. В каждом народном празднике дети являются участниками народных игр : встречали и провожали Масленицу, (Слайды 16, 17, 18, зазывали Весну, закликали птиц, на Святках ходили со «звездой» - славили Христа (Слайд 19, 20, поздравляя детей и взрослых песней-колядкой (Слайды20,21,22). Игры — это своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, силу, быстроту, умение ориентироваться, приучают к сообразительности и вниманию. Разученные с детьми считалки, песенки, скороговорки сделали игру более интересной и обогатили ее содержание. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. (Слайд23) Россия, Кубань - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные, именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. (Слайд 24)

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культурыДуховно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры Цель: воспитание духовно-нравственной личности в совместной творческой педагогической деятельности педагогов, детей и родителей. Задачи:.

Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством русской народной культуры Слайд 1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» «Нравственно – патриотическое воспитание детей.

Аннотация к опыту работы «Нравственно — патриотическое воспитание детей посредством русской народной культуры» .

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной.

Картотека «Подвижные игры» на основе народной и современной детской поэзии разных народов «Маленькие дети… играют, как птица поёт» Эти слова ёмко и образно выделяют главное: игра – естественное состояние ребёнка, его основное.

Конспект нетрадиционного физкультурного занятия на основе малых форм народной педагогики во второй ясельной группе .

Преемственная система духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе ценностей русской культуры Методист - Исмагилова Сания Сафиновна Воспитатель- Кауркина Фарида Рустямовна Воспитатель-Дроздова Гюзель Рашидовна Пед. психолог-Шумакова.

Презентация «Приобщение к истокам народной культуры» Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно – прикладном.

Создание единой образовательной среды на основе ценностей отечественной культуры Слайд 1. Духовно-нравственное воспитание – одна из сложных и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться всеми, кто.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры в рамках реализации социально развития Текст презентации «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры в рамках реализации социально -коммуникативного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание на основе народной культуры Кубани
Опубликовано: 24 мая 2018 в 22:09
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД