МААМ-картинки

Музей как результат проектной деятельности в ДОУ

Елена Логинова
Музей как результат проектной деятельности в ДОУ

С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.

Задача дошкольного учреждения - создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества. Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами.

Публикация «Музей как результат проектной деятельности в ДОУ» размещена в разделах

В нашем поселке имеется единственный музей, созданный на базе МОУ ООШ п. Баляга. Руководителем и идейным вдохновителем является учитель истории Бурдуковская Екатерина Григорьевна. Она очень творческий человек, и работа по патриотическому воспитанию в поселке ведется целенаправленно; используются разные подходы к подрастающему поколению, школьники активно участвуют в социально-культурных и нравственно-патриотических проектах…

И сразу же возникает противоречие: по преемственности между школой и детским садом. Имеется накопленный опыт школы поселка, проводится огромная работа по работе с социумом: различные мероприятия, концерты, экскурсии для учащихся и т. д., а самое маленькое, но очень важное звено (дошкольников) было забыто. Но, именно в дошкольном учреждении дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему краю, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем.

Побывав на экскурсии в школьном музее вместе с детьми, пришла идея - а почему бы и в нашем детском саду не организовать музей, или хотя бы создать музейную среду…

В нашем детском саду, совместно с сотрудниками и родителями, была создана комната музеев, целью которой является ознакомление детей с историей, традициями и бытом наших предков. Состоит она из нескольких мини-музеев.

Мы считаем, что музей должен быть реальным помощником для педагогов, которые в доступной форме должны довести информацию об истории, культуре и традициях народа и т. д. до каждого маленького гражданина.

При создании проекта мы опирались на :

- федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования;

- имеющиеся литературные источники;

- социальные сети;

- опыт руководителя Музея имени В. Д. Баранова Бурдуковской Е. Г.

Выделив основные проблемы в развитии мини-музеев, поставили перед собой цель:

Воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную культуру своего края средствами музеев, мини – музеев, в рамках преемственности ДОУ и школы.

Задачи:

1. Воспитание нравственных качеств ребёнка, на основе ознакомления его с ценностями русского народа, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).

2. Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к истокам родной культуры.

3. Содействие развитию у детей:

- начал исторического и гражданского самосознания

- ощущения причастности к русской культуре

- историческому прошлому

- осознанного благоговейного отношения к родному краю

Изучая эту тему, мы утверждаем, что «диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов.

Мини музеи в нашем ДОУ являются предметно развивающей средой для детей.

В нашем случае, часть мини –музеев стали результатом проектов, часть возникала из имеющихся средств (остались от художественной школы, либо приносили родители (жалко выбросить, может пригодится, часть- инициатива педагогов.

Содержание мини-музеев :

Музей «Русская изба».

Цель данного музея – познакомить детей с укладом жизни русского крестьянина. В экспозиции имеются самовар, чугунки, ухват, утюги, печь, вышивка, прялка и многое другое.

Дети имеют возможность в реальном времени соприкоснуться с предметами старины. Этот музей расположен в нижней приемной, в настоящее время невостребованной. Там же, педагоги совместно с детьми, проводят старинные русские развлечения (посиделки, гадания, рассказывают сказки).

Мини - музей технических средств.

Этот музей возник из-за невостребованности таких предметов как радиола, печатная машинка, старый фотоаппарат, радио, телефоны с рыле и т. д. Педагог старшей группы Баранова О. А. провела интересное мероприятие, в котором объединила все эти предметы. В настоящее время музей пополняется и требует большего пространства.

«Музей часов»

Этот музей был создан в результате проведения проекта «Мир часов». Целью которого было познакомить детей с миром часов и влиянием его на человека. Во время проекта с детьми были проведены серия познавательных занятий, родители создавали свои модели часов, книжки со стихами и загадками о часах, а также приносили старые часы для создания музея часов. Так у нас появились часы с кукушкой, маятниковые, старинные настольные, разные виды наручных. Расположен в свободной комнате музеев. Дети периодически приходят сюда, чтобы еще и еще раз посмотреть разные виды часов, поиграть в дид. игры соответствующие тематике.

Со временем мини-музеи появились в каждой группе детского сада. Их содержание, оформление и назначение отражают специфику возраста детей данной группы. Каждая экспозиция повествует об истории возникновения какого-либо предмета, о том, что он представлял собой в старину или как выглядит в других странах. Посетители могут ознакомиться с процессом его изготовления, материалами, назначением, разнообразием вариантов предмета, связанными с ним историями.

Мини-музей «Народная кукла»

Расположен в приемной групповой комнаты средней группы. Он тоже стал результатом проекта «О русских обычаях». Часть экспозиции делали педагоги, Проведен мастер-класс воспитателем средней группы Кауровой В. А. по созданию народной куклы перед родителями и детьми. Получился красочный музей с экспонатами и кратким описанием каждой куклы.

Мини – музей «Валенки»

Этот музей находится в комнате музеев. Он возник после проведения народного праздника «День валенка». Творческий подход воспитателя к детям и родителям, и простой старый валенок превращается в декоративный. И каждый год пополняется этот музей новыми экспонатами.

Мини – музей «Маленькая игрушка»

Этот мини-музей можно назвать мобильным. Он состоим из множества маленьких игрушек, которые приносят дети. Идея такого музея принадлежит воспитателю младшей группы Ивановой Н. В. Экспозиция очень нравится детям, воспитатель часто разрешает играть с такими игрушками. Этот музей занимает немного места и может передвигаться из группы в группу, но есть и недостаток у таких мини-м. Дети часто хотят забрать игрушки домой, и воспитатель периодически разрешаем им. В следующий раз другие дети приносят.

Мини – музей «Волшебница – Вода»

Результат работы уже двух педагогов Игнатьевой М. А. и Кауровой В. А. он находится в старшей группе. Создавался в результате проектно – познавательной деятельности

Мини- музей «Новогодняя игрушка»

Этот музей сезонный. Его создавала педагог психолог Штыкина О. В. В этой экспозиции имеются елочные игрушки еще 50х годов.

В процессе создания мини-музеев в группах особое внимание воспитатели уделяли созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини-музее был устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры.

Сейчас в проектах еще несколько музеев : «Мини - музей детской книги», «Музей платков», «Музей Денежных купюр», «Музей бурятского жилища»

Данный проект мини-музея предусматривает тесное сотрудничество, активное участие и помощь родителей, воспитанников, социума в сборе материала для экспозиций мини - музея, организации экскурсий в Музей Декабристов, краеведческий музей г. Петровска-Забайкальского.

• Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

Используемые формы работы.

Традиционные формы деятельности музеев - монологические беседы в мини-музеях ДОУ были заменены образовательной деятельностью с элементами игры, творческими заданиями: "Найди предмет", "Восстанови интерьер", "Дорисуй картинку", "Сложи недостающий пазл" и т. д. А также проектная деятельность, которая включает исследование организацию, сбор материалов, творческую деятельность и т. д.

Учитывая новизну проекта в содержательном аспекте, особое значение при её реализации приобретает фигура воспитателя – реализатора проекта. Музейно-образовательная специфика требует освоения воспитателем новых для него сфер – музееведения и народной культуры, особенно её регионального, местного компонента.

Реализация данного проекта – это работа воспитателя-посредника между ребёнком и предметным миром, способного ввести ребёнка в систему ценностей, исторических координат, в систему иных традиций, владеющего языком вещей, воспитателя, который может научить ребёнка жить в системе подлинной культуры.

Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея : суть, предмет, информацию, изображение и т. д.

Родители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем "погружать" детей в мир культуры и искусства, педагоги знакомят их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. С этой целью в ДОУ будут организованы встречи с интересными людьми, экскурсии в музей поселка. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.

Публикации по теме:

«Край ты мой родной! Моя малая Родина!»«Край ты мой родной! Моя малая Родина!» Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников.

Краткосрочный проект «Я шагаю по Москве» Уважаемые педагоги! Вашему вниманию хочу представить краткосрочный проект"Я шагаю по Москве". Этот проект посвящён Дню города Москвы. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музей как результат проектной деятельности в ДОУ
Опубликовано: 27 января 2015 в 05:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД