Получи документы

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Оксана Крюкова
Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Понятие «музейная педагогика», появившаяся в начале 1980-х гг., заимствованно из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлено на решение задач нравственно-патриотического воспитания.

Публикация «Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах

Активное использование музейной педагогике в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства, патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотическому воспитанию дошкольников. Так одним из них в детском саду стала работа по созданию мини-музеев, которая проходит в 3 этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.

В рамках подготовительного этапа в заседании педагогического совета педагоги обсуждают, что такое мини-музей, какого его значение в детском саду. Формулируют основные задачи предстоящей работы. Коллективы каждой возрастной группы (воспитатели дети и их родители) определяют тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывают модель будущей экспозиции.

Практический этап предусматривает непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев : сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.

В процессе создания мини-музеев должны учитываться следующие принципы:

- интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы детского сада и помогать в реализации её общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности «Социально-коммуникативного развития», «Познавательного развития», «Художественно-эстетического развития», по воспитанию у детей патриотических чувств;

- деятельности и интерактивности-мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и т. д.);

- природосообразности - мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

- научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, обьяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в тоже время доступным для ребенка языком;

- гуманизации и партнерства – мини-музеи должны создавать условия для всестороннего развития ребенка, для поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект - субъектных отношений в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок»;

- культуросообразности-мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре. Общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;

- динамичности и вариативности-экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

- разнообразия –в мини-музеях должны быть экспонаты, разные по форме, содержанию, размерам, отражающие историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

- регионального компонента-мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОО, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

Важная особенность мини-музеев в ДОО - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В ходе практического этапа реализации проекта по созданию мини-музея педагоги разрабатывают содержание экскурсий, семейных мероприятий, которые можно включить в перспективный план работы с детьми и родителями.

Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решать следующие задачи:

-выявление творческих способностей детей;

-расширение их представлений о содержании музейной культуры;

-развитие у детей начальных навыков восприятия музейного языка;

-создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Традиционная форма деятельности музеев - монологические беседы – в мини-музеях ДО заменяется образовательной деятельностью с элементами игры, творческими заданиями: «Найди спрятавшийся предмет», «Восстанови интерьер», «Дорисуй картинку», «Одень героя» и т. д.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОО поможет педагогам найти новые формы взаимодействия с воспитанниками, разработать дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, малую и большую Родину.

Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.

Постепенно ребенок понимает, что он - частица большого коллектива: детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно, чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.

Дошкольное детство-пора ежедневных открытий. И главная задача педагогов в том, чтобы ежедневно дарить детям радость этих открытий, наполнив их воспитательным содержанием, зароняя в детские сердца искорки любви к родному краю, к великой нашей Родине.

Публикации по теме:

Использование современных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.

Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях введения ФГОС Описание: работа будет интересна педагогам, использующим ИКТ-технологии при организации работы в ДОУ, работа содержит описание опыта внедрения.

Использование игровой технологии в образовательном процессе «Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра. А. С. Макаренко Игра - ведущий наиболее доступный.

Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ Цель: Создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов ДОУ для успешной реализации ФГОС ДОУ Социально – экономические.

Консультация «Использование ИКТ в образовательном процессе» Использование ИКТ в образовательном процессе. Владеет офисными программами MicrosoftWord 2010, Excel,PowerPoint2010, использовать интернет.

Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе в детском саду Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе в детском саду. Воробьева Евгения Юрьевна инструктор по физической.

Использование настольных дидактических игр в воспитательно-образовательном процессеИспользование настольных дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе Игра для любого ребенка, не только основной вид доступной и интересной деятельности, но и средство познания окружающей действительности,.

Использование нетрадиционного оборудования в образовательном процессе в средней группе Использование нетрадиционного оборудования в образовательном процессе в средней группе (физическое развитие).   В настоящее время проблемы.

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие.

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОО Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте. Вот почему укрепление здоровья детей – актуальнейшая проблема современного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ
Опубликовано: 7 октября 2019 в 10:17
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД