Получи документы

Музейная педагогика в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста

Герасимова Инга Владимировна
Музейная педагогика в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста

Музей (лат. museum; греч. museion – «храм муз») – помещение, где хранят, комплектуют для обозрения посетителей произведения искусства, предметы истории, науки, быта и т. д. При этом формируется особое музейное пространство, которое обусловливает специфику воздействия данных предметов на развитие личности и формирование мировоззрения, отношения человека к нерукотворному и рукотворному миру, другим людям и самому себе. Поэтому, в зависимости от уровня формирования образа себя и образа мира, выделяют музеи для детей и для взрослых

Публикация «Музейная педагогика в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Музейная педагогика - молодая отрасль педагогической науки, осуществляющая передачу культурного опыта в условиях музейной среды на основе междисциплинарного и поли-художественного подхода через педагогический процесс. В настоящее время для развития музейного дела характерно повышение значения его образовательной функции. Активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами.

В нашем детском саду успешно внедряются и используются различные образовательные технологии. В частности, методы проектирования, один из которых «Мини-музеи в детском саду».

Северодвинск – уникальный город по своей природе и историческим событиям. Есть в нем и краеведческий музей. Но часто ли дети бывают там? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников не посещают музей. Причины самые разные, но часто родителям кажется, что дошкольникам рано посещать подобные места.

Как же привлечь внимание к музеям. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки и были названы мини-музеями. В создании выставок и проведении экскурсионных игровых бесед участвуют не только педагоги, но и дети и их родители. Главное отличие от настоящих музеев в том, что в мини-музее дети могут играть, создавать собственными руками экспонаты для выставочной экспозиции, т. е. участвовать в творческом процессе наравне со взрослыми.

Создавая мини-музейные комплексы мы избрали следующие направления:

• Ознакомление с окружающим миром;

• Нравственно-патриотическое воспитание;

• Физическое развитие и оздоровление.

Предмет изучения – природно-климатическая среда Архангельской области, основные профессии северодвинцев, предметы ближайшего окружения дошкольников.

Цели:

• Формировать познавательные и творческие способности в процессе овладения художественной и информационно - поисковой деятельностью;

• Расширять знания в области национально-региональной политики;

• Индивидуализировать процесс воспитания, интегрировать различные виды детской деятельности.

Задачи:

• Развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность в мини-музее детского сада;

Овладевать основными навыками учебной и трудовой деятельности: умением работать с текстом (анализ сказок, стихотворений, фактического материала, высказываний участников событий, придумывание собственной сказки или стихотворения, использование схем-заместителей.

Все полученные знания должны стать прочной основой для понимания детьми значимости региона, в котором они живут, служить инструментарием для воспитания чувств уважения, гордости, сопереживания, любви к малой родине, а также воспитывать активную жизненную позицию.

Ожидаемые результаты:

- формирование основ патриотизма, последовательное введение ребенка в социальный мир;

- позитивных моделей поведения, умения представлять материал, коммуникативных качеств, навыков работы с информацией;

- развитие способностей, потребности в ЗОЖ и социально активной позиции ребенка;

- участие во всех видах деятельности, совершенствование грамматического строя речи, приобщение родителей к жизни детского сада.

Занятия, экскурсии, развлечения разработаны с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Каждое занятие-экскурсия начинается как увлекательное путешествие. Дети выступают в роли экскурсоводов, помощников воспитателя, даже авторов занятия (включается личностный компонент, когда они рассматривают историю своей семьи в сочетании с историей города и жизнью города.

В нашей группе были организованны следующие мини-музейные комплексы :

«В царстве сказочных драконов»

«Народная игрушка»

«Игрушки наших бабушек»

«Музей моды»

«Сделано в Северодвинске, сделано –

насовесть»

«Чайник на столе начальник»

«Музей космонавтики»

«Такие разные очки»

Я хочу остановиться более подробно на создании одного из них: «М. В. Ломоносов - великий сын России». Известно всем, что 2011 год был посвящен празднованию 300 - летия М. В. Ломоносова. Наш детский сад и конкретно наша группа не остались в стороне от этого события.

Так было принято решение открыть мини-музей великого земляка. Для этого дети совместно с родителями начали сбор материалов (книги, буклеты, открытки, экспонаты косторезного промысла, фотографии с мозаичными витражами, макет интерьера северной избы и др.)

Во время Ломоносовской декады провели с детьми беседу о М. В. Ломоносове, конкретно о родовом месте его семьи. Вечером рассматривали иллюстративный материал о жизни и творчестве М. В. Ломоносова. Во время организованной непосредственной образовательной деятельности работали с картой, измеряли условной меркой путь Ломоносова с рыбным обозом из Холмогор в Москву. Многократно рассматривали мозаичные работы детей подготовительной группы, сравнивали их с работами, изготовленными по технологии смальтового стекла, которую открыл М. В. Ломоносов, также выполняли аппликационные работы в технике мозаики, украшая «хрустальную» посуду. В рамках декады побывали в городском краеведческом музее, посетив экспозицию «Великий сын Севера», где пополнили знания детей о биографии и научных достижениях великого земляка и ученого. Дети с удовольствием слушали о жизни маленького Михайлы в Холмогорах, его увлечениях, о том как он помогал отцу ловить рыбу и о годах учебы юного Ломоносова в Германии. В музее дошкольников очень заинтересовали экспонаты о быте семьи Ломоносова, его ученой деятельности, а особенно макет химической лаборатории.

В это же время мы провели опрос на тему «Имя Ломоносова на карте нашего города и на карте России». Детям и родителям было дано задание узнать, что связано с именем Ломоносова в нашем городе и стране. Дети с удовольствием делились полученными знаниями: самая длинная улица в городе названа именем Ломоносова; наш детский сад расположен на улице Ломоносова; есть в городе площадь Ломоносова на которой находится памятник великому помору; университет носит имя М. В. Ломоносова и т. д.

В дни юбилея была организованна целевая прогулка на площадь Ломоносова, где дети вспомнили заслуги великого земляка и возложили цветы к памятнику. В завершение была проведена викторина, по итогам которой победителям вручались медали «Юные Ломоносовцы».

Итогом декады стало открытие в группе мини-музея «М. В. Ломоносов - великий сын России», где были представлены материалы собранные родителями воспитанников и педагогами, а также фото-отчет о мероприятиях, проведенных в рамках декады.

Гостями нашего мини-музея были воспитанники и родители старших групп детского сада, а также педагоги из дошкольных учреждений города.

Благодаря проводимой комплексной работе создаются все условия для личностного развития каждого ребенка: стихи, сказки, участие в развлечениях, поделки собственными руками, совместная деятельность с родителями в рамках проектов - все это дает детям простор для активной творческой деятельности.

В заключении хочется отметить, что занятия в мини-музее позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка, пополняет в активной деятельности знания о родной природе и ее региональных особенностях, в интересной игровой форме обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения.

Проект позволяет отбирать материал из уже разработанных мероприятий, фотоматериалов, раздаточного материала и материала для поделок в соответствии с познавательным уровнем детей. Расширяется простор и для творческой активности педагогов : разработаны и апробированы авторские дидактические игры, атрибуты, макеты, аншлаги и т. д.

Образовательное пространство некоторых занятий и мероприятий расширяется за счет сотрудничества с городским краеведческим музеем, который предлагает достаточно широкий ассортимент игровых занятий и экскурсий.

Данная работа позволяет вовлечь родителей в музейное дело, сделать их активными участниками творческого музейно-педагогического процесса, а главное, сблизить с детьми как с равноправными партнерами, обоюдно раскрыть их творческий потенциал.

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста. (Из опыта работы воспитателя.

Музейная педагогика для дошкольников (из опыта работы) В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда.

Консультация для педагогов «Музейная педагогика»Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Музейная педагогика как инструмент формирования инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возрастаМузейная педагогика как инструмент формирования инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста 2-й слайд. В процессе внедрения и реализации ФГОС у меня, как и у многих других моих коллег возникло очень много вопросов касающихся инициативы.

Музейная педагогика «Мир космоса» — фотоотчетМузейная педагогика «Мир космоса» — фотоотчет Мини- музеи, расположенные в группе детского сада, очень нравятся детям. И День открытых дверей в нашем мини-музее "Мир космоса" ребята.

Музейная педагогика в детском саду «Мини-музей экспериментариум «Динозаврия»Музейная педагогика в детском саду «Мини-музей экспериментариум «Динозаврия» Музейная педагогика в детском саду «Мини-музей экспериментариум «Динозаврия» Музейная педагогика в детском саду является инновационной.

Музейная педагогика в ДОУ.Музейная педагогика в ДОУ. В нашем детском саду мини-музеи стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды и показали свою значимость в воспитании и развитии.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Современный.

Проект «Музейная педагогика» Пояснительная записка Педагогический коллектив детского сада «Красная шапочка» целенаправленно и планомерно работает над повышением качества.

Работа по региональному проекту «Всё про то, как мы живём» — Музейная педагогика в детском саду.Работа по региональному проекту «Всё про то, как мы живём» — Музейная педагогика в детском саду. Музейная педагогика в детском саду как средство формирования основ патриотизма и духовности личности дошкольника посредством ознакомления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная педагогика в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 ноября 2017 в 18:12
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД