Лучший педагог года

Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ. Г. Павлодар, ГККП «Ясли-сад №51», Махметова Ж. К.

Жанмарал Какауовна Махметова
Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ. Г. Павлодар, ГККП «Ясли-сад №51», Махметова Ж. К.

В настоящее время изменения в образовании требуют от педагогов не только качественных предметных знаний, но и профессиональной гибкости по отношению к ребенку, необходимость организации воспитательно-образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

Презентация.

Публикация «Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ, Г, Павлодар, ГККП „Ясли-сад №51“, Махметова Ж, К,» размещена в разделах

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ

В рамках модернизации образования акцент делается на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Целью такого взаимодействия является обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психическое здоровье, радости от собственных открытий, формирования начала личности (базиса личностной культуры, развивития его индивидуальности).

Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень быстро ко всему адаптироваться. Особенно тяжело приходится ребенку дошкольного возраста, когда у него нет еще большого социального опыта. Такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие и все его познавательные процессы.

В связи с этим актуальной задачей становится поиск новых моделей и форм организации всей деятельности детей в условиях воспитания и обучения в дошкольном учреждении. Обучение ребенка -дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии.

Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. создает условия для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

Музейная педагогика интегрированно решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познвательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, человеческом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

По мнению Е. Вансловой (председатель Объединения музейных педагогов России) музейная педагогика «она является и отраслью науки, и в то же время часть культуры». Обучающий, развивающий, воспитывающий потенциал музейной педагогики в процессе обучения и воспитания маленького ребенка – огромен и разносторен. (приложение 1)

Исходя из вышеизложенного можно выделить основные цели и задачи использования музейной педагогики в развитии и воспитании детей в дошкольном учреждении.

Цели и задачи музейной педагогики :

Реализация музейной педагогики

Обогащение предметно-развивающей среды.

Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми интерактивными формами.

Формирование у дошкольников представлений о музее.

Расширение кругозора.

Повышение уровня интеллекта, культуры ребенка.

Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

Развитие творческого, логического и креативного мышления.

Формирование духовно-нравственных ценностей.

Формирование активной жизненной позиции.

Развитие коммуникативно-языковой компетенции.

Развитие социальной компетенции.

(приложение 2)

Технология музейной педагогики, как и любая другая, требует системного метода ее введения в образовательное пространство учреждения.

Здесь, исходя из опыта работы, мы можем три выделить основные этапы:

1. Предварительный (аналитико-исследовательский).

На данном этапе методической службой планируются и организуется работа по изучению научно-педагогической литературы, сбор материалов и создание, составление картотеки библиотечного фонда по этому направлению, работа с интернет-ресурсами, посещение музеев города, совместная работа с музеями по организации обучающих лекций музейных специалистов для педагогов, анкетирование родителей и педагогов, семинары, семинар-практикумы. (приложение 3)

2. Вводный, подготовительный.

Работа по введению в педагогический процесс детского образовательного учреждения музйной педагогики идет на двух уровнях: по горизонтали – с педагогами, родителями, с выстраиванием путей сотрудничества с музеями области, города. По вертикали эта работа продолжается с родителями и, наконец, с воспитанниками. (приложение 4)

Формирование культурного сознания невозможно без непосредственного соприкосновения детей с реалиями прошлого. В то же время встреча современного дошкольника с предметным миром прошлых лет не предусмотрена в программе. Поэтому музейная педагогика предполагает обязательное включение музея в единое образовательно-воспитательное пространство. В частности, мы в детском саду используем проект - «Мини-музей в детском саду».

Эта работа рассчитана на работу с разновозрастным детским коллективом, не привязана к жестким срокам реализации ее этапов. Переход к последующим этапам осуществляется по мере решения задач предыдущих этапов. Разработка музейного комплекса в детском саду, включающего в себя мини-музеи в групповых помещениях – это основная цель данного этапа. Реализациии этой цели подчинена предварительная и сопроводительная работа с родителями и воспитанниками : беседы, анкетирование, родительские собрания по выбору тематики и направленности мини-музея в группе. Эта работа может продолжаться в течение 1-го полугодия, всего учебного года, так это – самый ответственный момент в организации учебно-воспитательной работы педагогов, родителей и воспитанников группы.

Мини-музей по сути является основным структурным подразделением музейной пелдагогики. Поэтому выбор тематики представляет огромное значение, так как работа мини-музеев – это не кратковременный проект, нужно учесть озвученные желания детей, интересы родителей, ведь как раз и они станут активными участниками и разработчиками общих идей по содержанию, оснащению мини-музея, также не следует забывать и тот факт, что дети будут расти, а значит будут изменяться и возрастные их особенности и предпочтения, таким образом следует учесть перспективы развития мини-музея по всем разделам программы воспитания и обучения детей, его учебный потенциал. Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явления, отдельной тематике способствует использование метода системного анализа. Этот метод «творческое решение изобретательских задач – развитие творческого воображения» (далее - ТРИЗ- РТВ) хорошо описан А. М. Страунингом в пособии «Методы активизации мышления дошкольников».

Можно проиллюстрировать этот метод на примере мини-музея «Чудо-пуговка», созданного в одной из групп (группа «Бабочки») нашего детского сада.

1. Пуговица – система, герой музея. Изображение огромной пуговицы стала экспозиционным центром.

2. Надсистема. Пуговица –часть одежды. Значит, могут представлены предметы, расширяющие представления детей о том, где могут использоваться пуговицы. Это могут быть качественные иллюстрации, кукольная одежда, часть одежды национальной, форменной, праздничной, мужской, женской и т. д.

3. Подсистема предусматривает рассмотрение частей, из которых состоит пуговица.

4. Система в прошлом. В этом разделе можно рассматривать в 2 позициях:

материал, из которого изготовлена пуговица может быть представлена в прозрачных емкостях: стекло, дерево, кость, пластик, металл и др.

история возникновения. Из чего раньше изготавливалась пуговица? Первобытнообщинный – костяная -деревянная - из рогов, раковин - стеклянная, кожаная – шкуры и т. д.

5. Система в будущем. Здесь могут быть самые различные экспонаты:

пуговицы сломанные (для безопасности их лучше хранить в пластиковых контейнерах. И это повод для беседы о бережном отношении к одежде, об опрятности и аккуратности и т. д.)

какие предметы украшения, аксессуары, которые можно изготовить их пуговиц

дизайнерские штучки для оформления интерьера, мебели, на которые наводят сейчас нас российские телепередачи как «Фазенда», «Квартирный ответ».

В качестве будущего системы можно рассмотреть и возможные варианты нового дизайна пуговиц.

6. В свою очередь, надсистема может иметь свое прошлое, в данном случае, одежду можно рассматривать как мануфактурную продукцию, текстиль. Это предполагает исследовательскую работу и практические опыты с различными видами тканей, изучение их свойств, развитие тактильных ощущений ребенка и т. д.

7. Будущее надсистемы позволяет взгянуть на пуговицы как на фурнитуру, например, к форменной одежде.

8. Наконец, подсистема также рассматривается в прошлом. В случае с пуговицей можно сделать исторический экскурс на тему о том, какие предметы заменяли современный деталь одежды –пуговицу (это были щипы растений, острые кости, иглы животных, округлые камушки и т. д.). Конечно, любая работа проводится с учетом возрастных особенностей детей группы.

9. Подсистема в будущем. Тут представляется большой простор для фантазии и творчества детей и взрослых. Из негодных к прямому своему назначению или же необычных пуговиц, каких-то ее частей можно сотворить дизайнерский сувенир, экспонат и т. д.

Последние три позиции системы в будущем предполагают выставку детских, совместных с родителями, педагогами творческих работ, поделок, которые обязательно должны быть в каждом мини-музее. Например, в нашем («Чудо-пуговка») имеются: елка, созданная родителями и воспитанником к Новому году, «Байтерек» - к выставке Дня столицы, машинки, панно, ваза с цветами и др. (приложение 5)

Метод фокальных объектов, используемый в ТРИЗ РТВ, помогает дошкольникам овладеть мыслительными операциями, рассуждать, нестандартно, развивать креативное мышление. Например, на примере той же пуговицы. Предлагается подобрать определения к кофточке.

Кофта – мягкая, модная, теплая, мамина, длинная. Затем переносим эти определения на наш предмет –пуговицу. И подталкиваем детей к рассуждению, фантазированию, содействуем формированию умения аргументировать свою речь, мыслить нешаблонно, развиваем коммуникативно-языковую компетенцию ребенка.

Таким образом, создание мини-музея позволяет рассматривать предмет с самых разных сторон. Можно сказать, что мини-музей есть видоизмененная объемная таблица системного оператора. (А. М. Страунинг. Методы активизации мышления дошкольников.)

Марат Семенович Гафитулин, являющийся одним из авторов адаптивной теории решения изобретательских задач (АРИЗ, суть которой заключается в переводе ТРИЗ-знаний «взрослого» уровня на «детский» так изложил принцип системного оператора в шутливом стихотворении:

Если мы рассмотрим Что-то,

Это Что-то для чего-то,

Чем-то было раньше Что-то,

Чем-то будет это Что-то.

Есть противники у Что-то,

Много есть друзей у Что-то.

Все нейтральное у Что-то

Делает свое Чего-то.

Что-то ты теперь возьми

На экранах посмотри. (сс. М. С. Гафитулин. Из Золушки в принцессы.)

Работа по музейной педагогике требует творчества, креативного подхода не только от детей, но, в первую очередь, от педагогов, организующих и планирующих совместную деятельность. Можно отойти от принципа «одного предмета» и посвятить работу мини-музея целому направлению, как краеведение (у нас в детском саду в группе «Маленькие патриоты» - краеведческий, в группе «Лунтики» - «Семейные реликвии»). Но общие методы, приемы исследования, формы работы и всей деятельности действуют и там.

Особое место в работе по созданию мини-музея в группе имеет вопрос о технической стороне его размещения. Наш опыт показывает, что разместить можно в разных уголках помещений: это могут быть приемные, уголки спальных. При этом можно использовать разноуровневые вертикальные, горизонтальные схемы расположения полок, картин с полочками (например, коробки от набора шоколадных конфет, мужских сорочек, даже обувные коробки и т. д.).

(приложение 6 – фото мини-музеев групп)

3. Практический этап.

Третий этап– практический. Это: планирование совместной работы детского сада и музеев города и области, перспективное планирование деятельности мини-музев групп, планирование работы по сотрудничесвту между мини-музеями других групп; и их реализация, охватывающего все сферы деятельности педагога с детьми – учебную, совместную с педагогом, самостоятельную, свободную, с родителями.

(приложение 7)

Организованная учебная деятельность.

Обращение к потенциалу мини-музея кроме содержательного материала занятия эффективно и в плане вариативности форм проведения учебных занятий, от традиционных к нетрадиционным, для активизации и приоритетности деятельности детей над деятельностью педагога.

Это могут быть занятия, концепция организации деятельности детей которых полностью построена с использованием традиционно музейных приемов, как «экскурсия», «путешествие», рассказы гидов, выставки, экспресс-выставки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: работа в редакции газеты, в мастерской; занятия, основанные на исследовании, поисковой работы, изобретательства, анализа первоисточников, комментарий, репортажа и др. (приложение 8)

Материальная база мини-музея используется в дидактическом обеспечении занятий, как дидактические игры, задания, демонстрационный материал и т. д. Например, если вернуться к мини-музею «Чудо-пуговка», можно константировать тот факт, что его экспозицию практически можно использовать в содержании всех занятиях: по сенсорике и математике (форма, цвет, размер, счет и количество, ориентировка в пространстве и др., по развитию речи (слово, словосочетание, предложение, связная речь) и грамоте (н-р, выкладывание букв и др., по ознакомлению с окружающим миром и основам экологии (практические опыты, исследование и др., изодеятельности (лепка, рисование, аппликация, валеология (массажные дорожки для ходьбы и т. п.)

Исходя из опыта, можно обозначить схему, структуру занятий с использованием компонентов музейной педагогики (экспозиция мини-музея, специфические методы-приемы).

Технологически возможно вводить на всех этапах (мотивационно-плбудительный, организационно-поисковый, рефлексивно-корригирующий) занятия:

1 этап. Мотивационно-побудительный.

- Тема и содержание кругов радости

- Сказочный или сюрпризный персонаж из мини-музея

- Дидактическая игра, игровое задание, связанное с направлением работы мини-музея и предстоящим содержанием учебного материала

- Рассказ гида (ребенка) о предварительно изготовленном или приобретенном экспонате, дающее представление о предстоящей работе (конечно, это предварительная работа к определенным видам занятий)

- Приглашение на занятие-экскурсию группу детей из параллельной возрастной группы и мн. другое. (это тоже относится к предварительной работе по подготовке к занятию)

2 этап. Организационно-поисковый:

- Практические опыты, эксперименты

- Рассматривание экспонатов, приготовленных для занятия

- Рассказы детей-гидов

- Работа по карточкам, выполнение заданий

- Изготовление экспонатов (конструирование, лепка, аппликация, рисование) и др.

3 этап. Рефлексивно-корригирующий:

- Общая творческая работа

- Отзывы в книге посетителей

- Размещение экспоната в мини-музее и др.

При выборе той или иной формы, методов-приемов всегода надо исходить из их уместности и целесообразности, и, конечно, из цели и материала занятия.

(приложение 9)

Работа по музейной педагогике предполагает ее включение во все сферы многообразной деятельности детей, охватывающей не только учебную, но и свободную, самостоятельную, совместную оо взрослыми.

Формы работы в организованной совместной деятельности педагога с детьми :

- практические опыты

- разработку и изготовление детских коллективных и индивидуальных работ-экспонатов

- выставки

- экспресс-выставки

- чтение художественной литературы

- сюжетно-ролевые игры

- подвижные народные игры

- театрализованные игры

- игры-драматизации

- посиделки фольклорные с песнями

- беседы

- поисковая работа

- запись рассказов детей на электронный носитель (аудио, видео, занимательные познавательные и творческие задания (ребусы, логогрифы, составление словариков и др.)

- праздники (развлечения, конкурсы, викторины и т. п.)

- проекты

- экскурсии в музеи

- совместные мероприятия с музеями

(приложение 10)

Речевое творчество, развитие коммуникативно-языковой комептенции решает такой прием как экспресс-выставка. (приложение 11)

Создавая мини-музеи, мы никогда не забывали о том, что, конечно же, ведущей деятельностью дошкольников есть и остается игра. Поэтому в содержании мини-музеев в уголке самостоятельной деятельности ребенку предоставляется возможность поиграть в дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, задания, содержащие игровые обучающие задачи.

Дидактические игры или материалы для них располагаются в коробках, конвертах. Например, в цикле сюжетно-ролевых игр «Путешественники» мы разработали свои игры, как лото «В гостях у Джованни», пазлы «Сложи картинки с достопримечательностями Рима». Игры можно разделить на:

• Сюжетно-ролевые

• Подвижные

• Манипулятивные настольные

• Национальные

Развивающие

• Ребусы

• Кроссворды

• Логогрифы

• Тестовые задания

• Задачки занимательные

• Шарады

• Загадки и др.

При создании сюжетно-ролевых игр, мы исходили из тематики мини-музеев. Например, в процессе работы в рамках мини-музея «Как свет к нам домой пришел», настала логическая необходимость в создании игр «Пожарные», «Электрики». Этому способствовала работа в направлении формировании у детей старшего дошкольного возраста навыков основ безопасности жизни, правил противопожарной безопасности.

По результатам поисковой работы в рамках мини-музея «Семейные реликвии» была создана предметно-игровая среда сюжетно-ролевых игр «Танкисты», «Летчики». «Пограничники»; В мини-музее «Транспорт» была обогащена предметно-игровая среда сюжетно-ролевых игр «Водители», «Полицейские».

В процессе развития мини-музеев все созданные сюжетно-ролевые игры были объединены в циклы:

1. «Защитники Отечества»

- «Танкисты»

- «Полицейские»

- «Летчики»

- «Пограничники»

- «Водители»

- «Пожарные»

- «Космонавты»

2. Цикл «Путешественники»

- «Египет»

- «Италия»

- «Казахстан»

- «Народы Севера»

- «Россия»

3. Цикл «Город мастеров»

- «Гончар»

- «Золотых дел мастер»

- «Скорняк»

Параллельно в соотвествии созданных сюжетно-ролевых игр разрабатывалась и обогащалась их предметно-игровая среда, представленная настольными играми, игровыми заданиями.

(приложение 12 - фото).

Учебно-воспитательный процесс в режиме музейной педагогики требует ее интеграцию во все сферы организации деятельности детей. Работа в данном направлении продожается и в содержании массовых мероприятиях интеллектуально--развлекательного характера на уровне детского дошкольного учреждения, с выходом на площадки социальных институтов, в данном случае, это музеи.

Специфичные для музейной педагогики приемы и методы, такие как репортажи, игры-экскурсии, рассказы детей-гидов, экскурсы в историю предметов, выставки, экспресс-выставки, где приоритетная роль и действия отводятся детям, где именно ребенок выступает главным лицом и персонажем, развивают речевое творчество, формируют духовно-нравственные ценности и социальные компетенции дошкольников.

Для нашего детского сада традиционными стали музыкально-познавательные тематические развлечения «Что, где, когда?», активными участниками которых являются родители и воспитанники. Содержание этих развлечений посвящается семейным традициям, родовым истокам и национальному содержанию семейного воспитания. В ходе подготовки к таким мероприятиям дети расспрашивают родителей, старших членов семьи о традициях, о возникновении фамилии, о каких-то предметах, переданных по наследству от ушедших предков. Ребенок получает ответы, или хотя бы задумывается и пытается ответить на вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Каковы исторические корни и особенности моего народа?». В рамках этого направления в детском саду была организована выставка работ детской изодеятельности на тему «Секреты геральдики». Вообще, разработка и создание геральдики предполагает решение нравственной задачи по осмыслению себя, своего места в семье, в определенном обществе, жизни.

При этом в создании герба принимаешь участие не ты один, ведь это коллективная работа людей, объединенных каком-то социальным статусом (семья, детский сад, и твою личностную нишу там тебе определяют (и ты определяешь кому-то) другие люди: твои родные, друзья, знакомые.

Один из теоретиков науки самопознание Владимир Георгиевич Маралов (книга «Теоретические основы самопознания и саморазвития») пишет, что «начиная с раннего детства человек находится в системе межличностных отношений, другие люди постоянно оценивают его, и вольно или невольно он начинает руководствоваться этими оценками, принимать их в той или иной степени, усваивать сами способы оценивания». Этот этап он назвал «Я и другие», и только затем в саморазвитии, самопознании человека наступает второй этап, где «соотнесение знаний о себе происходит уже в рамках системы «Я—Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, сформированными в разное время при различных обстоятельствах. Здесь он уже анализирует собственную деятельность, ее результативность, особенности своего взаимодействия с людьми, собственные черты личности и поведенческие характеристики».

(приложение 13- фото).

Что интересно, дети вместе с родителями, педагогами расширив семейную тематику, продолжили работу дальше: в совместной работе ребенок-педагог-родитель были созданы гербы групп. Затем назрела мысль создать герб, сомволику детского сада, на который был объявлен конкурс. В результате этой работы был создан герб, автором которого стала семья Трофименко. Сейчас этот герб украшает стенды детского сада, веб-страницу ДОУ, все титульные страницы наших изданий, авторских способий педагогов.

Одно из важных моментов в работе по музейной педагогике – это сотрудничество с объектами искусства и культуры, т. е. музеями.

Эта работа носит целенаправленный характер по разрабатывамому перспективному планированию совместных мероприятий.

С областным художественным музеем проведены ряд мероприятий: в преддверии Дня города в сентябре – познавательно-речевое мероприятие «Я славлю тебя, Павлодар. Этому предшествовал организованный в детском саду конкурс стихов, фрагментов рассказов о родном городе, обязательным условием которого был выбор произведений авторов нашего Прииртышья - «Стихи о любимом городе». Лучшие чтецы вместе со своими родителями участвовали затем в мероприятии в областном музее.

Хочется привести текст стихотворения, выбранного мамой нашего воспитанника Романа Новосельцова :

Ода Павлодару. Василий Луков.

Высоцкий все хотел в Париж,

А мальчик в свой Тамбов.

Но не течет у них Иртыш,

Нет пойменных лугов.

Крещатик, Невский и Бродвей,

Как благовест звучат,

Пусть в Прииртышье суховей,

Песок и солончак.

Пускай здесь степь да степь кругом,

Полынь, ковыль седой.

На правом берегу крутом

Наш город молодой.

Пусть комары и мошкара

Покоя не дают,

Пусть для кого-то он дыра,

Но мое сердце тут!

Здесь много сосен и берез,

Елей и тополей.

Зимой кусается мороз

Любого зверя злей.

Фонтаны, в скверах и цветы,

Ковер зеленых трав.

Нигде такой нет чистоты,

Что разве я не прав?

Мы посетить хотим Каир,

Сидней, Нью-Йорк и Рим,

Бежим за визою в ОВиР,

Свет повидать спешим!

Мир помнит Трою и Отрар,

Другие города.

А я влюбился в Павлодар, похоже навсегда.

Что хорошеет Астана,

Наслышан млад и стар.

Пример брать есть с кого, страна,

Равняйсь на Павлодар!

Кого могут оставить равнодушными эти стихи? Выразительно прочитанные в зале музея, на фоне проходившей в ту осень выставки работ местных художников, посвященной старому и современному Павлодару, они зародили в душах маленьких детей, да и взрослых тоже (которым частенько некогда в суматохе будней задуматься, всмотреться в небо, вокруг себя) то, что называется Вечным и Прекрасным – любовь к Поэзии. Было много других прекрасных стихотворений таких наших авторов как О. Григорьевой, В. Конева, В. Семерьянова, А. Шандера, Е. Ерботина, Г. Агеева, Д. Приймака.

Ко Дню Независимости в стенах музея стало для нас традицией проводиить благотворительную акцию «Твори добро» для детей из детского городского приюта. Мы готовили художественно-музыкальные развлечения из 2-х частей : первая часть - музыкальные сказки «Счастье Кадыра», «Птица-Самрук». Вторая часть посвящалась изодеятельности детей под руководством музейных специалистов. Видеть жизнь вокруг себя в реальной картине, найти в себе чувство сострадания, сопереживания к менее успешным, менее удачливым и счастливым в этом мире, не бояться и не стесняться это показать, продемонстрировать, ни в коем случае не надсмехаться и уж, тем более, не унижать, не оскорблять и не издеваться - вот чему воспитывают такого рода мероприятия.

Накануне праздников Международного женского дня в стенах музеев были проведены : театральные миниатюры, постановка казахской сказки «Спасение тюльпана». К выставке «Дымковская игрушка» - развлечение «В гостях у мастеров народных промыслов». (приложение 14- фото).

Музейная педагогика дает возможность :

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;

- раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала;

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

- объяснять учебный материал на простых и наглядных примерах;

- организовать интересные нетрадиционные формы организованных учебной и совместной с педагогом деятельности детей;

- формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире.

Музейная педагогика, изначально решая педагогические задачи по обучению и воспитанию детей, параллельно трансформирует их в психологические, когда ребенок включается в совместно-взрослую деятельность по решению поставленной проблемной ситуации или задачи и принимает ее уже внутренне. У дошкольника зарождается интерес, и это находит свое отражение в его мыслях, предполагаемых действиях, что положительно влияет на его эмоциональную психологическую сферу. Все, что интересно ребенку, приобретает для него ценность. В итоге у ребенка повышается мотивация к обучению, уровень и качество приобретаемых знаний и умений.

В заключении мне обязательно хочется написать Золотые правила музейных педагогов. Их около 50, я приведу только несколько:

* Береги свое достоинство!

* Береги достоинство другого!

* Познай самого себя!

* Умей прощать!

* Передай добро по кругу!

* Девочки! Вас украшает женственность!

Мальчики! Вас украшает мужественность!

* Нравственность –это умение чувствовать чужую боль!

* Прежде чем улучшить мир, постарайся улучшиться сам!

* Что дороже всего на свете? Человеческие отношения.

* Даем детям не итоги чужих исканий, а ведем их тропой исканий.

* Чтоб был талантлвым ребенок

В музей неси его с пеленок.

Чтоб дело наше шло быстрей,

Музей, учи учителей!

Публикации по теме:

Консультация «Анализ диагностики развития детей» В современных условиях развития нашего общества педагоги обращают особое внимание на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

Проект «Маленький селянин» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ. Г. Павлодар, ГККП «Ясли-сад №51», Махметова Ж. К.
Опубликовано: 6 января 2013 в 12:06
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД