МААМ-картинки

Музейное занятие «Вслед за пером Жар-птицы» (7 фото)

Наталия Решетникова
Музейное занятие «Вслед за пером Жар-птицы»

Задачи:

• Формировать у детей представления о народном искусстве, воспитывать интерес к русскому народному творчеству, к народным традициям, вызвать эмоциональный отклик.

• Закрепить представления детей о народных промыслах («Гжель», «Дымковская игрушка», «Хохлома», «Матрешка»).

• Развивать желание создавать декоративные композиции по мотивам народных росписей.

• Воспитывать умение внимательно слушать воспитатели и детей-экскурсоводов, отвечать на заданные вопросы, самому задавать вопросы. Воспитывать уважительное отношение к людям-мастерам своего дела.

Публикация «Музейное занятие „Вслед за пером Жар-птицы“» размещена в разделах

• Подвести детей к созданию в мини-музее группы «Город мастеров» новой экспозиции «Умелые руки».

Предварительная работа:

• Создание и оснащение (совместно с детьми и родителями) мини-музея «Город мастеров» в группе;

• Совместная деятельность детей с воспитателем и родителями по изготовлению экспонатов для мини-музея «Город мастеров»;

• Знакомство с народными промыслами и их историей появления

• Разучивание с детьми игры на ложках, трещотках, маракасах

• Разучивание танца «Гжель»

• Индивидуальная работа по подготовке детей-экскурсоводов, разучиванию стихотворения, сказки о Жар-птице

• Разучивание пословиц и поговорок о труде, мастерах своего дела

Демонстрационный материал:

• Экспонаты мини-музея «Город мастеров»

• Карточки «Этапы изготовления дымковской игрушки»

• Перья павлина

Раздаточный материал:

• Заготовки дымковских игрушек, матрешек, гжельских изделий, хохломской посуды из белой плотной бумаги

Оборудование:

• Магнитофон

• Запись народной музыки

• Музыкальные инструменты: маракасы, трещотки, деревянные ложки

• Костюмы для танца «Гжель»

Методы и приёмы:

• Актуализация знаний детей

• Использование технологии музейной педагогики

• Рассматривание предметов, расписанных народными росписями

• Ответы на вопросы

Словарная работа:

Хохломская, Дымковская, Гжельская росписи; фон; узор; мастера

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Воспитатель и дети подходят к мини-музею «Город мастеров».

Музейное занятие «Вслед за пером Жар-птицы»

Воспитатель:

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Куда мы с вами попали?

Дети: В музей народных промыслов

Воспитатель: Что относится к народным промыслам?

Дети: Изделия, созданные мастерами и имеющие практическое применение в быту.

Воспитатель: Правильно. Польза и красота всегда должны идти рядом, тогда и жизнь человека станет интереснее. Кого называют мастером?

Дети: Мастер-человек, который очень хорошо делает свое дело, вкладывая в него свое умение, старание, свою душу

Воспитатель: Да, велика наша страна – много городов, посёлков, деревень. В них живут добрые, красивые и талантливые люди. В народе с уважением о них говорят: «Мастера на все руки», «Мастера золотые руки». А вы знаете, откуда берутся искусные мастера?

Дети: Нет

Воспитатель: Тогда послушайте сказку.

II. Основная часть

Ребенок 1: Жила – была в одном селе девушка по имени Марья, и такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья – искусница.

Ребенок 2: Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее похитить в свое царство. Налетел, схватил Марью – искусницу и понес ее Кощей в свое царство. А Марья – искусница превратилась в красивую Жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки, которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

Фото «Вслед за пером Жар-птицы»

Воспитатель: Одно перышко упало в подмосковной деревушке, где самое синее небо и самые белые облака. И появились там мастера на все руки. Как называется эта деревенька?

Дети: Гжель

Воспитатель: Какие изделия делают гжельские мастера?

Дети: Гжельские мастера делают посуду, сувениры, подсвечники, часы, фигурки людей и животных.

Воспитатель: Посмотрите еще раз на эту красоту и попробуйте прибавить к слову «гжель» ласковое слово. Гжель какая?

Дети: Сказочная, волшебная, хрупкая, необыкновенная, нарядная, прекрасная, голубая и т. п.

Воспитатель: Гжель такая же прекрасная и необыкновенная, как и тот танец, который подготовили наши девочки.

Танец «Гжель»

Музейное занятие - фото

Воспитатель: Пролетела сказочная птица и над Сергиевым Посадом. И стал он знаменит на весь мир. Что же мастера делали?

Дети: Матрешки

Воспитатель: И так понравились матрешки людям, что стали их делать и в других городах. Даже в Воронеже есть своя матрешка. Чем она отличается от других матрешек?

Дети: Формой (в виде яйца) и росписью («одета» наша матрешка точно так же, как много лет назад одевались женщины в Воронежской губернии)

Воспитатель: Да, наша Воронежская матрешка не похожа ни на одну матрешку.

Ребята, вы дома с мамами, папами заполняли наш альбом «Русские матрешки». У каждого появилась своя страничка. Все они очень яркие и интересные. Но здесь остались еще не заполненные странички. Если кто-то из вас придумает свою неповторимую матрешку, нарисуйте ее и потом расскажите о ней.

Фото №1 Задачи Формировать у детей представления о народном искусстве воспитывать интерес к русскому народному творчеству к народным традициям вызвать эмоциональный отклик

Матрешки такие яркие, красочные, так и зовут нас с ними поиграть.

Игра «собери матрешку». На столе вперемешку расставляются 3-4 «семейки» матрешек (по 4-5 матрешек в каждой). Дети собирают каждый свою «семейку», вставляя матрешки друг в дружку. Кто быстрее соберёт. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Пролетела Жар-птица и над селом Хохлома и туда полетело ее волшебное перышко. Чем потом это село прославилось?

Дети: В этом селе делали деревянную посуду и расписывали особой росписью.

Воспитатель: Какие главные элементы росписи использовали хохломские мастера?

Дети: ягодка, листок, травка, веточка

Воспитатель: Скажите, что нужно, чтобы создать такую красоту

Дети: Старание, умение, мастерство.

Воспитатель: Недаром говорится, что дело мастера боится. Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о мастерах, труде.

Дети:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Поспешишь - людей насмешишь

Семь раз отмерь, один - отрежь

Труд кормит, а лень портит

Кончил дело - гуляй смело

За всякое дело берись смело

Делали наспех и сделали на смех.

Меньше слов, да больше дела

Тяжко тому жить, кто от работы бежит

Кто много говорит, тот мало делает

Без труда не вынешь и рыбку из пруда

Делу время, а потехе час

Труд даром не дается

Терпенье и труд все перетрут

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож

Маленькое дело лучше большого безделья

Воспитатель: Я тоже знаю одну поговорку: «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся». Посмотрите, здесь очень много деревянных расписных ложек. Раньше люди ели такими яркими, красивыми ложками. А сегодня мы с вами их используем по-другому. Мы создадим оркестр ложкарей и сыграем задорную веселую музыку.

Игра на ложках, трещотках, маракасах.

Фото №2 Закрепить представления детей о народных промыслах Гжель Дымковская игрушка Хохлома Матрешка

Воспитатель: Еще одно перышко упало в одном небольшом селе. И стали делать там мастера игрушки расписные. Ребята, послушайте стихотворение и скажите, что же это за село и какие там делали игрушки.

Ребенок:

Все игрушки не простые,

А волшебно - расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой. Казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Дети: Село называется Дымково. Там делали дымковские игрушки.

Воспитатель: Правильно. Более подробно о дымковских игрушках вам расскажут сегодня наши экскурсоводы Даша и Арина. А вы слушайте внимательно, и если возникнут у вас вопросы, зададите их экскурсоводам в конце рассказа.

1экскурсовод: Люди здесь нашли отличную красную глину, пригодную для керамического промысла. Глину собирали в теплое время года, смешивали ее с мелким речным песком. И потом долгими зимними вечерами при свете лучины, под звуки простой русской песни лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносок и всадников, коней и медведей, индюков и петухов. Готовую игрушку сушили и обжигали в печи, чтобы она стала твердой. Игрушка становилась красно-коричневого цвета.

Фото №3 Развивать желание создавать декоративные композиции по мотивам народных росписей

2 экскурсовод: Чтобы игрушка стала белой, ее окунали в раствор молока с мелом. Игрушку снова сушили. Затем игрушку украшали, расписывали. Узоры незатейливые: кружочки, полосочки, точки, но у каждого мастера получалась своя неповторимая роспись. Потом игрушки покрывали взбитым яичным белком, чтобы блестели и снова сушили. Вот теперь игрушка готова. Она получалась сказочная, веселая.

Фото №4 Воспитывать умение внимательно слушать воспитатели и детей экскурсоводов отвечать на заданные вопросы самому задавать вопросы

Воспитатель: Давайте поблагодарим экскурсоводов за интересный рассказ. У вас есть вопросы?

Вопросы детей экскурсоводам: Что обозначают узоры на игрушках?

Какие первые игрушки делали мастера? (если этот вопрос дети не зададут, задает сам воспитатель).

Воспитатель: А вы знаете, существует легенда о том, что однажды свистульки спасли город Вятку от врагов? А вот как это произошло, попытайтесь сами узнать. Где можно найти ответ на этот вопрос?

Дети: В энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых.

III Итог занятия

Воспитатель: До сих пор летает Жар-птица по белу свету, и появляются на Руси новые народные промыслы, новые мастера. О них мы тоже узнаем много интересного. Ваши мамы и папы, бабушки и дедушки тоже могут делать полезные, красивые вещи. Значит, они тоже мастера в своем деле, и о них можно сказать «мастера - золотые руки». Да и вы, когда вкладываете в поделку старание, умение, желание, тоже становитесь мастером. Я предлагаю в нашем музее открыть новую экспозицию «Умелые руки», где будем выставлять изделия, сделанные вашими руками и руками ваших родителей. И я в эту экспозицию уже принесла первый экспонат. Это деревянная шкатулка, украшенная резьбой по дереву. Но она не пустая, чтобы вы нашу экскурсию запомнили, я вам еще кое-что принесла (открываю шкатулку, а там заготовки дымковских игрушек, матрешек, гжельских изделий, хохломской посуды из белой плотной бумаги). Выберите заготовку, которая вам больше всего понравилась, и распишите ее как настоящие мастера (эта работа проводится с детьми в рамках кружковой работы во вторую половину дня). А сейчас можете подойти поближе и рассмотреть экспонаты в нашем музее.

Публикации по теме:

Проект «Декоративно-прикладное искусство в детском саду» (средняя группа)Проект «Декоративно-прикладное искусство в детском саду» (средняя группа) Проект на тему «Декоративно - прикладное искусство детям» Составила: воспитатель Петрова Елена Владимировна Тема: «Декоративно.

Конспект НОД по приобщению детей к истокам народного искусства «Диво дивное, чудо чудное» Программные задачи: приобщать детей к истокам народного искусства, формировать у детей представления о народном искусстве в детском саду,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейное занятие «Вслед за пером Жар-птицы»
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 21:08
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД