Музейное занятие «Вслед за пером Жар-птицы»

Наталия Решетникова
Музейное занятие «Вслед за пером Жар-птицы»

Задачи:

• Формировать у детей представления о народном искусстве, воспитывать интерес к русскому народному творчеству, к народным традициям, вызвать эмоциональный отклик.

• Закрепить представления детей о народных промыслах («Гжель», «Дымковская игрушка», «Хохлома», «Матрешка»).

• Развивать желание создавать декоративные композиции по мотивам народных росписей.

• Воспитывать умение внимательно слушать воспитатели и детей-экскурсоводов, отвечать на заданные вопросы, самому задавать вопросы. Воспитывать уважительное отношение к людям-мастерам своего дела.

• Подвести детей к созданию в мини-музее группы «Город мастеров» новой экспозиции «Умелые руки».

Предварительная работа:

• Создание и оснащение (совместно с детьми и родителями) мини-музея «Город мастеров» в группе;

• Совместная деятельность детей с воспитателем и родителями по изготовлению экспонатов для мини-музея «Город мастеров»;

• Знакомство с народными промыслами и их историей появления

• Разучивание с детьми игры на ложках, трещотках, маракасах

• Разучивание танца «Гжель»

• Индивидуальная работа по подготовке детей-экскурсоводов, разучиванию стихотворения, сказки о Жар-птице

• Разучивание пословиц и поговорок о труде, мастерах своего дела

Демонстрационный материал:

• Экспонаты мини-музея «Город мастеров»

• Карточки «Этапы изготовления дымковской игрушки»

• Перья павлина

Раздаточный материал:

• Заготовки дымковских игрушек, матрешек, гжельских изделий, хохломской посуды из белой плотной бумаги

Оборудование:

• Магнитофон

• Запись народной музыки

• Музыкальные инструменты: маракасы, трещотки, деревянные ложки

• Костюмы для танца «Гжель»

Методы и приёмы:

• Актуализация знаний детей

• Использование технологии музейной педагогики

• Рассматривание предметов, расписанных народными росписями

• Ответы на вопросы

Словарная работа:

Хохломская, Дымковская, Гжельская росписи; фон; узор; мастера

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Воспитатель и дети подходят к мини-музею «Город мастеров».

Музейное занятие «Вслед за пером Жар-птицы»

Воспитатель:

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Куда мы с вами попали?

Дети: В музей народных промыслов

Воспитатель: Что относится к народным промыслам?

Дети: Изделия, созданные мастерами и имеющие практическое применение в быту.

Воспитатель: Правильно. Польза и красота всегда должны идти рядом, тогда и жизнь человека станет интереснее. Кого называют мастером?

Дети: Мастер-человек, который очень хорошо делает свое дело, вкладывая в него свое умение, старание, свою душу

Воспитатель: Да, велика наша страна – много городов, посёлков, деревень. В них живут добрые, красивые и талантливые люди. В народе с уважением о них говорят: «Мастера на все руки», «Мастера золотые руки». А вы знаете, откуда берутся искусные мастера?

Дети: Нет

Воспитатель: Тогда послушайте сказку.

II. Основная часть

Ребенок 1: Жила – была в одном селе девушка по имени Марья, и такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья – искусница.

Ребенок 2: Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее похитить в свое царство. Налетел, схватил Марью – искусницу и понес ее Кощей в свое царство. А Марья – искусница превратилась в красивую Жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки, которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

Воспитатель: Одно перышко упало в подмосковной деревушке, где самое синее небо и самые белые облака. И появились там мастера на все руки. Как называется эта деревенька?

Дети: Гжель

Воспитатель: Какие изделия делают гжельские мастера?

Дети: Гжельские мастера делают посуду, сувениры, подсвечники, часы, фигурки людей и животных.

Воспитатель: Посмотрите еще раз на эту красоту и попробуйте прибавить к слову «гжель» ласковое слово. Гжель какая?

Дети: Сказочная, волшебная, хрупкая, необыкновенная, нарядная, прекрасная, голубая и т. п.

Воспитатель: Гжель такая же прекрасная и необыкновенная, как и тот танец, который подготовили наши девочки.

Танец «Гжель»

Воспитатель: Пролетела сказочная птица и над Сергиевым Посадом. И стал он знаменит на весь мир. Что же мастера делали?

Дети: Матрешки

Воспитатель: И так понравились матрешки людям, что стали их делать и в других городах. Даже в Воронеже есть своя матрешка. Чем она отличается от других матрешек?

Дети: Формой (в виде яйца) и росписью («одета» наша матрешка точно так же, как много лет назад одевались женщины в Воронежской губернии)

Воспитатель: Да, наша Воронежская матрешка не похожа ни на одну матрешку.

Ребята, вы дома с мамами, папами заполняли наш альбом «Русские матрешки». У каждого появилась своя страничка. Все они очень яркие и интересные. Но здесь остались еще не заполненные странички. Если кто-то из вас придумает свою неповторимую матрешку, нарисуйте ее и потом расскажите о ней.

Матрешки такие яркие, красочные, так и зовут нас с ними поиграть.

Игра «собери матрешку». На столе вперемешку расставляются 3-4 «семейки» матрешек (по 4-5 матрешек в каждой). Дети собирают каждый свою «семейку», вставляя матрешки друг в дружку. Кто быстрее соберёт. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Пролетела Жар-птица и над селом Хохлома и туда полетело ее волшебное перышко. Чем потом это село прославилось?

Дети: В этом селе делали деревянную посуду и расписывали особой росписью.

Воспитатель: Какие главные элементы росписи использовали хохломские мастера?

Дети: ягодка, листок, травка, веточка

Воспитатель: Скажите, что нужно, чтобы создать такую красоту

Дети: Старание, умение, мастерство.

Воспитатель: Недаром говорится, что дело мастера боится. Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о мастерах, труде.

Дети:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Поспешишь - людей насмешишь

Семь раз отмерь, один - отрежь

Труд кормит, а лень портит

Кончил дело - гуляй смело

За всякое дело берись смело

Делали наспех и сделали на смех.

Меньше слов, да больше дела

Тяжко тому жить, кто от работы бежит

Кто много говорит, тот мало делает

Без труда не вынешь и рыбку из пруда

Делу время, а потехе час

Труд даром не дается

Терпенье и труд все перетрут

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож

Маленькое дело лучше большого безделья

Воспитатель: Я тоже знаю одну поговорку: «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся». Посмотрите, здесь очень много деревянных расписных ложек. Раньше люди ели такими яркими, красивыми ложками. А сегодня мы с вами их используем по-другому. Мы создадим оркестр ложкарей и сыграем задорную веселую музыку.

Игра на ложках, трещотках, маракасах.

Воспитатель: Еще одно перышко упало в одном небольшом селе. И стали делать там мастера игрушки расписные. Ребята, послушайте стихотворение и скажите, что же это за село и какие там делали игрушки.

Ребенок:

Все игрушки не простые,

А волшебно - расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой. Казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Дети: Село называется Дымково. Там делали дымковские игрушки.

Воспитатель: Правильно. Более подробно о дымковских игрушках вам расскажут сегодня наши экскурсоводы Даша и Арина. А вы слушайте внимательно, и если возникнут у вас вопросы, зададите их экскурсоводам в конце рассказа.

1экскурсовод: Люди здесь нашли отличную красную глину, пригодную для керамического промысла. Глину собирали в теплое время года, смешивали ее с мелким речным песком. И потом долгими зимними вечерами при свете лучины, под звуки простой русской песни лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносок и всадников, коней и медведей, индюков и петухов. Готовую игрушку сушили и обжигали в печи, чтобы она стала твердой. Игрушка становилась красно-коричневого цвета.

2 экскурсовод: Чтобы игрушка стала белой, ее окунали в раствор молока с мелом. Игрушку снова сушили. Затем игрушку украшали, расписывали. Узоры незатейливые: кружочки, полосочки, точки, но у каждого мастера получалась своя неповторимая роспись. Потом игрушки покрывали взбитым яичным белком, чтобы блестели и снова сушили. Вот теперь игрушка готова. Она получалась сказочная, веселая.

Воспитатель: Давайте поблагодарим экскурсоводов за интересный рассказ. У вас есть вопросы?

Вопросы детей экскурсоводам: Что обозначают узоры на игрушках?

Какие первые игрушки делали мастера? (если этот вопрос дети не зададут, задает сам воспитатель).

Воспитатель: А вы знаете, существует легенда о том, что однажды свистульки спасли город Вятку от врагов? А вот как это произошло, попытайтесь сами узнать. Где можно найти ответ на этот вопрос?

Дети: В энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых.

III Итог занятия

Воспитатель: До сих пор летает Жар-птица по белу свету, и появляются на Руси новые народные промыслы, новые мастера. О них мы тоже узнаем много интересного. Ваши мамы и папы, бабушки и дедушки тоже могут делать полезные, красивые вещи. Значит, они тоже мастера в своем деле, и о них можно сказать «мастера - золотые руки». Да и вы, когда вкладываете в поделку старание, умение, желание, тоже становитесь мастером. Я предлагаю в нашем музее открыть новую экспозицию «Умелые руки», где будем выставлять изделия, сделанные вашими руками и руками ваших родителей. И я в эту экспозицию уже принесла первый экспонат. Это деревянная шкатулка, украшенная резьбой по дереву. Но она не пустая, чтобы вы нашу экскурсию запомнили, я вам еще кое-что принесла (открываю шкатулку, а там заготовки дымковских игрушек, матрешек, гжельских изделий, хохломской посуды из белой плотной бумаги). Выберите заготовку, которая вам больше всего понравилась, и распишите ее как настоящие мастера (эта работа проводится с детьми в рамках кружковой работы во вторую половину дня). А сейчас можете подойти поближе и рассмотреть экспонаты в нашем музее.

Публикации по теме:

Проект «Декоративно-прикладное искусство в детском саду» (средняя группа)Проект «Декоративно-прикладное искусство в детском саду» (средняя группа) Проект на тему «Декоративно - прикладное искусство детям» Составила: воспитатель Петрова Елена Владимировна Тема: «Декоративно.

Конспект НОД по приобщению детей к истокам народного искусства «Диво дивное, чудо чудное» Программные задачи: приобщать детей к истокам народного искусства, формировать у детей представления о народном искусстве в детском саду,.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Научная лаборатория
  • Птицы
Автор публикации:
Музейное занятие «Вслед за пером Жар-птицы»
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 21:08
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...