Папки-передвижки

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему «Музыка чувашских композиторов»

Светлана Васильева
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему «Музыка чувашских композиторов»

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему

«Музыка чувашских композиторов»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Введение ребенка в родную культуру, приобщение его к основополагающим ценностям национального искусства, являющегося базисом национального развития.

Публикация «Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему „Музыка чувашских композиторов“» размещена в разделах

2. Продолжить знакомить детей с творчеством выдающихся деятелей Чувашской культуры – Г. Хирбю, Ф. Лукиным, В. Воробьевым, Н. Казаковым.

3. Ознакомить детей с творчеством чувашского композитора Николая Казакова,

В. Салиховой.

Развивающие задачи:

Восприятие музыки:

1. Познакомить детей с творчеством современного чувашского композитора Николая Казакова.

2. Вызвать эмоциональный отклик на музыку изобразительного характера, развивать умение высказываться об эмоционально – образном характере музыки.

Песня «Хелле» ("Зима"). Музыка Николая Казакова, слова В. Давыдова-Анатри

Пение:

Эмоционально воспринимать музыку, ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения.

Узнавать автора, уметь назвать его произведения, разученные ранее.

Петь выразительно, свободно, протяжно, легким звуком в диапазоне ре 1- ре 2

Чисто интонировать мелодию.

Музыкальное приветствие «Ыра кун»

Песни: «Куккук», «Пукане», Г. Хирбю

Песни «Мен тума?», «Параппан», Ф. Лукина.

Песня «Митюк тухре урама» В. Воробьева.

Песня «Сырмари концерт» В Салиховой.

Музыкально – ритмическая деятельность:

Выразительно и ритмично двигаться под музыку хороводным шагом. Самостоятельно менять направление движения: ходить змейкой, проходить в «воротики» в разных направлениях. Уверенно двигаться в парах, самостоятельно выполнять различного вида перестроения.

Танцевальная композиция и хоровод «Печек сес путене» Г. Хирбю

Танцевальная композиция «Таша кевви» Ф. Лукина.

Чувашский народный танец.

Игра на музыкальных инструментах:

Ритмично играть на деревянных ложках различными способами, менять движения в зависимости от музыкального сопровождения. Следить за осанкой.

Музыкально – ритмическая композиция «Веселые ложкари».

Воспитательные задачи:

1. Обогащение духовного мира ребенка посредством приобщения к ценностям чувашской культуры.

2. Воспитание интереса детей к культуре чувашского народа, формирование начал национального самосознания.

Ход занятия:

Танцевальная композиция «Печек сес путене»

Дети стоят в кругу.

Музыкальное приветствие «Ыра кун» ("Добрый день")

Музыкальный руководитель /поет/: Ыра кун, ачасем!

Дети: Ыра кун!

Музыкальный руководитель: А теперь поздороваемся с гостями.

Дети: Ыра кун пултар, хакла ханасем!

Гости: Ыра кун!

Музыкальный руководитель: Ребята, под мелодию какой песни вы вошли в зал?

Дети: «Печек сес путене»

Воспитатель: А что означает понятие «Печек сес путене»?

Дети: Маленькая перепелочка.

Музыкальный руководитель: А какое настроение у этой песни?

Дети: Спокойное, нежное, ласковое, доброе, протяжное.

Музыкальный руководитель: А значит, как вы будете ее исполнять?

Дети: Нежно, ласково, легко, напевно, протяжно, спокойно, плавно.

Музыкальный руководитель: Постарайтесь. Кто у нас будет перепелочкой?

Дети называют имя ребенка, тот выходит в круг.

Хоровод «Печек сес путене». Г. Хирбю

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ачасем! Эсир паян теленмелле хитре.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы сегодня необыкновенно красивые. И не случайно вы пришли в музыкальный зал в нарядных чувашских костюмах. Мы сегодня познакомимся с детскими музыкальными произведениями чувашских композиторов. Ребята, я хочу показать вам портрет композитора, который написал музыку к песне «Печек сес путене». На экране портрет Н. Казакова.

Музыкальный руководитель: Дети, знаком вам этот композитор?

Дети: Это - Николай Казаков

Музыкальный руководитель:– Н. Казаков - один из выдающихся композиторов Чувашии. Его музыка яркая, искренняя, задушевная, мелодичная, трогает за душу. Под его музыку можно задорно плясать, плавно, неторопливо водить хороводы, она проникает в самое сердце и ….не отпускает.

Н. Казаков рано научился играть на гармонике и очень любил петь чувашские народные песни. Всю свою любовь к Родине вложил композитор в свои произведения.

Воспитатель: Ребята, какие детские песни Н. Казакова вы знаете?

Дети: «Хелле», «Хел илеме». ("Зима", "Зимняя краса".)

Музыкальный руководитель: Ачасем, хел хасан ситет? (Когда наступает зима)

Воспитатель: Малтан херачасем юрлама пуслассе. Сначала девочки поют. Кайран - арсын ачасем. (Потом - мальчики.)

Песня «Куккук». Г. Хирбю.

Девочки /поют/ Куккук!

Мальчики /поют/ Куккук!

Вместе /поют/ Аватать куккук!

Воспитатель (с куклой в руках): Менле хитре пукане! (Какая красивая кукла)

Музыкальный руководитель: Ребята, а что означает слово «пукане»?

Дети: Пукане – это кукла.

Музыкальный руководитель: Правильно. Споем для нашей куколки песню «Пукане».

Пукане, пукане, песню для тебя поем. Пукане, пукане, песню о тебе поем

Песня: «Пукане» Г. Хирбю.

Музыкальный руководитель: Григорий Яковлевич Хирбю, а затем и Николай Казаков, написали много музыки и для детей, и для взрослых. Опера «Нарспи» - одна из первых чувашских опер, которая стала классикой чувашской национальной музыки.

На экране изображение Нарспи.

Музыкальный руководитель. Нарспи - это имя девушки- героини одноименной поэмы Константина Иванова, по сюжету которой и написана опера.

Его музыкальная комедия «Кай, кай, Ивана» ("Выйди за Ивана") вошла в золотой фонд чувашской музыки. Она не сходит с афиш театра и собирает полные залы зрителей.

Звучит фрагмент хора «Кай, Кай, Ивана».

На экране изображение Чувашского академического драматического театра.

Музыкальный руководитель. С каждым годом цветет, хорошеет и молодеет наша Чувашия. На земле ста тысяч песен рождаются и прославляют свою Родину молодые чувашские композиторы. Николай Казаков - известный композитор. Его музыку знают, узнают.

На экране портрет Н. Казакова.

Он любит писать для детей. И сегодня представляю вашему вниманию его мюзикл «Нарспи». На экране изображение Нарспи.

Музыкальный руководитель. Постарайтесь почувствовать настроение музыки. Подумайте, почему она так называется?

Звучит музыка из мюзикла «Нарспи» Н. Казакова.

Музыкальный руководитель. Дети, какое настроение вызвала у вас эта музыка? Дети отвечают.

Музыкальный руководитель. Музыка веселая, радостная, задорная, шутливая, игривая, танцевальная.

Воспитатель. А почему такое название у этой музыки?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель. Я предлагаю услышать, как музыка чувства Нарспи и Сетнера. Чтобы вам было легче, вспомните поэму К. В. Иванова «Нарспи». Какие по характеру в ней Нарспи и Сетнер? Звучит фрагмент мюзикла.

Музыкальный руководитель. Какой мы видим в музыке Нарспи?

Дети: Она нежная, легкая, живая, красивая, серьезная.

Звучит фрагмент темы Тахтамана.

Воспитатель. А каков же Тахтаман?

Дети. Серьезный, сдержанный, строгий, недовольный.

Воспитатель. Правильно. И музыка изображает именно такого человека.

Звучит фрагмент мюзикла «Дуэт Нарспи и Сетнера».

Музыкальный руководитель. Вот мы и познакомились с видеоклипом мюзикла

Н. Казакова «Нарспи». Надеюсь, знакомство было приятным. Предлагаю закончить песней, вглядитесь в слова, они – на мультимедийной доске.

Музыка звучит целиком. Разучивание 1 куплета.

На экране портрет Ф. Лукина.

Музыкальный руководитель. Это Филипп Миронович Лукин – выдающийся композитор Чувашии, хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Он написал много серьезной музыки. А сколько песен подарил композитор детям! А какие его детские песни вы знаете?

Дети. «Параппан», «Мен тума», «Таша кевви».

Дети встают в круг.

Воспитатель. Ачасем! Алли кирле мен тума?

Дети. Тере терлеме! Песня «Мен тума?» Ф. Лукина.

Воспитатель одевает барабан мальчику и говорит:

Вот Данилке барабан! Ты, Данилка, барабань! Песня «Параппан» Ф. Лукина. ("Барабан".)

Воспитатель. Хал эпир «Таша кевви» юрлатпар, ташлатпар.

Музыкальный руководитель. У окошка девочки-красавицы стоят!

Девочки на мальчиков устремили взгляд! Песня «Таша кевви» Ф. Лукина.

На экране портрет В. Воробьева.

Музыкальный руководитель. На экране еще один чувашский композитор – Василий Петрович Воробьев. Это он написал любимую нашу песню «Митюк тухре урама».

Воспитатель. Ачасем! Митюк тухре урама! Мальчик выходит в середину зала.

Песня «Митюк тухре урама» В. Воробьева.

На экране портрет В. Салиховой.

Музыкальный руководитель. Валентина Салихова – детский композитор. Она прислала нам музыкальную загадку.

Дети отгадывают мелодию песни «Сырмари концерт» ("Овражный концерт", исполненную на фортепиано.

Воспитатель. Оказывается, Валентина Салихова написала эту песню! Все это вы знаете.

Ребенок. На лугу, в пруду, на речке ква-ква-ква, да ква-ква-ква!

В зеленых фраках музыканты, начинается игра!

Песня «Сырмари концерт» В. Салиховой.

Воспитатель с коробом в руках: А ну-ка, давайте поиграем на ложках, повеселимся немножко! Дети встают полукругом. Воспитатель раздает детям по 2 ложки. Музыкально-ритмическая композиция «Веселые ложкари».

Воспитатель. Утром солнышко проснулось, Нашим ложкам улыбнулось!

Встали и ложки – подружки, посмотрели друг на друга и поздоровались. Сыва-и, ачасем!

("Здравствуйте, ребята!")

Руки с ложками поднимаются вверх и опускаются перед грудью. Частые удары ложка о ложку под чувашскую народную мелодию «Кай, кай, Ивана».

Воспитатель. Завтракать теперь пойдем И блиночков напечем!

Удар ложка о ложку с поворотом вниз то правую, то левую (выпуклой стороной) под чувашскую народную мелодию «Тункки-тункки» ("Бум, бум!").

Воспитатель. Пошли гулять-смеяться да на качелях кататься!

Опускают руки с ложками вниз, часто ударяя друг о друга, поднимают вверх (повтор 2 раза) под чувашскую народную мелодию «Линкка-линкка».

Воспитатель. А сейчас, мои ребятки, поиграем с вами в прятки!

Удар ложка о ложку перед собой 1 раз(«вот мы»). Затем прячут ложки за спину под чувашскую народную мелодию «Пирен урам анаталла» ("Подгорная улица").

Воспитатель. А теперь поднимем ложки и подружимся немножко!

Подняв руки с ложками вверх, кружатся на месте вокруг себя под чувашскую народную мелодию «Семерт сески суралать» ("Зацвела черемуха").

Воспитатель. Закружились и упали

И по полу застучали!

Дети присаживаются на корточки хаотично стучат ложками об пол под чувашскую народную мелодию «Ачасен ташши» ("Детская пляска").

Воспитатель. Солнце за гору зашло, ложкам спать пора давно!

Баюкают ложки под чувашскую народную мелодию «Сапка юрри» ("Колыбельная")

Федора Павлова.

Тихонечко складывают ложки в короб. На экране чувашский национальный костюм.

Музыкальный руководитель. Композиторы Чувашии писали, пишут и будут писать свои неповторимые, как наша Чувашия, произведения, но народная музыка – музыка, написанная народом всегда с нами в печалях и в радости.

Ребенок. Расступись, народ. То идет не хоровод!

Пары так и рвутся в пляс, потанцуем мы для вас!

Чувашский парный танец.

Музыкальный руководитель. Дети, мы познакомились с выдающимися чувашскими композиторами и их детскими произведениями. Вот такие красивые книжечки с чувашскими композиторами я подарю каждому из вас. А мы попрощаемся с гостями.

Дети. До свидания! Сыва пулар!

Под спокойную музыку дети выходят из зала.

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия с детьми подготовительной к школе группы «Музыка весны» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Вместе весело играть!» Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной группе Ноябрь Занятие №1тема: «Вместе весело играть!».

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе .

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ «Ритмы и музыка осени» Конспект музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ «Ритмы и музыка осени» Составила : музыкальный работник МАДОУ №111 Дедуль Алена.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе по сказкам А. С. Пушкина Конспект музыкального занятия в подготовительной группе по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки». Дети входят в зал, исполняют.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Мир музыки чудесной» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка»). Подготовительная к школе группа. Цель: способствовать развитию.

Конспект музыкального занятия в старшей группе Слушание музыки С. Прокофьева «Утро» (из сборника «Детская музыка») Конспект музыкального занятия в старшей группе (направлено на формирование основ музыкальной культуры дошкольников) Слушание музыки С.

Конспект музыкального занятия средней группы на тему «Детский оркестр» Цель занятия: Формирование навык выразительного использования «деревянных» звуков и соотношения образа и исполнительских приемов. Задачи.

Конспект занятия «Образ матери в искусстве художников, поэтов и композиторов» Конспект Тема: «Образ матери в искусстве художников, поэтов и композиторов» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие по сказочной стране» Цель: Развитие музыкальности детей средствами активного музыкального творчества Задачи Обучающие 1. Продолжать знакомить детей с классической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему «Музыка чувашских композиторов»
Опубликовано: 13 февраля 2018 в 22:58
+50Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД