Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющих ограниченнные возможности здоровья

Валентина Лукьянова
Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющих ограниченнные возможности здоровья

У детей, имеющих ограничения возможности здоровья с первых лет наблюдаются отклонения не только в психическом, но и в физическом развитии. Дети уже с первых месяцев жизни отстают от возрастной нормы в весе, росте. Позднее, чем их нормально развивающиеся сверстники, начинают удерживать голову, сидеть, ползать, ходить. Уже в период дошкольного детства у них часто встречаются нарушения осанки, искривления позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей. У некоторых детей задерживается процесс окостенения скелета. В дошкольном возрасте практически у всех детей наблюдаются симптомы поражения или недоразвития двигательного анализатора (синкинезии, нарушения в координации движений, гиперкинезы, гемипарезы).

Дети испытывают затруднения и выполнения более сложных видов движений. Наблюдается несогласованность движений рук и ног, движения совершаются с несоразмерным мышечным напряжением. Многие дети могут научиться прыгать на одной ноге, перепрыгивать с одного места на другое. Прыжки вызывают у таких детей чрезмерное напряжение и сосредоточенность.

В начале пребывания в детском саду дети также испытывают затруднения в движениях и действиях. Из – за несформированности речи и пространственных ориентировок в работе с ними нецелесообразно использовать словесную инструкцию самостоятельно, а лишь в сочетании с показом или совместными действиями. Нередко встречаются ситуации, когда ребёнок спонтанно может воспроизвести цепочку действий, но самостоятельно по слову повторить их не может, запутываясь в направлениях движения: вниз, вверх, вправо, влево и так далее.

У детей не сформирован самоконтроль. Они не замечают неправильного выполнения действий, поэтому необходимо помочь им и путём совместных действий формировать правильный двигательный образ, который в дальнейшем закрепляется. У дошкольников наблюдается выраженная недостаточность статической координации, испытывают большие затруднен6ия в принятии определённой позы, не могут выдержать её более 1-2 секунд.

Особенности моторного развития ребёнка определяют успешность овладения им основными видами деятельности, характерными для дошкольников: самообслуживания, предметной деятельности, игры, рисования и так далее.

Важное значение в процессе воспитания детей в дошкольных учреждениях имеет работа, направленная на укрепление их здоровья, физическое развитие и совершенствование моторных функций. Вся работа проводится в различных формах: физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебная физкультура, закаливание, осуществляемые медицинским персоналом учреждения, обеспечивают условия эффективного проведения системы специальных физкультурных и музыкальных мероприятий, а также других форм, входящих в педагогическое направление работы с детьми с отклонениями в развитии.

Основными задачами физкультурной работой является стимуляция физического развития и преодоление имеющихся у него нарушений двигательных функций.

Огромное значение в работе с такими детьми имеет индивидуальный подход.

В процессе использования всех форм учитываются особенности двигательных нарушений, поскольку у детей одного возраста уровень развития моторики может быть различным. Важным является также учёт особенностей психического развития ребёнка, и, в частности, его познавательных процессов, внимания, речи, личностных качеств (самостоятельности, инициативности, активности).

Высокой эффективности работы по физической воспитанию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья способствует эмоциональная насыщенность всех проводимых мероприятий с детьми. Если ребёнок испытывает удовольствие и радость от физических упражнений, то у него появляется желание снова участвовать в них, а затем и самостоятельно их выполнять. Организованная игровая деятельность способствует устранению замкнутости, застенчивости. Ребёнок раскрепощается, становится более свободным в выражении своих эмоций. Особенно дети эмоционально отзывчивы на музыку. Музыка повышает их эмоциональный тонус, создаёт у них бодрое, радостное настроение. Во время прослушивания музыки у детей возник4ают желания двигаться. Песни и музыку целесообразно использовать в работе, они задают темп и ритм движения, в продуктивной деятельности – как момент предваряющий или завершающий работу, на индивидуальных коррекционных занятий со специалистами для снятия напряжения, предупреждения переутомления (приложение 1).

Чем разнообразнее формы работы с такими детьми, тем успешнее преодолевать отклонения в его физическом и психическом развитии. Очень важно научить наших детей эмоциональным проявлениям, умению правильно выразить свои чувства при помощи мышц лица, пантомимики, понимать эмоции другого человека и адекватно реагировать на них.

Музыка позволяет создавать яркие образы. Ребёнка нужно научить вслушиваться, сравнивать и оценивать доступные его пониманию му3зыкальные образы. Привлекая внимание к жестам, осанке, позе, мимике, нужно научить дошкольников, которые имеют ограничения возможности здоровья сопереживать чувствам и мыслям, выраженным в музыкальных произведениях.

Создание образов – процесс очень сложный. Он предполагает «изменение ребёнком самого себя», управление многими произвольными актами, отвлечение от реальности. Поэтому лишь научившись целенаправленно сочетать мимику, позу, жесты, движение тела и голос, дошкольник имеющих отклонения в развитии сможет создавать игровые образы знакомых ему животных, людей и так далее, находящихся в различных эмоциональных состояниях.

В процессе коррекционных музыкально-игровых мероприятий осуществляется закрепление представлений детей об окружающем мире, развитие внимания, памяти, речи, мышления. Чтобы научить детей дошкольного возраста, которые имеют отклонения в развитии, научить создавать какие-либо образы, необходимо решить целый ряд задач:

- научить его выражать основные эмоции.

- Научить ощущать себя, свои мышцы, своё тело, а затем и управлять каждой группой мышц (рук, туловище, ног, пясти, шеи и лица) отдельно и согласованно.

Обучение начинать надо с самых простых эмоций и состояний, которые ребёнок может наблюдать в реальной жизни, например, «собачка принюхивается», «котёнок мяукает», «любопытная лисичка» и так далее, и которые можно выразить с помощью мышц лица. В данных упражнениях внимание детей особенно привлекается к какому-нибудь одному компоненту выразительности. Например, закрытые глаза, поднятые брови, движения носом и так далее.

Такие движения, как: «Вкусная конфета», «Как мы удивляемся», «Я устал», «Поссорились-помирились» формируют умения распознавать эмоциональное состояние другого человека.

- Научить управлять мышцами туловища и ног.

Можно использовать ходьбу на полупальцах – «как мышки», на внешней стороне стопы – «как медведь», друг за другом – как «змейка», «ручеек»; наклоны – «как деревья качаются», «насос»; присесть, закрыть лицо руками – «прячемся»; махи кистями. Руки согнуты в локтях – «уточка плывёт», различные имитационные движения – ходьба на лыжах, езда на коньках, санках; прыжки – «через канавки» или «ручеёк». Физическая нагрузка не должна быть большой.

- Научить управлять мышцами рук. Здесь происходит формирование жеста. Которое начинается с самых простых упражнений типа: «Это я!», «Это моё!», «Тише!», «Уходи!», «Иди ко мне!». Овладение жестом имеет особое значение для неговорящих дошкольников, поскольку помогает им адаптироваться в группе, наладить контакт с другими детьми и взрослыми.

- Научить управлять мышцами пясти. Большую роль в этой работе играет пальчиковая гимнастика. Она широко используется в повседневной жизни детей в детском саду.

- Научить выполнять движения под музыку, развивая и совершенствуя чувство ритма. Обучение начинается с простых упражнений типа: барабаны стучат «Бам -бам», капельки капают «кап-кап», часы ходят «тик-так», шаги «топ-топ».

- Научить детей мягкой голосоподаче, регуляции силы голоса, ознакомить со звуковысотным строем языка.

Не менее важной задачей, которая решается в процессе коррекционных музыкально-игровых мероприятий, является развитие общения детей друг с другом и со взрослыми. Снятие эмоционального напряжения, формирование способов самовыражения.

Средства музыкальной терапии, элементарной арттерапии позволяют научить ребёнка выражать свои эмоциональные состояния.

Коррекционные музыкально-игровые мероприятия способствуют развитию двигательных функций у детей, так как в такие мероприятия включены игры и упражнения, которые способствуют развитию координации движений, их точности, зрительно-двигательной координации.

Каждое проводимое мероприятие должно приносить ребёнку удовольствие и радость. Оно не должно вызывать у детей состояние утомления. Необходимо чередовать сочетание интенсивных упражнений большой активности, со спокойными играми и упражнениями. Обязательным элементом каждого мероприятия должны быть упражнения на развитие дыхания и релаксационные упражнения типа: «Красивый цветок», «Ёжик свернулся» и так далее.

Проводимые мероприятия должны обязательно включать такие элементы:

- пальчиковая гимнастика;

- упражнения на релаксацию;

- дыхательные упражнения;

- упражнения на зрительно-двигательную координацию;

- упражнения, направленные на обучение эмоциям;

- пение с движением, драматизация с пением, хоровод;

- игру и упражнения, направленные на закрепление знаний об окружающем;

- развитие чувства ритма.

Такие коррекционные музыкально-игровые мероприятия должны проводить специалисты детского сада. Только тесное взаимодействие педагогов, специалистов и родителей позволит помочь каждому ребёнку, прийти на помощь каждому ребёнку и помочь решить возникшие проблемы в его развитии.

Приложение 1

Примерное коррекционно- игровое мероприятие на тему: «Весна»

Познание:

Уточнить и закрепить признаки весны.

Коммуникация: Умение общаться посредством музыки.

Физическая культура:

Продолжать совершенствовать общие двигательные навыки. Совершенствовать переключаемость с одного вида деятельности на другой. Развивать мелкую моторику.

Музыка:

Совершенствовать эмоциональную адекватность и танцевальные движения.

Материал: зал украшен весенними пейзажами, ваза с ветками берёзы, обручи, искусственные цветы, муляжи инструментов.

Ход:

- Дети, я приглашаю вас в путешествие на самолёте.

Дети под музыку «Самолёты» выполняют упражнение «Самолёт»:

Дети присаживаются на одно колено, изображая самолёты на аэродроме, затем «заводят мотор», вращая согнутыми в локтях руками один кулачок вокруг другого.

-Вот мы и прилетели на поляну.

- На чём мы с вами летели? Как заводили мотор?

- Посмотрите, как здесь красиво! Давайте споём песенку и выполним движения:

Пение с движением: «На полянке»

Становится весною тепло, тепло Дети взявшись за руки, идут по кругу

У леса на опушке светло, светло,

Мелодия синички звучит, звучит. Имитируется игра на скрипке.

А дятел барабанит, стучит, стучит. Имитируется игра на барабане.

Щегол на тонкой ветке поёт, поёт, Имитируем игру на дудочке.

Воробышек на танец зовёт, зовёт. Кистями рук «маним» к себе.

Где вырос на полянке цветок, цветок. Присесть, руки опущены к полу,

взмах, поднять руки над головой, встать.

Там воробьи танцуют: Руки на пояс, подскоки на двух ногах

Прыг-скок, прыг-скок. на одном месте.

Светит солнце, греет землю, обогревает всех. Растаял снег, и потекли ручьи.

- Ребята, возьмите друг друга за руки и пойдём «змейкой» по залу, обегая все препятствия, - «ручеёк течёт».

-Звонко капает капель (дети поют песню «Капельки» и выполняют движения)

Песня «Капельки»

Дождик льёт на улице, Руки перед грудью, взмахи кистями – «капельки».

Мне нельзя гулять. Погрозили пальчиком.

И решил я капельки Руки перед грудью, взмахи кистями, как бы

На стекле считать. стряхивая капли с ладоней.

Капельки, капельки, «Считаем» слева направо перед собой

… три, четыре, пять указательным пальчиком.

Капельки, капельки, Движения те же

Мне не сосчитать.

Я закрыл окошко Круговые движения правой рукой перед собой -

И протёр стекло. «протираем стекло».

Но опять их много, «Стряхиваем» капельки с ладоней.

Много натекло.

Капельки, капельки «Считаем» капельки, указательный жест.

… три, четыре, пять.

Капельки, капельки Движения те же.

Мне не сосчитать.

- Растаяли сосульки – релаксация «Сосулька» (музыка Д. Шостаковича «Сентиментальный вальс».

Дети соединяют руки в замок и поднимают над головой. Напрячь мышцы тела, рук, лица (сосулька ледяная, крепкая).

Выглянуло солнышко, сосулька стала таять. Разъединить руки, расслабить мышцы, медленно опускать руки вниз, присесть, расслабляя мышцы спины, лица, ног.

- Появились большие лужи (разложить обручи по залу).

- Давайте по камушкам перепрыгнем лужи. Дети перепрыгивают с одной ноги на другую под музыку белорусской народной песни «Янка».

- А теперь надевайте резиновые сапоги (имитация движений, пойдёмте гулять по лужам.

– Психогимнастика: выражение радости, удовольствия. Дети действуют по показу воспитателя. Дети встают в центр обруча (у каждого ребёнка свой) – это «лужа».

Под украинский народный танец «Ой, лопнул обруч» дети топают ногами.

- В лесу появились первые цветы.

- Как они называются?

- Выполнение упражнение: «Подснежник раскрылся» (музыка Р. Паульса «Бабочки на снегу»).

- А вот и птицы прилетели. Каких птиц вы знаете?

- Выполнение упражнения под музыку А. Грибоедова «Вальс».

- Давайте построим птицам дом.

- Как он называется?

- Какие инструменты нам нужны?

- Выполняется упражнение «Строим дом для птиц».

- Хорошо в лесу весной, но пора домой отправляться.

- Повторяется упражнение «Самолёты».

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Лучики солнца»Дидактическая игра «Лучики солнца» Дидактическая игра «Лучики солнца» Одним из необходимых условий полноценного развития ребёнка является правильное произношение всех речевых.

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющих ограниченнные возможности здоровья
Опубликовано: 11 мая 2013 в 18:35
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...