Музыка — волшебное лекарство!

Ольга Будинская
Музыка — волшебное лекарство!

Природа, создавая Человека, наделила его разными положительными качествами, навыками, умениями. Но постепенно стрессы, войны, междоусобицы, катаклизмы, изменили Человека, сделали его жестоким, эгоистичным, болезненным, утратившим некоторые нравственные качества личности. Особенно тяжело приходится детям. Ведь окружающий их мир, средства массовой информации, телевидение и даже любимые мультфильмы - все пронизано жестокостью, несущей в себе заряд агрессии и тревожности. Вследствие этого у детей нарушается нервная система, и они становятся раздражительными, замкнутыми, часто болеют. У них нарушается умственная активность. Дети начинают думать и говорить словами героев-мультяшек, подражать их жестокости. У многих современных детей слабо развито слуховое внимание и слуховая память, они не музыкальны, т. к. вокруг них с экранов телевизоров, из магнитофонов, радио звучат низкопробные шлягеры или тяжелый рок.

Статистика показывает, что идеально здоровых детей сейчас немного. Что делать в этой ситуации? Программа действий по реализации Концепции развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» (2010-2015гг.) представляет перечень мероприятий. Одно из них – внедрение здоровье сберегающих технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

На помощь пришла МУЗЫКА. Знатоки называют музыку двуликим Янусом, который и улыбается, и грозит, и убивает, и лечит.

Именно музыка способна подарить нам минуты чистейшей радости и настроить на позитив. Именно в дошкольный период ребенок становится чутким к красоте и искусству. А музыка — одно из ярких средств искусства. И чем раньше она войдет в жизнь ребенка, тем глубже и прочнее займет место в его душе.

Музыка не только помогает полнее раскрыть способности ребенка, но и развивает слух, чувство ритма, учит его правильно воспринимать язык музыкальных образов, активизировать умственную деятельность и прививает нравственные качества личности, креативность, повышает жизненный тонус.

Ученым разных стран удалось на основе специально проведенных исследований выявить положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Установлено, что при музыкальном стимулировании в головном мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов — нервных клеток мозга. В древности врачи, философы, музыканты интуитивно пытались воздействовать на психоэмоциональное состояние человека, избавляя его от стрессов и даже от некоторых болезней. Недаром древние говорили: «Музыка лечит не только тело, но и душу!». Специалистами давно замечено, что большинство музыкальных ритмов согласуется с естественными ритмами организма — дыханием, сердечными сокращениями и особенно с биополем мозга. А поскольку все функции организма, так или иначе связаны с мозгом, то изменения, происходящие в нем, влияют на все физические процессы.

В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденный темперамент и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные мышечные движения.

И в наше время много говорят и пишут о целебных свойствах музыки.

Ученый-музыковед Кристофер Рюгер написал не совсем обычную книгу «Музыкальная аптека». Музыка для него и счастье, и страдания, и утешение, и лекарство. Слушать музыку нужно не сидя в кресле и не лежа на диване, пишет он, а воспринимать ее следует физически активно, сопровождая возникающие чувства определенной мимикой и движениями. «Можно танцевать, давая волю своим движениям, пытаясь звучать всем телом, каждой клеточкой».

Еще замечено, что очень важно не просто слушать музыку, но и петь про себя или вслух, тихо или громко — как захочет сердце и душа. Появляется термин музыкотерапия, как дополнительный стимул развития детей.

Наш Детский сад№153 ОАО «РЖД» работает по программе «Детство».

В музыкальном воспитании мы используем программу «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новосельцевой. Эта программа предусматривает возможность, кроме основной комплексной программы, использовать элективные.

Элективные программы это избирательные, программы, разработанные на единой концептуальной основе и являющиеся гармоничным продолжением основной программы.

Темы и цели элективных программ прописаны в основной программе. На одну из таких тем, «Музыка — волшебное лекарство», в детском саду разрабатывается элективная программа, а именно:

* разработан и внедрен перспективный план работы;

* продуманы методические приемы: музыкальные упражнения, игры, задания;

* подобраны специальные музыкальные произведения, которые используются в режимных моментах, на занятиях с учетом рекомендаций музыкотерапевтов;

* установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности;

* совместно с психологом и старшим воспитателем разработана методика диагностирования детей.

Мы постарались расширить рамки звучания музыки, и помимо музыкальных занятий музыка стала использоваться в различных режимных моментах детского сада.

Мы считаем, что гармоничное использование музыки в различных моментах жизни и деятельности ребенка оказывает положительное воздействие на его эмоциональное состояние, способствует в одних случаях концентрации внимания, активизации мыслительного процесса, а в других — расслаблению, снятию напряжения. Замечено, что любой материал лучше усваивается детьми, если в процессе обучения установить музыкальную паузу.

Хорошая музыка должна сопровождать ребенка в любой его деятельности, быть его постоянным другом, помощником и лекарем. От того, какую музыку будут слушать наши дети, будет зависеть, какими станут наши потомки.

Обязательным условием в музыкотерапии является то, что музыкальные произведения должны исполняться профессионалами. Фальшиво взятые ноты могут негативно повлиять на физическое тело. Выбор музыки огромен, и можно встать в тупик при выборе музыки для ребенка. Обязательно ли должна звучать только классическая музыка?

Подходить к этому нужно со всей серьезностью. Это может быть музыка классическая, народная, инструментальная, некоторые мюзиклы.

Слушая музыку, ребенок слышит не только звуки, но и мысли, желания композитора. Под влиянием музыки создается собственно творческое воображение, а через него меняется восприятие разных сторон жизни!

«Звук — это энергия. В зависимости от частоты звуковых колебаний, уровня громкости, ритма и гармонии, звук может воздействовать на человека положительно и отрицательно». Чем музыка менее ритмична и тише, тем она более полезна. Спокойные и лирические мелодии делают ребенка спокойным и тихим, а заводные и веселые - радостным, подвижным. Тяжелые ритмы пугают и беспокоят ребенка. Возбудимым, беспокойным детям полезны классические музыкальные произведения в медленном темпе — адажио, анданте.

Музыкальные произведения для детей должны быть художественными, мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Кроме того, они должны передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям. Соответственно программы по реализации Концепции развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД», используем современное техническое оборудование: пректор с экраном, микрофоны, музыкальные инструменты (К. Орфа)

Уменьшают чувство тревоги и неуверенности:

Шопен «Мазурка», «Прелюдия»;

Штраус «Вальсы»;

Рубинштейн «Мелодия».

Для общего успокоения и удовлетворения:

Бетховен «Симфония 6», часть2;

Брамс «Колыбельная»;

Шуберт «Аве Мария»;

Шопен «Ноктюрн соль-минор»;

Дебюсси «Свет луны»;

Штраус «Вальсы»;

Свиридов «Метель»;

Рубинштейн «Мелодия».

Уменьшает раздражительность, повышает чувства принадлежности

к прекрасному миру природы:

Бах «Конта» 2;

Бетховен «Лунная соната»;

Франк «Симфония ре-минор»;

Чайковский «Сентиментальный вальс».

Для поднятия жизненного тонуса:

Чайковский «Шестая симфония», частьЗ;

Лист «Венгерская рапсодия» 2;

Шопен «Прелюдия!», опус28.

Для уменьшения злобности:

Бах «Итальянский концерт»;

Гайдн «Симфония».

Нормализует работу мозга:

Григ Сюита «Пер Гюнт».

Способствует росту умственных способностей детей:

Музыка Моцарта.

Стимулирует интеллектуальную деятельность:

Музыка Бетховена и Штрауса.

Поднимает настроение:

Чайковский «Детский альбом».

Улучшает зрение:

музыка Моцарта.

Концентрирует внимание:

Чайковский, Дебюсси, Мендельсон.

При снижении сосредоточенности внимания:

Чайковский «Времена года»;

Дебюсси «Лунный свет»;

Шуман «Грезы».

Расслабляющее действие имеет «Баркарола» Чайковского.

Для поднятия аппетита у детей:

Чайковский «Вальс», «На тройке», «Подснежник»;

Вивальди «Весна»;

Моцарт, Гайдн.

Самой полезной для здоровья специалисты считают музыку Моцарта.

Очень полезно после прослушивания поговорить с ребенком, как он себя чувствует, что представляет, может ли изобразить прослушанную музыку.

Большую пользу для здоровья и настроения детей оказывает также звучание отдельных музыкальных инструментов. Из них можно выделить ОРГАН — лидера по воздействию на состояние человека. Из струнных инструментов, на первом месте — скрипка, а на последнем — гитара. Ритм гитары управляет ритмами сердца. Ударные инструменты воздействуют на грудную клетку. Басы контролируют брюшную полость. Очень полезно слушать колокольные звоны.

Но не только музыка, созданная человеком, имеет целебные свойства. Лечат и звуки природы, которые благоприятно воздействуют и на детей. Слушая музыку природы (звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, шум морского прибоя, шелест листвы и ветра) ребенок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается.

Используя музыку в качестве оздоровления детей, нужно всегда помнить основные принципы:

• Не напрягайтесь! Музыка помогает тогда, когда ее слушают!

• Не переборщите!

• Регулируйте громкость!

• Главное, чтобы нравилась!

• Слушая музыку, всегда представляйте, что она звучит только для вас!

Работа по созданию элективной программы «Музыка — волшебное лекарство» продолжается. И это очень интересный, познавательный и творческий процесс.

Публикации по теме:

Презентация педагогического проекта «Памятные места нашего города» Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных задач нашего времени, включающая в себя воспитание.

«Школа нравственности». Консультация для родителей С чего начинается усвоение ребенком норм нравственности? Прежде всего, с понимания и усвоения понятий, что такое хорошо и что такое плохо.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Музыка — волшебное лекарство!
Опубликовано: 19 декабря 2013 в 14:42
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...