МААМ-картинки

Консультатация для педагогов «Музыка, звучи всегда»

Инна Ипатова
Консультатация для педагогов «Музыка, звучи всегда»

Музыка -звучи Всегда

Современный этап социально-экономического развития характеризуется изменением роли образования в жизни каждого человека и всего российского общества. Образование обретает статус особого механизма общественного, культурного развития регионов, становится пространством личностного развития всех субъектов образовательного процесса, что детерминирует как изменение роли педагога в образовательном процессе, так и требований к уровню его профессиональной компетентности со стороны общества и государства.

Публикация «Консультатация для педагогов „Музыка, звучи всегда“» размещена в разделах

В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль доступности и качества дошкольного образования. Государство и образовательные учреждения объединяют усилия в направлении повышения качества предоставляемого образования. Предложенные федеральные государственные требования к реализации образовательных программ направленные не только на объединение усилий всех субъектов деятельности, в решении задач обеспечения качества дошкольного образования, но и на поиск оптимальных способов и средств его достижения.

Дошкольное образовательное учреждения предлагают свои способы, пересматривают подходы к деятельности, подбирают педагогические технологии, используют активные методы развития, воспитания и обучения.

В свете требований новой парадигмы образования главной задачей, по мнению Т. Громова и О. Быкова, является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это предполагает поиск новых форм и методов воспитания. Обновление содержания образования, в том числе использование наряду с традиционными методами развивающего воспитания и, в первую очередь, использования музыки.

Использование музыки в организации образовательных ситуаций не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в начале прошлого столетия.

Педагогическая и художественная деятельность определяются комплексом единых способностей-к созиданию, познанию, оценке и общению (М. С. Каган). И тот и другой вид деятельности образуют культуру.

Деятельность педагога сегодня сущностно совпадает с одной из важнейших функций культуры-смыслообразованием. Воспитатель детского сада расширяет для своих воспитанников горизонты смыслового пространства, инициируя в них непрерывный поиск ценностей и смыслов индивидуального существования.

Установленные связи позволяют оправданно выделить среди ключевых компетентностей педагога компетентность общекультурную.

Внутри общекультурной компетентности педагога можно выделить музыкально-художественную культуру.

Что же такое музыкально-художественная культура педагога и каковы особенности музыкально-художественной культуры современных педагогов детского сада.

Художественная культура личности-это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения, индивидуальная интерпретация и её значение в решении жизненных проблем. Соответственно, музыкально-художественная культура педагога связана с открытием ценностей произведений музыкального искусства, готовностью строить собственную жизнь, включая профессиональную деятельность, в контексте открытых ценностей.

Исследования последних лет позволяют выявить некоторые особенности музыкально-художественной культуры педагогов дошкольных образовательных учреждений. В чём же проявляются эти особенности? Замечено, что воспитатели детских садов в большинстве своём любят слушать музыку, она присутствует в их жизни, это в основном-радио и ТВ-репертуар. Музыкальные интересы и предпочтения чаще всего сконцентрированы в области популярной эстрадной музыки, народных песен.

Назначение музыкальных произведений связывается воспитателями с развлечением и отдыхом. В соответствии с этими представлениями педагоги и используют музыку в педагогическом процессе детского сада.

Воспитатели не испытывают постоянной потребности в общении с лучшими образцами музыкального искусства, совсем не посещают или мало посещают учреждения культуры и искусства.

Педагогам почти не знаком и детский классический музыкальный репертуар, они не могут самостоятельно подобрать музыкальные произведения для решения образовательных задач.

Музыка в группах детского сада звучит мало : чаще всего-это популярная эстрадная музыка,реже-детские песенки, и лишь иногда классика. Дети не знают музыкальных предпочтений своего воспитателя, редко поют с ним, не любят музыкальный уголок, так как в нём нет интересных игр и каких-либо привлекательных музыкальных инструментов. Низкая музыкально-художественная культура педагога дошкольного образования не позволяет ему удовлетвлрить потребности ребёнка в общении с музыкой.

Русские ученые И. М. Сеченов, С. П. Боткин и И. П. Павлов своими опытами доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние больных, а правильно подобранный музыкальный ритм облегчает состояние, в котором человек находится после стресса. Словом, существует большое множество примеров того, что многие видные деятели, как медицины, так и искусства, считали силу правильно подобранной для воздействия музыки целебной. Человек живёт в звуковом пространстве, а как сказал древний философ Платон,”звук строит всё пространство Вселенной”. Исследования в области воздействия музыки на человека открыли новые факты. Было выявлено, что громкость звука, превышающая 65 дБ, вредно действует на человека: приводит к повреждению и разрушению тонких структур мозга. Для примера: реактивный самолёт на старте выдаёт 95дБ, а на массовых концертах современных направлений музыки (рок, поп,хэви-металл,рейв-техно и др.) громкость звука зашкаливает за 120дБ. Профессор М. А. Сапожков ещё в 80-е гг. 20 века выявил, что у современных молодых людей резко возрос порог слышимости. Причина-увлечение громкой музыкой. Известно, что звуковой спектр состоит из высоких, средних и низких частот. Чрезмерная громкость и ритмы современной музыки (по последним исследованиям в ней часто встречаются ритмы плясок африканских людоедов) безвозвратно уничтожают хранилища памяти (низкие частоты) и разрушают высшие центры мозга, ответственные за формирование интеллекта (высокие частоты).Такая музыка замедляет рост, снижает жизнедеятельность и защитные силы любых организмов и даже вызывает их гибель. В истории немало фактов, свидетельстующих об успешном использовании терапевтических возможностей музыкального искусства. Музыка воздействует на сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Именно музыка,с её удивительным свойством регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущения дискомфорта: неуверенность, растерянность, страх,боязнь чего-либо. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения детских неврозов.

Современный мир, в котором мы вынуждены существовать, ежедневно преподносит много поводов для возникновения стрессов, которые негативно влияют не только на взрослые, но также и на детские организмы. Поэтому важно научить ребенка действиям, которые могли бы облегчить ему возникшее состояние временного напряжения, научив расслабляться и сбрасывать ощущение натянутости во всем теле.

Именно музыка с ее фантастическим умением регулировать состояние души ребенка призвана помочь ему преодолеть собственные ощущения дискомфорта – неуверенность, растерянность, печаль, страх, боязнь ожидания чего-то.

Особенностью эмоциональной сферы дошкольника, является его значительная эмоциональная возбудимость, которая накладывает отпечаток на весь психический облик ребенка. Вместе с ним эмоции ребенка малоустойчивы, подвижны. Свои эмоциональныe переживания, впечатления, возникшие под воздействием окружающей среды, ребенок выражает в творчестве. Поэтому очень важно, зная особенности его эмоциональной сферы, умело влиять на них, закладывая тeм самым основу для развития высших эстетических и нравственных чувств личности.

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворённости, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии.)

Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребёнка.

Проанализировав организацию образовательных ситуаций в дошкольных учреждениях, мы установили,что воспитатели (педагоги) своё нежелание использовать музыку в организации образовательных ситуаций, объясняют зачастую отсутствием музыкального образования, уповая на ведущую роль музыкальных руководителей. Предполагая, что музыкальные занятия полностью компенсируют потребности ребёнка в музыке.

Всвязи с этим, выявлена необходимость рассмотреть эту проблему с позиции методического сопровождения педагога.

Где методическое сопровождение педагогов - это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении организации образовательных ситуаций с использованием музыки.

Ведь очень важно, чтобы музыка звучала в повседневной жизни детского сада, в самых разнообразных ситуациях (как фон во время тихих игр, рисования, бесед-концертов и т. д., но самое опасное заключается в том, что желание самостоятельного приобщения к большому искусству, его ценностям чаще всего у педагогов отсутствует. Это говорит о необходимости использования новых методов, которые способствовали бы повышению уровня музыкальной культуры воспитателей детского сада и, соответственно, повышению уровня музыкальной культуры детей.

Повысить уровень музыкальной культуры можно за счёт специальных форм взаимоидействия воспитателей с музыкальным руководителем и методидистом, обеспечивающим методическое сопровождение педагога в организации образовательных ситуаций с использованием музыки.

Такими формами могут стать, например, музыкальные тематические вечера, семинары-практикумы, просмотр вебинаров и их обсуждение, “Музыкальный каледоскоп” викторина. Все эти формы взаимодействия помогут решению таких педагогических задач как :активизаця интереса к музыке; обогащение опыта общения с классической музыкой; развитие умений слушать музыкальные произведения; становление эрудированности в сфере музыкального классического искусства; создание персонального классического музыкального репертуара, а главное обретение умений использовать музыку разных жанров в решении профессионально-педагогических задач.

Если мы вернёмся к нашим истокам, издавна на Руси дети приобщались к пению, находясь рядом со взрослыми на праздниках и в быту. Утеря традиций не только нарушает связь поколений, но и объединяет культуру в целом и музыкальное развитие ребёнка в частности. Чрезвычайно важно, чтобы дети соприкоснулись с музыкальным искусством как можно раньше. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняются на всю жизнь, влияют на формирование эстетических чувств и вкусов человека. То, что упущенно в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. В. А. Сухомлинский считал, что если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. По его мнению, чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту, и он осознаёт своё достоинство.

Список используемой литературы:

1. АнисимоваМ. В. Музыка здоровья. -М. :ТЦСфера,2014.

2. ГогоберидзеА. Г,ДеркунскаяВ. А Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М. ,2005.

3. ДавыдоваМ. А. Музыкальное воспитание в детском саду. М. ,2006.

4. Кавинина О. ,Зац Л. Музыкальное воспитание :поиски и находки. М. ,2001.

5. ЯковенкоТ. В. Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей. М. ,2004.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Для чего же нужна музыка в детском саду» Консультация для родителей Музыкальный руководитель Беляева Е. Е. Для чего же нужна музыка в детском саду. Все начинается с детства, в том.

Интегрированный семинар-практикум «Эта целебная музыка» для педагогов детского садаИнтегрированный семинар-практикум «Эта целебная музыка» для педагогов детского сада подготовке проведения семинара была большая предварительная работа. Подбор материала для выступления и презентации, буклетов. Беседы.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по социально-личностному развитию детей» «Взаимодействие педагогов с родителями по социально-личностному развитию детей» Социальное развитие – это формирование отношения ребёнка.

Консультация для педагогов и родителей на тему «Музыка в повседневной жизни детского сада» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 61 – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА.

Лэпбук для детей дошкольного возраста «Чего всегда семь?» ВидеоЛэпбук для детей дошкольного возраста «Чего всегда семь?» Видео Маленькие почемучки частенько одолевают нас всевозможными вопросами. Отвечая на них, приходится излагать серьёзную информацию. Как это сделать.

Мастер-класс для педагогов «Повышение компетенции педагогов в проведении развивающих занятий по профилактике ДДТТ» План проведения: • Выступление воспитателей «Формы и методы работы, используемые при обучении воспитанников ПДД» • Деловая игра для педагогов.

Психологический тренинг для педагогов детского сада «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Педагоги постоянно подвергаются интеллектуальному напряжению, интенсивное управление образовательным и воспитательным процессом вызывает.

Семинар для педагогов «Эффективные формы взаимодействия педагогов с детьми» «Эффективные формы взаимодействия педагогов с детьми». План: 1. Приветствие. Деление на подгруппы. 2. Оценка заинтересованности педагогов.

Среднесрочный педагогический проект «Осторожен будь всегда!» для детей старшей группы. Проблема: У детей недостаточно теоретических знаний о безопасности. Актуальность темы Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Кто всегда первый» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №2 «Светлячок» г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультатация для педагогов «Музыка, звучи всегда»
Опубликовано: 21 сентября 2017 в 00:12
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД