Музыкальная гостиная «Великие романтики»

Ирина Владимировна Иванкова
Музыкальная гостиная «Великие романтики»

Мы рады вас приветствовать в музыкальной гостиной.

Музыка.

Когда и правая и левая рука

Чрез волшебство поют на клавишах двухцветных

И звёздною росой осыпана тоска,

И колокольчики журчат в мечтах рассветных,-

Тогда священна ты, - ты не одна из нас,

А ты, как солнца луч в движении тумана,

И голос сердца ты, и листьев ты рассказ,

И в роще дремлющей идущая Диана.

Всего острей поёт в тебе одна струна-

Чрез грёзу Шумана и зыбкий стон Шопена.

Безумие луны! И вся ты – как луна,

Когда вскипит волна, но падает, как пена.

В нынешнем году мировая музыкальная общественность отмечает две знаменательные даты. 200-летие со дня рождения выдающихся композиторов, представителей романтического направления в искусстве – Роберта Шумана и Фридерика Шопена!

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в городе Цвиккау (Саксония). Он явился на свет в то время, когда Германия была охвачена пожаром наполеоновских войн. Отгремели битвы, и беспросветной мглой затянулись будни немецкого общества. Тем более неприглядным представлялся мещанский быт провинциального города, где провёл юность Шуман. Воспоминания об этих годах обострили его ненависть к мещанскому в жизни и искусстве.

Рано проявились его литературные способности и музыкальная одарённость. Уже в восьмилетнем возрасте он – автор литературных и музыкальных произведений. Роберт Шуман обладал удивительной способностью «рисовать музыкой». В детстве он часто веселил своих друзей, изображая на рояле тех или иных знакомых. Выходило так похоже, что даже не очень музыкальные дети безошибочно угадывали в мелодии образ конкретного человека.

Веселый крестьянин, возвращающийся с работы, бедный сирота, таинственный незнакомец, стремительно скачущий смелый наездник. Все это — музыкальные портреты из знаменитого «Альбома для юношества», с которым вот уже более ста лет не расстаются начинающие пианисты.

«Сицилийская песенка». Исполняет Федосеева Н. Н.

Шуман должен был стать музыкантом, друой мечты у мальчика и не было. Но его мать лелеяла совсем другую мечту: в своем воображении она видела сына, облаченного в черную судейскую мантию, окруженного почетом и уважением. По настоянию матери (Роберт рано потерял отца) будущий композитор поступил на юридический факультет Лейпцигского университета. Но вместо того чтобы корпеть над учебниками права, Шуман с головой погрузился в музыкальную жизнь. Он начал заниматься у Фридриха Вика, лучшего фортепьянного учителя. Вскоре, набравшись мужества, двадцатилетний Роберт напишет матери: «Я посвящаю себя искусству, я хочу, могу и должен это сделать» — и получит, наконец, долгожданную свободу. Занятия с Виком продвигаются очень успешно, и на жизненном горизонте Шумана уже брезжит карьера великого пианиста. Но нелепая случайность, за которой так часто угадывается воля судьбы, помешала сбыться этим планам. Шуман серьезно повреждает палец, и с мечтой о славе пианиста-виртуоза ему приходится расстаться. Молодому человеку не остается ничего другого, как начать серьезно изучать композицию.

Шуман стойко перенёс испытание и обратился одновременно к композиторской и одновременно к критической деятельности. Ему был тогда 21 год. Ближайшее 10-летие он сочиняет фортепианные пьесы, объединённые какой-либо общей идеей в цикл. Таковы циклы пьес «Бабочки», «Карнавал», «Детские сцены», и др. Произведения его во многом автобиографичны, передают чувства и переживания автора. В свои произведения Шуман привносит и реальные картины действительности, используя бытовые напевы, танцы, марши.

Выступления, на которых произведения Роберта Шумана блистательно исполнила Клара Шуман, стали настоящим триумфом. Вернувшись в Дрезден, композитор продолжает творить, хотя ужасная нервная болезнь, признаки которой появились более десяти лет назад, прогрессирует. Музыкальные галлюцинации, прежде появлявшиеся лишь изредка, начинают мучить Шумана и днем и ночью. Наступает момент, когда он уже не может верно воспринимать темп музыки, даже своей собственной…

7 февраля 1854 года лодочники, перевозившие пассажиров через реку Рейн, вдруг увидели, как с моста в воду бросился человек. Они поспешили на помощь и вытащили мужчину из воды. Это был измученный болезнью Роберт Шуман. Еще два мучительных года провел композитор в лечебнице для душевнобольных и умер 29 июля 1856 9 года в Энденихе, близ Бонна.

Он оставил всему человечеству музыку, которая, по словам П. И. Чайковского, «затрагивает струны, которых еще не коснулись его великие предшественники».

Среди композиторов-романтиков никто, пожалуй, не добился такого безоговорочного признания у широчайших масс слушателей, как Шопен.

Ещё на заре творческой карьеры великого польского композитора Шуман, чутко подметил главную тему его творчества, назвав сочинения Шопена «пушками, спрятанными в цветах». Беспредельная преданность композитора своей родине, своему народу, его борьба за национальное освобождение одухотворили творчество Шопена. Влюбленный в польскую народную музыку, он блестяще использовал ее богатства. В наследии Шопена значительное место занимают танцевальные жанры; танцевальность - одно из неотъемленных свойств народно-музыкальной культуры Польши. Полонезы, вальсы, мазурки раскрывают связи творчества Шопена с польской народной музыкой во всем многообразии. Шопен проявил смелое новаторство в их трактовке и преобразовании.

Родился Фридерик 22 февраля в Желязовой Воле близ Варшавы. Родители обеспечили ему широкое образование. С 6 лет он занимался музыкой, удивляя своим удивительным талантом. О нём заговорили в Варшаве, а с 8 лет Шопен выступал как пианист. Творческое наследие Шопена представляет огромную художественную ценность. Он не только обновил современные ему жары фортепианной музыки, но и разработал новые. Шопен создал новый тип мелодии - предельно выразительной, гибкой, непрерывно развертывающейся, сочетающей в себе черты вокальные и инструментальные, песенные и танцевальные. Его пьесы требуют филигранной игры: каждая фраза, мотив, пассаж должны быть спеты выразительно.

Любимый вид романтической фортепианной лирики Шопена -- ноктюрн, буквально «ночная пьеса». Еще до Шопена ноктюрны -- одночастные лирические пьесы медленного темпа -- создавал в начале XIX века ирландский композитор Джон Фильд. И все же ноктюрны Шопена -- совершенно новое художественное явление. Их отличает редкая мелодическая красота лирического содержания.

Жизнь Фридерика Шопена будто раскололась надвое: двадцати лет он покинул реакционную Польшу и более не видел её. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби – тоски по родине. Далеко в Париже он воскрешал в своей памяти образ любимой родины в творениях героико-эпических и драматических, пылких и элегических.

Наиболее притягательным для выражения мгновенного романтического порыва, сиюминутного настроения стал жанр прелюдии с её импровизационной основой. Фридерик как бы заново открыл этот жанр. Каждая шопеновская прелюдия – это законченный музыкальный образ, в них «сердце Шопена волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, нежится, озаряется надеждой и холодеет от страха…» - писал академик Асафьев. Напомню, что прелюдии сочинялись Шопеном в период поражения польской революции, о котором он узнал за границей и очень тяжело переживал это известие.

Всеволод Рождественский.

Шопен

Встала луна над Парижем, осеребрив черепицы.

Словно кто тронул рукою, он пробудился в ночи.

Как неотступно в разлуке бедная родина снится!

Сел у рояля в халате, тихо зажёг две свечи.

К смутным виденьям вернуться память не сразу заставишь.

Луч проскользнувший в окошко, на половицах простёрт.

Лёгкие пальцы коснулись холодом тронутых клавиш-

И пробежал, замирая, скорбно вздохнувший аккорд.

Лица поблекших портретов, сумрак гостиной овальной,

Рокот застенчивой арфы, дедовский пенистый мёд,

Шум кринолинного шёлка в отзвуках музыки бальной,

Свечи в тяжёлых шандалах, шкуры – трофеи охот…

Всё это было когда-то… Теперь под дождём невесёлым

В пущу уходят повстанцы, смерть косит жатву свою.

Пушки царя Николая бьют по соломенным сёлам,

Гибнут отважные братья в долгом неравном бою.

Душно в салонах Парижа. Давит бессилье покоя,

Чем же но мог бы отсюда скорбному краю помочь?

Гулкое сердце рояля подняло волны прибоя.

Катятся гневно аккорды в тихую лунную ночь.

Перед распятой отчизной он преклоняет колена.

Нет, не повергнута Польша! Нет не сгинела она!

Павшим – священная память в траурном марше Шопена,

Верящим в вольность народа – слава на все времена!

Живя в Париже, Фридерик сблизился с Жорж Санд, известной французской писательницей. С Жорж Санд его связала не только страсть, но и глубокая привязанность, и истинная дружба. Ни с кем Фридерик не был так откровенен, ни с кем так глубоко не обсуждал свои профессиональные проблемы. Но по характеру они были разными. Жорж Санд никогда не жаловалась на усталость. Она умела не только работать круглые сутки, но и безудержно веселиться. Шопена, болезненного смолоду, это иногда тяготило.

При этом оба были поглощены своим творчеством, которое требовало огромного напряженияНе смотря ни на что годы, проведённые с ней – самые продуктивные в творчестве Шопена. Но вернёмся к музыке Шопена.

Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена (у него была очень страшная лёгочная болезнь, а разрыв с любимой женщиной в 1847 году был фатальным для Шопена. Желая покинуть Париж, чтобы избавиться от всего окружающего, Шопен поехал в Лондон, и это было последним его путешествием. Успех, нервная, ненормальная жизнь, климат, - все это окончательно подорвало его болезненно-деликатную натуру и великий артист, вернувшись в Париж, слег, а 5 (17) октября 1849 года его не стало. Смерть Шопена была ударом для музыкального мира, а похороны были редким выражением симпатий его многочисленных поклонников. Сердце Шопена, согласно его воле, было позднее перевезено в Варшаву и помещено в костеле Святого Креста.

Публикации по теме:

Математические стихи для дошкольников. Нолик Я дверь открываю в ряд числовой. Я нолик овальный, внутри я пустой. Я первым стою, но меня не считают. Нолик - нисколько, все это.

Сказка про грязные и чистые руки «Сказка про грязные и чистые руки» Живёт в Подмосковном городе один славный мальчик – Виталик. Виталику уже 5 лет. Приключилась с ним однажды.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • День семьи
  • Цветы
Автор публикации:
Музыкальная гостиная «Великие романтики»
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 20:25
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за пауком»
Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за пауком" Цель: вызвать интерес к окружающему миру. Задачи: Образовательные: расширять и...
Проектная деятельность в средней группе «Как нам техника помогает»
Тема: «Как нам техника помогает» Продолжительность проекта: 20. 11. – 24. 11. 2017 г. Возраст детей: 4-5 лет Участники проекта: Воспитанники средней...
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Ирина Баринова Дидактическая игра : "Подбери по цвету". Хочу поделиться с Вами моим опытом работы по изготовлению пособия по сенсорному развитию для детей...
Консультация для родителей «Лечебные игры для детей»
Игры на развитие дыхания. Дыхательная система человека состоит из носовой полости, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Она участвует из таких...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «День матери»
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «День матери». Цель: формировать представление о празднике, воспитывать чувство любви и заботливое...