Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка» (старшая группа)

Анжела Васина
Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка» (старшая группа)

Целью данной игры является формирование представления о классических образцах музыки, развитие у детей умения применять знания классической музыки с ассоциацией «композитор – музыкальный образ», формирование представления об особенностях композиторского творчества.

Задачи:

Образовательная:

- формировать у детей любовь к музыке и потребность в общении с ней.

-учить сопоставлять определенные музыкальные приемы с образами;

-учить высказываться об эмоционально-образном содержании музыки;

Развивающая:

- развивать у ребенка способность осознанно слушать музыку;

-развивать мыслительную деятельность, фантазию, образное мышление, память, логику;

Воспитательная:

- воспитывать музыкальные интересы, вкусы детей.

Оборудование: музыкальный центр с записями музыкальных произведений «Клоуны» Д. Кабалевского, «Смелый наездник» Р. Шумана, «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского, «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского; 4 картинки иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений, а также композиторов, авторов музыкальных произведений. Одна иллюстрация – вопрос «Угадай – ка», фишки, колокольчик.

Предварительная работа: Прослушивание музыкальных произведений, таких как: «Клоуны» Д. Кабалевского, «Смелый наездник» Р. Шумана, «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского, «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского. Знакомство с творчеством композиторов – авторов музыки. Беседы по прослушанным произведениям.

Беседа

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами сегодня снова будем говорить об удивительном мире Музыки. Сейчас перед вами лежит музыкальный альбом, в котором живут музыкальные произведения. Музыку можно не только услышать, но и изобразить. Ребята, вы любите цирк?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Сегодня мы послушаем пьесу Д. Кабалевского, в которой он рассказывает о цирковых артистах. Но о ком пойдет речь, вы должны понять сами, определив, какая музыка по характеру и по настроению?

Музыка шутливая, бойкая, живая и забавная. И эта музыка о клоунах. Она так и называется «Клоуны». Обратите внимание на то, меняется ли характер музыки?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Правильно, в начале музыка веселая, задорная, в середине звучит тихо, осторожно, робко, неуверенно, а потом опять веселая, как в начале. Как вы считаете, в музыкальном произведении композитор изображает один образ или два?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, пожалуйста, на первую картину музыкального альбома. В музыке рассказывается о двух клоунах. Один клоун веселый, умелый, а другой – неудачник, все у него валится из рук, все он делает наоборот. Мелодия несколько раз повторяется, все громче, второй клоун пытается подражать своему собрату, смешно и неловко старается повторить все трюки, но все его попытки заканчиваются неудачей. Но вот снова первый клоун с еще большим блеском и смелостью демонстрирует свое мастерство. Давайте, еще раз послушаем произведение «Клоуны» Д. Кабалевского.

Музыкальный руководитель: Мне хочется познакомить вас еще с одной картиной. Называется «Избушка на курьих ножках». Звучит музыкальное произведение.

Музыкальный руководитель: Какой характер музыки?

Ответы детей: Зловещий, угрожающий, колючий, отрывистый.

Музыкальный руководитель: Что бы вы нарисовали, слушая эту пьесу?

Ответы детей: Темный лес. Баба Яга летит в своей ступе, нос крючком, зубы торчком, помелом еще заметет.

Музыкальный руководитель: Откройте вторую картину музыкального альбома. Послушаем произведение «Избушка на курьих ножках» еще раз.

Музыкальный руководитель: Идем дальше знакомиться со следующим музыкальным произведением. Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством композитора Роберта Шумана. Напоминаю, что Р. Шуман писал много музыки для детей. Также, как и композитор Пётр Чайковский, Роберт Шуман в своём альбоме написал пьесы для детей с различными названиями, поэтому тоже назвал его «детский альбом». Каждая пьеса – картинка, которую рисует музыка на какой – либо сюжет. Например, все вы скоро отметите праздник Новый год. Так вот в «детском альбоме» есть пьеса, которая называется «Дед мороз». Музыка пьесы грозная, строгая, громкая, зловещая. Она очень хорошо изображает образ зимней стужи, мороза (исп. фрагмент). Музыка громкая звучит в низком регистре (рассказать о регистрах: высокий, средний, низкий)

А сегодня мы знакомимся с произведением Роберта Шумана «Смелый наездник»… Давайте послушаем внимательно музыкальное произведение.

Музыкальный руководитель: Музыка звучит в быстром темпе, состоит пьеса из трёх частей. Крайние части звучат одинаково в миноре. Музыка рисует образ смелого наездника, который скачет на лошади и преодолевает много препятствий на своём пути… Внимание вопрос: скажите, какой характер в музыке вы услышали?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Правильно, музыка решительная, энергичная, звучит не постепенно, а скачкообразно, отрывисто. В музыке это обозначается термином «стакатто» т. е. отрывисто. (исп. мелодию) Мелодия поддерживает сопровождение. Аккорды в низком регистре ещё раз подчёркивают неумолимый, строгий и решительный характер в музыке. Затем характер музыки меняется, наступает средняя часть, которая звучит в мажоре (светлый тон в музыке). Мелодия звучит в низком регистре, это её придаёт уверенности в выборе решения. Звучание становится бархатным, сочным. Послушаем еще раз среднюю часть музыкального произведения.

Музыкальный руководитель: Ребята, сейчас я вам исполню всё произведение целиком, а вы внимательно посмотрите на третью картину музыкального альбома. Слушание «Смелый наездник» Р. Шумана.

Музыкальный руководитель: Дети, открываем следующую страницу нашего музыкального альбома. Вы помните, что маршем называется музыка, под которую можно дружно шагать, маршировать. Послушайте внимательно музыку и скажите, будет удобно маршировать людям под этот марш или нет?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Правильно, не удобно. Потому что это «Марш деревянных солдатиков» - игрушечный марш, под него маршируют деревянные солдатики. Они шагают, как заводные, и композитор построил музыку на высоких, коротких, отрывистых звуках. Сначала музыка звучит негромко, она едва слышна – они идут далеко. Вот они подходят всё ближе и ближе, и марш начинает звучать громче. Потом солдатики удаляются, и музыка постепенно затихает.

Пётр Ильич Чайковский в своей музыке подчеркнул, что это марш игрушечный. Настоящие солдаты шагают более тяжело, спокойно, идут медленнее и музыка походных солдатских маршей более стройная.

Игра «Музыкальные картинки»

Правила игры: В игре принимают участие подгруппа детей (6-7) детей. Музыкальный руководитель задает вопрос во время 1–4 задания. Игрок, который знает верный ответ, сначала звонит в колокольчик, потом отвечает и получает одно очко. Во время пятого задания игроки используют фишки для правильного ответа. Выигрывает тот, кто получит большее число очков.

Музыкальный руководитель: Дети, вы познакомились с музыкальными произведениями композиторов. Теперь мы сможем проверить ваши знания и поиграть в игру «Музыкальные картинки».

(Дети берут в руки «Музыкальные альбомы» и слушают задание).

Музыкальный руководитель: Задание № 1.

Послушайте музыкальное произведение и ответьте на вопрос: как называется произведение и кто автор.

Музыкальный руководитель: Задание № 2.

Откройте музыкальный альбом на первой странице. Послушайте и определите, какие средства музыкальной выразительности использует композитор для изображения двух контрастных образов?

Музыкальный руководитель: Задание № 3.

Назовите композитора, который сочинил произведение «Смелый наездник»

Музыкальный руководитель: Задание № 4.

Скажите, как называется жанр в музыке, который вы прослушаете. Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского.

Музыкальный руководитель: Задание № 5.

Дети, возьмите в руки фишки. Откройте «Музыкальные картинки» на последней странице. Сейчас буде решающее задание. Послушайте музыкальное произведение и поставьте фишку на правильную картинку.

Подведение итогов и объявление победителя игры.

Домашнее задание.

Музыкальный руководитель: Дома постарайтесь нарисовать иллюстрации к тому музыкальному произведению, которое Вам запомнилось. Что ж, наша игра подошла к концу. Вы все сегодня были молодчинами! Я надеюсь, что мы с вами замечательно провели время! До свидания!

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ПДД «Угадай, какой знак»Дидактическая игра по ПДД «Угадай, какой знак» Цель игры:Учить детей различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно.

Дидактическая игра своими руками «Угадай животное»Дидактическая игра своими руками «Угадай животное» Игра позволяет закрепить знания о животных,их внешнем виде и среде обитания. Из черной бумаги вырезала силуэт (тень)животного. Наклеивала.

Дидактическая игра «Угадай, чей хвост?»Дидактическая игра «Угадай, чей хвост?» Цель. Развитие познавательного интереса. Задачи. -Учить правильно называть животных, части тела животного, узнавать известных зверей по.

Дидактическая игра «Угадай где находится».Дидактическая игра «Угадай где находится». Игра для детей 4-7 лет (старший и подготовительный дошкольный возраст). Цель игры : - формировать у детей пространственное представление;.

Дидактическая игра «Угадай-ка» (средняя группа) Цель: Учить детей правильно использовать наименования детенышей животных в единственном и множественном числе. Ход игры: Воспитатель загадывает.

Дидактическая игра «Угадай, кто»Дидактическая игра «Угадай, кто» Игра «Угадай кто?» Цель: развитие творческих способностей детей. Задачи: • Снятие эмоциональных зажимов; • Развитие связной речи детей;.

«Угадай, кто?» Дидактическая игра по теме «Домашние птицы» для детей младшего дошкольного возраста«Угадай, кто?» Дидактическая игра по теме «Домашние птицы» для детей младшего дошкольного возраста Цель: уточнить представления детей о домашних птицах. Задачи: * вызвать интерес к домашним птицам, желание ухаживать за ними; * конкретизировать.

Дидактическая игра «Угадай, кто ты?»Дидактическая игра «Угадай, кто ты?» Название игры: дидактическая игра «Угадай, кто ты?» Актуальность и значимость: игра «Угадай, кто ты?» предназначена для детей старшего дошкольного.

Дидактическая игра «Угадай, кто ты?»Дидактическая игра «Угадай, кто ты?» Вторая младшая группа (3-4 года). Цель игры: Формировать у детей умение угадывать предмет, опираясь на его описание. Задачи игры: Образовательная:.

Беседа о свойствах тканей. Дидактическая игра «Ателье»» (старшая группа) Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами материалов, из которых изготавливаются вещи, помочь им вспомнить и самостоятельно определять.

Библиотека изображений:
  • Птицы
Автор публикации:
Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка» (старшая группа)
Опубликовано: 29 мая 2016 в 22:51
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экологический мастер-класс «Веселый попугай» из бросового материала
Предлагаю изготовить веселого, забавного попугая из использованных разноцветных стаканчиков и проволоки. Назначение: для оформления летнего...
Конспект занятия по окружающему миру «День рождение города Санкт-Петербург» в старшей...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской области...
Праздник «Святая Троица». История, обычаи и традиции
Роща юная, белоствольная На заре росою умоется, Звоны слышатся колокольные – Воскресенье святое - Троица! Звоны чистые, колокольные Разливаются в...
Паспорт центра детского творчества
Художественное творчество в дошкольной образовательной организации является частью воспитательно-образовательной работы с детьми и несет на себе...
Фотоотчёт «Поход в библиотеку»
Поход в библиотеку – важное мероприятие в плане воспитания, решает сразу несколько воспитательных задач. Поэтому мы с коллегой давно хотели осуществить его....