Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ

Юлия Автаева
Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ

Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ – отличный способ в привычной для ребенка игровой деятельности активизировать творческое мышление и как следствие-речь ребенка. Но для того, чтобы начать фантазировать у ребенка должны быть знания и некоторый опыт. Фантазия возникает на базе реальности. Чем богаче знания и опыт, тем богаче воображение.

ТРИЗ на музыкальных занятиях помимо своей основной задачи – развитие памяти, воображения и др., - имеет и другую, не менее важную задачу: формирование музыкальных способностей:

I Ладовое чувство

II Музыкально – слуховые представления

III Чувство ритма

игра «Мастерская музыкальных инструментов»

(Морфологический анализ)

Цель: расширить знания детей о строении музыкальных инструментов; обогатить словарный запас детей (называть детали музыкальных инструментов); учить преобразовывать слова (из двух составлять одно новое).

Правила игры:

I на первом этапе, в процессе знакомства с музыкальными инструментами, детям предлагается рассмотреть строение какого-нибудь одного музыкального инструмента, причем выделяются только крупные, явные детали. Педагог сообщает детям, что сегодня они будут мастерами, но не обычными, а такими, которые делают музыкальные инструменты. В мастерской можно сделать любой инструмент, но сначала надо узнать, из каких деталей состоит каждый инструмент.

Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ

Помимо названий деталей (частей) инструментов детям сообщается мате-риал, из которого они изготовлены, способ звукоизвлечения. Не лишними будут и поэтические строки об инструментах - стихи, загадки. Для составления описательного рассказа об инструменте детям предлагается опорная таблица:

II на втором этапе, после повторения уже пройденного материала, вводятся новые условия:

1. Увеличивается количество деталей, рассматриваемых у одного инструмента.

2. После изучения нескольких инструментов вводится морфологическая таблица (анализ). Начинать эту работу следует с 2 – х инструментов.

После образования нового инструмента идет обсуждение:

- что это? как можно назвать?

- как пользоваться таким предметом? (как на нем играть)

- для чего нужен такой инструмент?

III на третьем этапе изучаются новые музыкальные инструменты, и для морфологического анализа берется сразу несколько инструментов (3-4). Можно давать задание на дом – создать новый инструмент из определенного набора кар-точек. Обсуждение нового, полученного инструмента, проходит так же, как на втором этапе.

игра «Музыкальные яблочки»

(Прямая аналогия)

Цель: учить соотносить музыкальные впечатления с конкретными образами, характером музыки,развивать словарный запас детей (подбор синонимов к слову).

Педагог показывает детям карточку с изображением яблони без яблок и говорит, что эта яблоня-не простая, а сказочная. На ней растут не простые яблочки, а волшебные. Просто так их увидеть нельзя. Яблочки показываются только тогда, когда слышат музыку. Какая музыка - такие яблочки и показываются. После этого педагог исполняет музыкальные фрагменты разного характера. Дети определяют характер музыки и выкладывают яблочки с соответствующим настроением.

игра «Дрова»

Цель: соотносить длительность звука с конкретными образами (длинные и короткие поленья); развивать чувство ритма.

Правила игры:

Педагог рассказывает детям, что в сказке «Гуси-лебеди» живет волшебная музыкальная печка. Она очень любит петь песенки и записывать их. Но ноты она не знает, поэтому она выкладывает ритмический рисунок песенки с помощью поленьев. Длинные поленья - это длинные звуки, а короткие поленья-короткие звуки. После этого педагог-ведущий (а затем ребенок) воспроизводит ритмический рисунок с помощью хлопков, музыкального молоточка или любого другого ударного инструмента. Дети выкладывают ритмический рисунок с помощью поленьев.

Второй вариант игры (усложнение): Педагог выкладывает ритмический рисунок с помощью поленьев, а дети «прочитывают» его и воспроизводят с помощью хлопков, музыкального молоточка или любого другого ударного инструмента.

Игра "Черное-белое”

(Хорошо-плохо)

Цель: Учить детей определять качества и свойства предмета; выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны; развивать логическое мышление, речь.

Правила игры:

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества.

Например:ПИАНИНО

ХОРОШО:красивое, блестящее, можно играть веселую музыку,на него ставят цветы, в него можно смотреться, как в зеркало.

ПЛОХО: тяжелое, играет слишком громко, надо постоянно вытирать пыль, занимает много места.

игра «Паровозик»

(Оператор РВС- размер, время, стоимость)

Цель: учить детей определять и прослеживать линии развития объекта

Правила игры:

Ведущий - педагог, а позже ребенок-паровозик, а остальные дети - вагончики. Выстраивается "поезд времени".

Педагог: Давайте отправим на поезде времени балалайку. На столе вразнобой изображения дерева, пилы, рубанка и т. д. Каждый ребенок выбирает понравившуюся ему картинку. Ведущий берет свою, встает, а за ним встает ребенок со следующей по смыслу картинкой и так далее.

Публикации по теме:

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность,.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Времена года и погода
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ
Опубликовано: 31 июля 2013 в 22:12
+44
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фоторепортаж о колядках в детском саду
После зимних каникул в нашем детском саду, как и во многих садах, проходили колядки. Колядки проходят в Святочные дни с седьмого по девятнадцатое января, т....
Новогодний утренник-2017 (фотоотчёт)
Отплясали, отшумели новогодние утренники в детских садах, но воспоминания о них останутся и в нашей памяти, и на дисках, чтобы мы всегда могли вернуться в...
Создание макета «Живой уголок леса» для центра познания и экспериментирования группы....
Формирование экологической культуры у детей является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в ДОУ. Цель экологического образования ДО–...
Кружок по нетрадиционному художественному творчеству «Волшебные пальчики».
Изобразительное творчество имеет насыщенное количество материалов и техник. Часто детям не хватает обычных способов рисования, чтобы выплеснуть полет своих...
«Новогодние игрушки — своими руками» фотоотчёт
Прошли новогодние праздники. Но осталось хорошее впечатление о том, как готовились к Новогоднему празднику. В группе бала создана «Новогодняя...