Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ

Юлия Автаева
Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ

Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ – отличный способ в привычной для ребенка игровой деятельности активизировать творческое мышление и как следствие-речь ребенка. Но для того, чтобы начать фантазировать у ребенка должны быть знания и некоторый опыт. Фантазия возникает на базе реальности. Чем богаче знания и опыт, тем богаче воображение.

ТРИЗ на музыкальных занятиях помимо своей основной задачи – развитие памяти, воображения и др., - имеет и другую, не менее важную задачу: формирование музыкальных способностей:

I Ладовое чувство

II Музыкально – слуховые представления

III Чувство ритма

игра «Мастерская музыкальных инструментов»

(Морфологический анализ)

Цель: расширить знания детей о строении музыкальных инструментов; обогатить словарный запас детей (называть детали музыкальных инструментов); учить преобразовывать слова (из двух составлять одно новое).

Правила игры:

I на первом этапе, в процессе знакомства с музыкальными инструментами, детям предлагается рассмотреть строение какого-нибудь одного музыкального инструмента, причем выделяются только крупные, явные детали. Педагог сообщает детям, что сегодня они будут мастерами, но не обычными, а такими, которые делают музыкальные инструменты. В мастерской можно сделать любой инструмент, но сначала надо узнать, из каких деталей состоит каждый инструмент.

Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ

Помимо названий деталей (частей) инструментов детям сообщается мате-риал, из которого они изготовлены, способ звукоизвлечения. Не лишними будут и поэтические строки об инструментах - стихи, загадки. Для составления описательного рассказа об инструменте детям предлагается опорная таблица:

II на втором этапе, после повторения уже пройденного материала, вводятся новые условия:

1. Увеличивается количество деталей, рассматриваемых у одного инструмента.

2. После изучения нескольких инструментов вводится морфологическая таблица (анализ). Начинать эту работу следует с 2 – х инструментов.

После образования нового инструмента идет обсуждение:

- что это? как можно назвать?

- как пользоваться таким предметом? (как на нем играть)

- для чего нужен такой инструмент?

III на третьем этапе изучаются новые музыкальные инструменты, и для морфологического анализа берется сразу несколько инструментов (3-4). Можно давать задание на дом – создать новый инструмент из определенного набора кар-точек. Обсуждение нового, полученного инструмента, проходит так же, как на втором этапе.

игра «Музыкальные яблочки»

(Прямая аналогия)

Цель: учить соотносить музыкальные впечатления с конкретными образами, характером музыки,развивать словарный запас детей (подбор синонимов к слову).

Педагог показывает детям карточку с изображением яблони без яблок и говорит, что эта яблоня-не простая, а сказочная. На ней растут не простые яблочки, а волшебные. Просто так их увидеть нельзя. Яблочки показываются только тогда, когда слышат музыку. Какая музыка - такие яблочки и показываются. После этого педагог исполняет музыкальные фрагменты разного характера. Дети определяют характер музыки и выкладывают яблочки с соответствующим настроением.

игра «Дрова»

Цель: соотносить длительность звука с конкретными образами (длинные и короткие поленья); развивать чувство ритма.

Правила игры:

Педагог рассказывает детям, что в сказке «Гуси-лебеди» живет волшебная музыкальная печка. Она очень любит петь песенки и записывать их. Но ноты она не знает, поэтому она выкладывает ритмический рисунок песенки с помощью поленьев. Длинные поленья - это длинные звуки, а короткие поленья-короткие звуки. После этого педагог-ведущий (а затем ребенок) воспроизводит ритмический рисунок с помощью хлопков, музыкального молоточка или любого другого ударного инструмента. Дети выкладывают ритмический рисунок с помощью поленьев.

Второй вариант игры (усложнение): Педагог выкладывает ритмический рисунок с помощью поленьев, а дети «прочитывают» его и воспроизводят с помощью хлопков, музыкального молоточка или любого другого ударного инструмента.

Игра "Черное-белое”

(Хорошо-плохо)

Цель: Учить детей определять качества и свойства предмета; выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны; развивать логическое мышление, речь.

Правила игры:

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества.

Например:ПИАНИНО

ХОРОШО:красивое, блестящее, можно играть веселую музыку,на него ставят цветы, в него можно смотреться, как в зеркало.

ПЛОХО: тяжелое, играет слишком громко, надо постоянно вытирать пыль, занимает много места.

игра «Паровозик»

(Оператор РВС- размер, время, стоимость)

Цель: учить детей определять и прослеживать линии развития объекта

Правила игры:

Ведущий - педагог, а позже ребенок-паровозик, а остальные дети - вагончики. Выстраивается "поезд времени".

Педагог: Давайте отправим на поезде времени балалайку. На столе вразнобой изображения дерева, пилы, рубанка и т. д. Каждый ребенок выбирает понравившуюся ему картинку. Ведущий берет свою, встает, а за ним встает ребенок со следующей по смыслу картинкой и так далее.

Публикации по теме:

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность,.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Экология
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Музыкально-дидактические игры с элементами ТРИЗ
Опубликовано: 31 июля 2013 в 22:12
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...