Конспект музыкально-ритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Ирина Ашурок
Конспект музыкально-ритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Музыкально-ритмические занятия для детей с нарушением зрения.

Ритмика является составной частью музыкального и физического воспитания детей с нарушением зрения дошкольного возраста.

Музыкально-ритмические упражнения, игры, хороводы и пляски позволяют детям с нарушением зрения преодолевать трудности зрительно-пространственной ориентировки, некоординированность двигательных актов, их аритмичность и гиподинамию.

Дети знакомятся с характером музыки и учатся соотносить свои движения с ее темпом, ритмом, скоростью, плавностью. Музыкальное сопровождение движений детей учит их быть ритмичными, отзывчивыми к различным двигательным актам.

Перед нашим детским садом стоят следующие коррекционные задачи:

- формирование у детей бинокулярного зрения;

- укрепление мышц глаз и развитие прослеживающих функций;

- развитие глазомерной оценки протяженности;

- развитие пространственной ориентировки и координации движений;

Именно доминантные ритмические занятия в большей степени помогают решать эти задачи.

Формирование чувства ритма, снятие двигательной скованности очень важный процесс в жизнедеятельности детей с нарушением зрения. Ведь при нарушенном зрении огромную роль играют другие органы чувств, которые компенсируют недостаток.

В своей работе опираюсь на «Программы коррекционных (образовательных) учреждений IV вида для детей с нарушением зрения» под ред. Л. И. Плаксиной. Активно использую Программу по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, а также пособие по танцевально-игровой гимнастике для детей «СА-ФИ-Дансе» Ж. Е Фирилевой, Е. Г. Сайкиной, адаптируя их к работе с детьми со зрительной депривацией.

На коррекционных занятиях, музыка в сочетании с движением дает основу формированию чувства ритма у дошкольников с нарушением зрения, то есть занятие полностью посвящено коррекции вторичных отклонений. Преодолеть нарушения координации движений, чувства ритма, зрительно-пространственной ориентировки детям помогают различные формы кинезитерапии.

Кинезитерапия – терапия движением.

Процесс коррекции различными средствами кинезитерапии строится на умении ребенка чувствовать свое тело, а также на формировании произвольности движений, релаксации.

При развитии зрительно-двигательной ориентировки в пространстве необходимо использование световых сигналов, ориентиров для обеспечения лучшего видения. В танцевальных движениях использую различные цветовые атрибуты: ленты, флажки, султанчики, косынки. Очень нравятся детям музыкально-речевые и пальчиково-речевые игры, которые побуждают дошкольников к импровизации. На протяжении всего занятия необходимо обращать внимание на согласованность движений и музыки.

Предлагаю вашему вниманию ритмическое занятие - для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект музыкального занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (различные нарушения зрения).

Тема: «Ритмические фантазии».

Старший возраст.

Форма проведения: игра-импровизация.

Вид: доминантное (раздел «Музыкально-ритмические движения»).

Цель: развивать образные представления, фантазию, воображение и мышление ребенка; умение сочетать движения с музыкой и словом.

Задачи: развивать чувство ритма; менять движения в соответствии с характером музыки; формировать восприятие и различение ритмической пульсации в хлопках в речевых и музыкально-ритмических играх; учить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера; развивать координацию движений рук и ног в процессе ходьбы; способствовать снятию двигательной скованности детей.

Здоровьесберегающие технологии на занятии:

• Игрогимнастика

• Игроритмика

• Игропластика

• Пальчиковая гимнастика

• Дыхательно-звуковая гимнастика

• Креативная гимнастика

Ход занятия.

Дети входят в зал, становятся в круг.

1. Музыкальный руководитель: (поет вверх гамму Д dur)- Здравствуйте, ребята!

Дети отвечают: (поют трезвучие вниз)- Здра-вст-вуй-те!

М. р. - Так приятно говорить друг другу слова приветствия. А знаете ли вы, что можно здороваться стихами! Давайте попробуем поздороваться именно так. Но мы будем здороваться не только друг с другом, но и с «солнцем золотым» (скрестить кисти рук, расставив пальцы, с «небом голубым» (руки вверх, с «вольным ветерком» (качает поднятыми вверх руками, с «маленьким дубком» (соединить запястья рук, разведя кисти в стороны, с «утром» (мягкий жест правой рукой вправо, с «днем» (такой же жест левой рукой влево, и представьте себе, мы можем поздороваться даже с курицей на улице (изобразить двумя руками крылышки). Итак, если вы готовы, то начинаем, а вы мне обязательно помогайте.

Пальчиковая речевая игра «Здравствуй!» И. Бодраченко

- Я здороваюсь везде - дома и на улице,

Даже «здравствуй» говорю я соседской…курице (вместе показывают «крылышки»).

(М. р. и дети) - Здравствуй, солнце золотое! (показывают «солнце»).

Здравствуй, небо голубое! (показывают «небо»).

Здравствуй, вольный ветерок! (показывают «ветерок»).

Здравствуй, маленький дубок! (показывают «дубок»).

Здравствуй, Утро! (жест вправо).

Здравствуй, День! (жест влево).

Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны).

М. р. - Приглашаю вас совершить прогулку.

- А куда можно пойти погулять?

(дети отвечают: на улицу, в зоопарк и т. д.)

- Какое место есть в нашем городе, где гуляют взрослые и дети? (парк)

- Вы, наверное, уже догадались, куда мы сейчас с вами пойдем?

- Мы будем маршировать, а музыка нам подскажет как.

«Ходьба различного характера» Марш М. Роббера»

- Раз, два, три, четыре, пять,

В парк отправимся гулять.

По аллейкам и дорожкам будем мы маршировать.

(Дети выполняют упражнение под музыку стоя на месте.)

- Сколько частей в этом упражнении? Как нужно идти на музыку первой части? (Энергичным шагом, высоко поднимая ногу с согнутым коленом, размахивая руками-одной вперед, другой назад).

- Как вы пойдете на музыку второй части? («тихим» шагом, осторожно ступая без движения руками).

(Упражнение выполняется в движении по кругу.)

Аудиозапись «Вьюга», кассета «Музыка природы».

М. р. - Мы в беседочку зайдем,

Сильный ветер переждем.

2. Ритмическая речевая игра «Вьюга»

Дети выполняют упражнение, сидя на стульях. Они учатся четко произносить текст с ритмичным движением рук и ног, делают упражнение вместе с воспитателем без музыки.

- Птица: кар, кар, кар!

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (дети ритмично хлопают в ладоши).

Вьюга: у – у-у! (ладони сложить у рта).

Ноги: топ, топ, топ! (топают попеременно ногами).

Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх).

Мама: ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками).

Вьюга: у – у-у! (ладони у рта).

Туча: бах, бах, бах! (топают ногами).

М. р.

-Вот и стих ветер, предлагаю продолжить прогулку. В парке есть «Волшебная комната», в которой происходят чудесные превращения.

3. «Чудесные превращения» - игровое упражнение.

Воспитатель грамотно читает поэтический текст, четко проговаривая слова, делая речевые паузы и логические ударения. Это поможет развитию творческого воображения детей, и будет способствовать выразительности и пластичности движений.

Движения сопровождаются музыкальной импровизацией в соответствии с «характером героя».

- Мы поднимем руки вверх,

Сразу станем выше всех. (Дети идут на носках, руки поднимают вверх).

-Вот идет подъемный кран,

Перевозит грузы сам. (идут на пятках, руки за спиной «замочком»).

- Тихо-тихо мышь идет,

Потому что рядом кот. (двигаются мягким пружинным шагом на носках, слегка прогнув спину).

- Гоп-гоп, конь живой, (дети сгибают в локтях руки - «берут вожжи»,

С настоящей головой, идут, высоко поднимая ноги, красиво оттянув

С настоящей гривой, носочек – «копытце»).

Вот какой красивый.

-На колени руки сложим, (пружинный шаг на всей ступне. Ноги

На кого же мы похожи? расставлены на ширину плеч и согнуты в

Это карлик-старичок. коленях,. тяжесть тела переносится с одной

Он согнулся как крючок. ноги на другую, ноги в коленях

не выпрямляются).

- Вот шагает великан,

Как большой подъемный кран. (дети двигаются широким пружинным

Рощу, речку и луга шагом, руки помогают движению, свободно

Он пройдет за два шага. раскачиваясь вдоль корпуса).

- Шел по лесу добрый гном (дети идут вразвалочку, слегка пружиня

С разноцветным колпачком. в коленях, руки можно сложить

Шел и песню напевал, «топориком» на правом плече).

И в вразвалочку шагал.

- Вот шагает добрый слон,

Всем на свете шлет поклон. (дети двигаются не спеша, размеренно,

слегка увеличив длину шага. Руки находятся

за спиной, в такт каждому шагу ребенок слегка

покачивает головой).

- В темном лесе есть избушка. (идут по кругу).

Стоит задом наперед. (прыжком поворачиваются в другую сторону).

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живет. (идут по кругу в другую сторону).

У нее глаза большие. (разжимают кулачки подобно открывающимся глазам).

Словно огоньки горят.

Ух! (приседают). Сердитая какая!

Дыбом волосы стоят. (резко поднимают руки вверх.)

М. р.

-Дети, вы любите качаться на качелях? В нашем парке они есть! А когда качели летят, вверх-вниз дыхание захватывает, покажем, как (глубоко вдыхаем и выдыхаем)

4. Распевка «Качели». (показ рукой направления движения вверх – вниз).

Во время пения, помимо работы над чистым интонированием, тренируем прослеживающую функцию глаз, (следим за движение руки).

М. р. - В парке темно, все спят давно…

Одна сова не спит, на суку сидит, да как полетит…

5. Пальчиковая речевая попевка «Сова».

В лесу (соединяют запястья рук, пальцы расставлены в стороны)

Темно (закрывают ладонями глаза, локти в сторону,

Все спят (ладони соединить подушечкой)

Давно (кладут «подушечку» на плечо, голову наклонить).

Одна Сова не спит (делают «глаза», текст нараспев, низко).

На суку сидит (руки за спину, выгнуть грудь - «важная» Сова).

Да как полетит! («перелетают» на другое место, текст высоко).

- Нам тоже пора возвращаться…

6. Заключительная часть.

М. р. А отвезет нас в детский сад - Волшебный трамвай!

Дети выстраивают стульчики «вагончиками», садятся и поют песню

Е. Макшанцевой «Трамвай».

После «возвращения» дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы музыкального руководителя.

Методическая литература.

1. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»/ Сост. Е. П. Раевская – М.: Просвещение 1991г.

2. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» М. А. Михайлова, Н. В. Воронина, Ярославль Академия Холдинг 2000г.

3. «Са-Фи-Дансе» (танцевально-игровая гимнастика для детей) Санкт – Петербург «Детство-Пресс» 2007г.

4. «Подвижные игры для детей с нарушением в развитии»/ под ред. Л. В. Шапковой. – СПб, «Детство-Пресс», 2005, 160с.

5. Л. И. Солнцева «Психология детей с нарушением зрения (детская тифлопсихология)- М.: Классик Стиль, 2006.-256с.

6. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. /Под ред. Л. И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.-256с.

7. «Музыкальный руководитель» №3,4 2006г. Л. И. Гераскина «От этюда к спектаклю».

Публикации по теме:

Характеристика-представление Федина Елена Викторовна родилась 13 августа 1969 года в городе Тула. В 1987 году закончила Тульское педагогическое училище №2 по специальности.

Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ». Я работаю с детьми с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве- одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Конспект музыкально-ритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 16:53
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...